Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 21:52, реферат
Актуальность развития информационных технологий подчеркивалось президентом Д.А. Медведевым на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», проведенной 17 июля 2008 года: «…У нас на наших заседаниях президиума всегда рассматриваются наиболее актуальные вопросы развития нашей страны. К числу таковых относится вопрос развития информационного общества в Российской Федерации…»
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Понятие медицинской информационной системы…………………………….4
Медицинские информационные системы и локальные информационные системы....................................................................................................................4
Типы медицинских информационных систем………………………………….7
Классификация С.А. Гаспаряна…………………………………………………8
Классификация Г. А. Хая………………………………………………………..11
Зарубежные и иерархические классификации………………………………..14
Актуальность внедрения медицинских информационных систем…….........21
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………………….23
Государственное бюджетное образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский Государственный Медицинский университет "
Реферат по теме «Информационно-медицинские системы. Варианты их классификации.»
Выполнил работу:
Гарипов Н. В.
Проверил работу:
Рушан Ильдамович
Казань 2014 год.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
Понятие медицинской информационной системы…………………………….4
Медицинские информационные системы и локальные
информационные системы.......................
Типы медицинских информационных систем………………………………….7
Классификация С.А. Гаспаряна…………………………………………………8
Классификация Г. А. Хая………………………………………………………..11
Зарубежные и иерархические классификации………………………………..14
Актуальность внедрения медицинских информационных систем…….........21
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….23
Современные медицинские учреждения производят и накапливают огромные объемы данных. Качество медицинской помощи, общий уровень жизни населения, уровень развития страны в целом зависят от того, насколько грамотно и эффективно эти данные используются медицинскими работниками.
Появилась необходимость использования больших объемов информации при решении медицинских задач (диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других). В настоящее время это обуславливает создание медицинских информационных систем в лечебно-профилактических учреждениях.
До недавнего времени в российском здравоохранении почти полностью отсутствовали хоть какие-то признаки автоматизации. Карты, бюллетени, процедурные отчеты, учет пациентов, лекарственных препаратов - весь документооборот производился на бумаге. Это сказывалось на скорости, а следовательно, и качестве обслуживания пациентов, затрудняло работу врачебного, медицинского персонала, что вело к врачебным ошибкам, большим затратам времени на заполнение карт, составление отчетов. Это осложняло работу руководства лечебно-профилактического учреждения.
Актуальность развития информационных технологий подчеркивалось президентом Д.А. Медведевым на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», проведенной 17 июля 2008 года: «…У нас на наших заседаниях президиума всегда рассматриваются наиболее актуальные вопросы развития нашей страны. К числу таковых относится вопрос развития информационного общества в Российской Федерации…»
Также впервые выделены вопросы информатизации в проекте «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» в разделах проекта Концепции 2.7. и 4.2.8 «Информатизация здравоохранения».
Информационная система — это организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационные системы предназначены для сбора, хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации. Во второй половине XX в., в период начала бурного развития компьютерных технологий, всеобщая информатизация не могла не захватить такую жизненно важную область, как медицина. Как в России, так и за рубежом стали разрабатываться ИМС.
Основными задачами, решаемыми с помощью ИМС, являются:
· информационная поддержка оказания медицинской помощи населению;
· информационная поддержка управления отраслью здравоохранения.
Определений ИМС в современной специальной литературе много. Рассмотрим одно из них. Информационная медицинская система — это совокупность информационных, организационных, программных и технических средств, предназначенных для автоматизации медицинских процессов и(или) организаций.
В России довольно интенсивно развиваются локальные медицинские информационные системы и сети. В настоящее время широко применяются в практике медицины компьютеризированные истории болезни и системы классификации терминов. При этом важную роль играет язык общения между базами данных и терминология.
Развитие информационных технологий и современных коммуникаций, появление в клиниках большого количества автоматизированных медицинских приборов, следящих систем и отдельных компьютеров привели к новому витку интереса и к значительному росту числа медицинских информационных систем (МИС) клиник, причем, как в крупных медицинских центрах с большими потоками информации, так и в медицинских центрах средних размеров и даже в небольших клиниках или клинических отделениях.
Современная концепция информационных систем предполагает объединение электронных записей о больных (electronic patient records) с архивами медицинских изображений и финансовой информацией, данными мониторинга с медицинских приборов, результатами работы автоматизированных лабораторий и следящих систем, наличие современных средств обмена информацией (электронной внутрибольничной почты, Internet, видеоконференций и т.д.).
Таким образом, медицинская информационная система (МИС) - это совокупность программно - технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в ЛПУ и системе здравоохранения.
Целями создания МИС являются:
1. Создание единого
2. Мониторинг и управление качества медицинской помощи;
3. Повышения прозрачности
деятельности медицинских
4. Анализ экономических аспектов оказания медицинской помощи;
5. Сокращение сроков
6. Внедрение МИС имеет
положительный эффект для всех
участников системы
Ш Преимущества для пациента:
o Продуктивность лечения:
· врач имеет больше времени на работу с пациентами за счет сокращения "бумажной работы" ;
· оперативность получения диагностических данных повышает скорость назначения и эффективность соответствующего лечения;
· аккумулирование данных о пациенте за любое количество лет с возможностью просмотра его предыдущих историй болезни;
· снижение риска потери информации о пациенте;
o Минимизация затраченного времени:
· возможность составления за минимальный промежуток времени оптимального графика посещений пациентом диагностических и процедурных кабинетов;
· отсутствие очередей у процедурных и диагностических кабинетов;
· быстрое получение результатов обследований и выписного эпикриза в печатном или электронном виде;
Ш Преимущества для лечащего врача:
o Продуктивность лечения:
· возможность просмотра предыдущих историй болезни пациента;
· возможность получения информации с аптечного склада предприятия о наличии лекарственных средств;
· доступность любой информации из истории болезни в режиме реального времени
o Минимизация затраченного времен:
· снижение избыточности затрат ручного труда на переписывание одних и тех же данных;
· облегчение поиска справочных данных и работы со справочной литературой;
· автоматическая кодировка диагнозов по шифрам МКБ-10;
· использование шаблонов (часто используемых фраз) при заполнении истории болезни;
· автоматизированное получение выписного эпикриза;
Ш Для Департамента и Министерства здравоохранения:
· сравнение деятельности различных учреждений здравоохранения на основании данных, поступающих из различных регионов РФ;
· своевременное принятие важных стратегических и тактических решений на основе анализа данных, поступающих в режиме реального;
В широком смысле информационная система – это совокупность технического, программного, организационного обеспечения, а также персонала. Она предназначена для своевременного обеспечения людей надлежащей информацией.
Информационная система обслуживает интересы разных категорий и от этого зависит тип информационной системы.
Классификация информационных систем по функциональному признаку представлена на рисунке, учтен уровень управления и уровень квалификации персонала лечебно-профилактического учреждения.
Рис. 1. Классификация медицинских информационных систем
Из рисунка видно, если уровень управления высокий, то объем работ выполняется специалистом с помощью информационных систем меньше.
Нижняя часть (основание) пирамиды составляют информационные системы, благодаря которым сотрудники-исполнители занимаются операционной обработкой данных. Менеджеры низшего звена занимаются оперативным управлением. Верхняя часть пирамиды, на уровне стратегического управления, информационные системы изменяют свою роль.
Классификация С.А. Гаспаряна. В 1978 — 2005 гг. С.А. Гаспарян опубликовал три варианта классификации ИМС. Рассмотрим классификацию, включающую пять классов:
1) технологические информационные медицинские системы (ТИМС);
2) банки информации медицинских служб (БИМС);
3) статистические ИМС;
4) научно-исследовательские ИМС;
5) обучающие (образовательные) ИМС.
В основу этой классификации были положены сразу четыре системообразующих фактора: объект описания, решаемая социальная задача, пользователь, степень и направленность агрегации информации на уровне выходных документов.
1. Технологические
информационные медицинские
1.1. Автоматизированные
системы клинико-лабораторных
1.2. Автоматизированные
системы консультативной
1.3. Автоматизированные
системы профилактических
1.4. Автоматизированные
системы постоянного
2. Банки информации
медицинских служб
Банк данных — совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью электронных вычислительных машин.
База данных — объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
В настоящее время эти понятия практически слились.
2.1. Банки медицинской информации ЛПУ — для поликлиник, стационаров, диспансеров, родильных домов и т.д.
2.2. Банки
медицинской информации
2.3. Банки
медицинской информации
3. Статистические
информационные медицинские
Информация о работе Информационно-медицинские системы. Варианты их классификации