Информационно-медицинские системы. Варианты их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 21:52, реферат

Краткое описание

Актуальность развития информационных технологий подчеркивалось президентом Д.А. Медведевым на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», проведенной 17 июля 2008 года: «…У нас на наших заседаниях президиума всегда рассматриваются наиболее актуальные вопросы развития нашей страны. К числу таковых относится вопрос развития информационного общества в Российской Федерации…»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Понятие медицинской информационной системы…………………………….4
Медицинские информационные системы и локальные информационные системы....................................................................................................................4
Типы медицинских информационных систем………………………………….7
Классификация С.А. Гаспаряна…………………………………………………8
Классификация Г. А. Хая………………………………………………………..11
Зарубежные и иерархические классификации………………………………..14
Актуальность внедрения медицинских информационных систем…….........21
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Тема- Медицинские информационные системы. Классификация .docx

— 48.90 Кб (Скачать файл)

 

Государственное бюджетное образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский Государственный Медицинский университет "

 

 

 

Реферат по теме «Информационно-медицинские системы. Варианты их классификации.»

 

 

 

 

Выполнил работу:

 Гарипов Н. В.

Проверил работу:

 Рушан Ильдамович                    

 

Казань 2014 год.

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

Понятие медицинской информационной системы…………………………….4

Медицинские информационные системы и локальные информационные системы....................................................................................................................4

Типы медицинских информационных систем………………………………….7

Классификация С.А. Гаспаряна…………………………………………………8

Классификация Г. А. Хая………………………………………………………..11

Зарубежные и иерархические классификации………………………………..14

Актуальность внедрения медицинских информационных систем…….........21

Заключение……………………………………………………………………...22

Список используемой литературы…………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Современные медицинские учреждения производят и накапливают огромные объемы данных. Качество медицинской помощи, общий уровень жизни населения, уровень развития страны в целом зависят от того, насколько грамотно и эффективно эти данные используются медицинскими работниками.

Появилась необходимость использования больших объемов информации при решении медицинских задач (диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других). В настоящее время это обуславливает создание медицинских информационных систем в лечебно-профилактических учреждениях.

До недавнего времени в российском здравоохранении почти полностью отсутствовали хоть какие-то признаки автоматизации. Карты, бюллетени, процедурные отчеты, учет пациентов, лекарственных препаратов - весь документооборот производился на бумаге. Это сказывалось на скорости, а следовательно, и качестве обслуживания пациентов, затрудняло работу врачебного, медицинского персонала, что вело к врачебным ошибкам, большим затратам времени на заполнение карт, составление отчетов. Это осложняло работу руководства лечебно-профилактического учреждения.

Актуальность развития информационных технологий подчеркивалось президентом Д.А. Медведевым на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», проведенной 17 июля 2008 года: «…У нас на наших заседаниях президиума всегда рассматриваются наиболее актуальные вопросы развития нашей страны. К числу таковых относится вопрос развития информационного общества в Российской Федерации…»

Также впервые выделены вопросы информатизации в проекте «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» в разделах проекта Концепции 2.7. и 4.2.8 «Информатизация здравоохранения».

 

Понятие медицинской информационной системы.

 

Информационная система — это организационно упорядочен­ная совокупность документов (массивов документов) и информа­ционных технологий, в том числе с использованием средств вы­числительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационные системы предназначены для сбора, хране­ния, обработки, поиска, распространения, передачи и предо­ставления информации. Во второй половине XX в., в период начала бурного развития компьютерных технологий, всеобщая информатизация не могла не захватить такую жизненно важную область, как медицина. Как в России, так и за рубежом стали разрабатываться ИМС.

Основными задачами, решаемыми с помощью ИМС, явля­ются:

· информационная поддержка оказания медицинской помощи населению;

· информационная поддержка управления отраслью здраво­охранения.

Определений ИМС в современной специальной литературе много. Рассмотрим одно из них. Информационная медицинская система — это совокупность ин­формационных, организационных, программных и технических средств, предназначенных для автоматизации медицинских про­цессов и(или) организаций.

Медицинские информационные системы и локальные информационные системы.

 

В России довольно интенсивно развиваются локальные медицинские информационные системы и сети. В настоящее время широко применяются в практике медицины компьютеризированные истории болезни и системы классификации терминов. При этом важную роль играет язык общения между базами данных и терминология.

Развитие информационных технологий и современных коммуникаций, появление в клиниках большого количества автоматизированных медицинских приборов, следящих систем и отдельных компьютеров привели к новому витку интереса и к значительному росту числа медицинских информационных систем (МИС) клиник, причем, как в крупных медицинских центрах с большими потоками информации, так и в медицинских центрах средних размеров и даже в небольших клиниках или клинических отделениях.

Современная концепция информационных систем предполагает объединение электронных записей о больных (electronic patient records) с архивами медицинских изображений и финансовой информацией, данными мониторинга с медицинских приборов, результатами работы автоматизированных лабораторий и следящих систем, наличие современных средств обмена информацией (электронной внутрибольничной почты, Internet, видеоконференций и т.д.).

Таким образом, медицинская информационная система (МИС) - это совокупность программно - технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в ЛПУ и системе здравоохранения.

Целями создания МИС являются:

1. Создание единого информационного  пространства;

2. Мониторинг и управление  качества медицинской помощи;

3. Повышения прозрачности  деятельности медицинских учреждений  и эффективности принимаемых  управленческих решений;

4. Анализ экономических  аспектов оказания медицинской  помощи;

5. Сокращение сроков обследования  и лечения пациентов;

6. Внедрение МИС имеет  положительный эффект для всех  участников системы здравоохранения.

Ш Преимущества для пациента:

o Продуктивность лечения:

· врач имеет больше времени на работу с пациентами за счет сокращения "бумажной работы" ;

· оперативность получения диагностических данных повышает скорость назначения и эффективность соответствующего лечения;

· аккумулирование данных о пациенте за любое количество лет с возможностью просмотра его предыдущих историй болезни;

· снижение риска потери информации о пациенте;

o Минимизация затраченного  времени:

· возможность составления за минимальный промежуток времени оптимального графика посещений пациентом диагностических и процедурных кабинетов;

· отсутствие очередей у процедурных и диагностических кабинетов;

· быстрое получение результатов обследований и выписного эпикриза в печатном или электронном виде;

Ш Преимущества для лечащего врача:

o Продуктивность лечения:

· возможность просмотра предыдущих историй болезни пациента;

· возможность получения информации с аптечного склада предприятия о наличии лекарственных средств;

· доступность любой информации из истории болезни в режиме реального времени

o Минимизация затраченного  времен:

· снижение избыточности затрат ручного труда на переписывание одних и тех же данных;

· облегчение поиска справочных данных и работы со справочной литературой;

· автоматическая кодировка диагнозов по шифрам МКБ-10;

· использование шаблонов (часто используемых фраз) при заполнении истории болезни;

· автоматизированное получение выписного эпикриза;

Ш Для Департамента и Министерства здравоохранения:

· сравнение деятельности различных учреждений здравоохранения на основании данных, поступающих из различных регионов РФ;

· своевременное принятие важных стратегических и тактических решений на основе анализа данных, поступающих в режиме реального;

 

Типы медицинских информационных систем.

 

В широком смысле информационная система – это совокупность технического, программного, организационного обеспечения, а также персонала. Она предназначена для своевременного обеспечения людей надлежащей информацией.

Информационная система обслуживает интересы разных категорий и от этого зависит тип информационной системы.

Классификация информационных систем по функциональному признаку представлена на рисунке, учтен уровень управления и уровень квалификации персонала лечебно-профилактического учреждения.

 

Рис. 1. Классификация медицинских информационных систем

 

Из рисунка видно,  если уровень управления высокий, то объем работ выполняется специалистом с помощью информационных систем меньше.

Нижняя часть (основание) пирамиды составляют информационные системы, благодаря которым сотрудники-исполнители занимаются операционной обработкой данных. Менеджеры низшего звена занимаются оперативным управлением. Верхняя часть пирамиды, на уровне стратегического управления, информационные системы изменяют свою роль.

 

Классификация С.А. Гаспаряна

Классификация С.А. Гаспаряна. В 1978 — 2005 гг. С.А. Гаспарян опубликовал три варианта классификации ИМС. Рассмотрим клас­сификацию, включающую пять классов:

1) технологические информационные медицинские системы (ТИМС);

2) банки информации  медицинских служб (БИМС);

3) статистические  ИМС;

4) научно-исследовательские  ИМС;

5) обучающие (образовательные) ИМС.

В основу этой классификации были положены сразу четыре системообразующих фактора: объект описания, решаемая соци­альная задача, пользователь, степень и направленность агрегации информации на уровне выходных документов.

1. Технологические  информационные медицинские системы  обес­печивают информационную поддержку  отношений врач —боль­ной. Основанием  для деления ИМС в классе  ТИМС на виды была характеристика  цели обработки медико-биологической  информа­ции.

1.1. Автоматизированные  системы клинико-лабораторных ис­следований, включая программно-аппаратные комплексы, пред­назначенные для функциональной, лучевой и лабораторной диа­гностики.

1.2. Автоматизированные  системы консультативной вычисли­тельной  диагностики.

1.3. Автоматизированные  системы профилактических осмотров  населения.

1.4. Автоматизированные  системы постоянного интенсивного  наблюдения для послеоперационных  палат, реанимационных от­делений, ожоговых центров и т.д.

2. Банки информации  медицинских служб обеспечивают  инфор­мационную поддержку отношений  совокупность больных — вра­чи. Основанием для деления БИМС  на виды была широта охвата  обслуживаемого населения.

Банк данных — совокупность баз данных, а также программные, язы­ковые и другие средства, предназначенные для централизованного на­копления данных и их использования с помощью электронных вычис­лительных машин.

База данных — объективная форма представления и организации со­вокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

В настоящее время эти понятия практически слились.

2.1. Банки  медицинской информации ЛПУ —  для поликлиник, стационаров, диспансеров, родильных домов и т.д.

2.2. Банки  медицинской информации специализированных  служб — персонифицированные  регистры (от англ. register — ре­естр) — онкологические, психиатрические, наркологические, кожно-венерологические; сюда же относят регистры больных  с врожденными заболеваниями, больных  с сахарным диабетом, ликвидаторов  аварии на Чернобыльской АЭС  и т.п.

2.3. Банки  медицинской информации населения  администра­тивной территории, включая  банки фондов ОМС.

3. Статистические  информационные медицинские системы  обес­печивают информационную поддержку  отношений популяция (в смысле  населения обслуживаемого региона) — органы, управ­ляющие системой  медицинского обслуживания. Деление  стати­стических ИМС на виды  было основано на различии  объектов опи­сания, представленных  в статистических отчетах ЛПУ  и террито­риальных органов управления  здравоохранением.

Информация о работе Информационно-медицинские системы. Варианты их классификации