Информационно-медицинские системы. Варианты их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 21:52, реферат

Краткое описание

Актуальность развития информационных технологий подчеркивалось президентом Д.А. Медведевым на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», проведенной 17 июля 2008 года: «…У нас на наших заседаниях президиума всегда рассматриваются наиболее актуальные вопросы развития нашей страны. К числу таковых относится вопрос развития информационного общества в Российской Федерации…»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Понятие медицинской информационной системы…………………………….4
Медицинские информационные системы и локальные информационные системы....................................................................................................................4
Типы медицинских информационных систем………………………………….7
Классификация С.А. Гаспаряна…………………………………………………8
Классификация Г. А. Хая………………………………………………………..11
Зарубежные и иерархические классификации………………………………..14
Актуальность внедрения медицинских информационных систем…….........21
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Тема- Медицинские информационные системы. Классификация .docx

— 48.90 Кб (Скачать файл)

3.1. Информационные  медицинские системы «Здоровье  насе­ления» — объектами являются  половозрастные и профессиональ­ные  группы населения в целом по  России, регионам или муници­пальным  образованиям.

3.2. Информационные  медицинские системы «Среда обита­ния»  — объектами являются социальные  институты, объекты про­изводства  и экологические зоны.

3.3. Информационные  медицинские системы «Учреждения  здра­воохранения» — основаны  на описании материально-технической  базы учреждений, их совокупности  по типам и характеристикам  их деятельности.

3.4. Информационные  медицинские системы «Кадры здраво­охранения»  — объектами описания являются  средние медицин­ские работники, врачи, руководители, научные сотрудники.

3.5. Информационные  медицинские системы «Медицинская  промышленность» — основаны на  описании объектов-предприятий и  объектов-продуктов этих предприятий (лекарств, изделий, оборудования).

4. Научно-исследовательские  информационные медицинские си­стемы  позволяют рассматривать объекты  и документы науки. Раз­деление  на виды основано на различиях  объектов описания.

4.1. Автоматизированные  системы научной медицинской  ин­формации для обработки и  поиска документов — научных  публи­каций.

4.2. Организационные  научно-исследовательские медицинские  системы, основанные на описании  тематики научных исследова­ний  и их результатов по совокупности  учреждений или научных направлений.

4.3. Системы  автоматизации медико-биологических  исследова­ний, основанные на описании  поведения исследуемых объектов  или их совокупности. Они очень  похожи на АС клинико-лабораторных  исследований, но имеют одно существенное  отличие: в последних объектом  описания является пациент, а  в первых — экспериментальное  животное.

5. Обучающие  информационные медицинские системы  обеспечи­вают информационную поддержку  отношений обучаемые — пре­подаватели. Образовательные ИМС разделяются  на виды в соот­ветствии с  педагогическими принципами оценки  уровня освое­ния знаний учащимся.

5.1. Автоматизированные  системы, контролирующие воспро­изводство  знаний по ответам на вопросы, выбранным из возмож­ных вариантов.

5.2. Автоматизированные  системы, обучающие и контролиру­ющие  знания, т.е. представляющие знания  и контролирующие их усвоение.

5.3. Автоматизированные  системы, обучающие решению задач.

Таким образом, системы этого класса разделяются по уровню усвоения знаний, уровню интеллектуальной насыщенности системы. Каждый следующий вид систем класса обучающих ИМС может включать в себя возможности предыдущего. Любая классификация есть произвольное разделение целого на части. Не каждую ИМС можно отнести к какому-либо одному виду (или даже классу) систем.

Классификация Г. А. Хая.

Классификация Г. А. Хая. Другую классификацию ИМС предло­жил Г.А. Хай (2001), разделивший ИМС на следующие типы:

1. медико-технологические;

2. справочные;

3. базы данных;

4. приборно-компьютерные  системы или измерительно-вычис­лительные  комплексы (ИВК);

5. микропроцессорные  системы;

6. передачи  и обработки изображений;

7. сервисные;

8. автоматизированные  системы управления (АСУ).

Г.А.Хай считал, что медицинской технологией является про­фессиональная деятельность врача — профилактика, прогнозиро­вание, ранняя и дифференциальная диагностика, лечение, реа­билитация. Медико-технологические системы обеспечивают ее ин­формационную поддержку. К таким системам относятся:

· системы вычислительной диагностики;

· системы автоматизации скрининга;

· системы статистического прогнозирования и угрозометрии;

· системы выбора решающих правил для принятия оптималь­ных решений о лечебных мероприятиях.

 

Рассуждая о медико-технологических системах, автор отдает должное статистическому моделированию, отмечая, что оно дает хорошие результаты при выраженной клинической картине. В то же время к недостаткам систем, основанным на статистическом моделировании, он относит ограниченные возможности в части диагностического диапазона и несоответствие алгоритма распоз­навания врачебной логике .

Приборно-компьютерные системы также относятся к медико-технологическим. Их основой является математическая обработка физиологических сигналов. Самостоятельную группу систем обра­ботки медико-биологической информации составляют, в частно­сти, комплексы программ для лабораторных исследований.

Микропроцессорные системы — это автоматизированные си­стемы, основой которых является микропроцессор. Их применя­ют в самых разных областях: от искусственных органов и управ­ляемых протезов до автоматизации управления инфузионной терапией или искусственной вентиляции легких. Особую группу составляют робототехнические системы (от автономных датчи­ков для исследования полых органов до управления манипуля­торами).

Системы передачи и обработки изображений используются дос­таточно давно. Рентгенограммы, ЭКГ, макро- и микропрепараты передаются на любые расстояния по каналам связи. В настоящее время обмен изображениями для осуществления дистанционной диагностики реализуется в основном с помощью телемедицин­ских технологий.

Справочные ИС позволяют врачу всегда иметь под рукой необ­ходимую для него информацию. В отличие от консультативных медицинских систем справочные носят чисто информационный характер. Справочные системы могут хранить в себе и немедицин­скую информацию (в узком смысле этого слова). Понятно, что основываются справочные системы на БД.

Базы данных пациентов позволяют врачу хранить информацию о своих больных в течение неограниченного времени, оперативно получая из нее нужные сведения. К сервисным системам относятся программы, не имеющие не­посредственного отношения к медицине и лечебному процессу, но активно использующиеся, такие как электронная почта, Ин­тернет, системы напоминания, учебные программы и т.д. Автоматизированные системы управления ЛПУ связаны с уп­равлением деятельностью лечебного учреждения в целом. Такие системы включают в себя ряд подсистем: управления потоками больных, работой врачей, ведением медицинской документации, кадрами, материально-техническими ресурсами, финансами, документооборотом, учетом и отчетностью. В настоящее время такие системы называют автоматизированными информационными системами лечебно-профилактических учреждений.

Зарубежные и иерархические классификации.

 

Зарубежные классификации. В зарубежных источниках почти все авторы в последнее время поддерживают деление систем на Com­puterized Physician Order Entry и Patient Care Information Systems. Та­кое деление условно соответствует следующим понятиям: автома­тизированные рабочие места специалистов или системы поддер­жки принятия решений (Decision Support Systems) и информаци­онные медицинские системы. Среди систем Computerized Physician Order Entry различают:

· системы, используемые врачами;

· системы, используемые медицинскими сестрами;

· системы, используемые фармакологами.

В результате исследования пяти ведущих (в плане информати­зации) больниц США были выявлены основные типы систем, используемых в стационарах:

Computerized Results — системы, представляющие компьютерные  отчеты о доступных для использования  диагностических процессах;

Computerized Notes —  системы, позволяющие вводить различные  сведения о лечебно-диагностическом  процессе, включающее элементы ЭИБ;

Computerized Ordering — системы управления лечебно-диагностическим процессом;

Computerized Event Monitoring and Notification — системы компьютерного  мониториования и оповещения. Эти  системы обеспечивают поиск важных  для лечебно-диагностического процесса  симптомов и оповещают о найденных отклонениях;

Clinical Administration Systems — экономические, административные и справочные системы;

Decision Support —  системы поддержки решений, при  пользовании которыми может осуществляться  взаимодействие с системами типа Computerized Results.

Все большее развитие получают электронные истории болезни (Electronic patient record).

Рассмотрев классификации разных авторов, как отечественные, так и зарубежные, можно сделать заключение, что, несмотря на различный вид, они содержат сходные элементы.

Иерархическая классификация. Одной из относительно бесспор­ных является иерархическая классификация ИМС, которая суще­ствует столько времени, сколько собственно информатизация здра­воохранения.

Информатизация — комплекс мероприятий, направленных на свое­временное и полное обеспечение участников той или иной деятельности необходимой информацией, определенным образом переработанной и при необходимости преобразованной (об информатизации деятельности медицинских работников более подробно речь пойдет в подразд. 6.2).

Информационные медицинские системы классифицируют на основании иерархического принципа, соответствующего струк­туре здравоохранения как отрасли на уровни:

· базовый (клинический);

· учреждений (поликлиники, стационары, диспансеры и др.);

· территориальный (профильные и специализированные меди­цинские службы и региональные органы управления);

· федеральный (федеральные учреждения и органы управле­ния).

Внутри каждого уровня ИС классифицируются по функцио­нальному принципу, т.е. по целям и задачам.

Рассмотрим вариант классификации ИМС, предложенный авторами. Он основан на иерархическом принципе построения си­стемы здравоохранения и оказания пациенту медицинской помощи.

1. Медико-технологические  системы. Это самые многочисленные  из разрабатываемых ИМС. Они обеспечивают  обработку и анализ: информации  для поддержки принятия врачебных  решений и ин­формационной поддержки  медицинских технологических процес­сов (см. гл. 7). Медико-технологические системы  в свою очередь подразделяют на несколько систем.

1.1. Автоматизированные  системы для обработки медицинских сигналов и изображений.

1.2. Автоматизированные  системы для консультативной помо­щи в принятии решений.

1.2.1. Автоматизированные  системы для распознавания патоло­гических  состояний методами вычислительной диагностики.

1.2.2. Автоматизированные  консультативные системы для  по­мощи в принятии решений  на основе интеллектуального (эксперт­ного) подходов.

1.2.3.Автоматизированные  гибридные (экспертно-статистические, экспертно-моделирующие) системы для  консультативной помощи в принятии решений.

1.3. Автоматизированные  системы для управления жизненно  важными функциями организма.

1.3.1. Мониторно-компьютерные  системы.

1.3.2. Интеллектуальные  системы для постоянного интенсив­ного  наблюдения.

2. Автоматизированные  рабочие места медицинских работников. Эти комплексы обеспечивают ведение  БД, обработку информа­ции и поддержку  процессов принятия решений в  определенной предметной области. В свою очередь АРМ подразделяют на несколько видов.

2.1. Медико-технологические.

2.1.1. Клинические.

2.1.2. Функциональные.

2.1.3. Радиологические.

2.1.4. Лабораторные.

2.1.5. Фармакологические.

2.2. Организационно-технологические.

2.2.1. Организационно-клинические.

2.2.2. Телемедицинские.

2.3. Административные.

2.3.1. Административно-управленческие.

2.3.2. Медико-статистические.

2.3.3. Медико-экономические.

3. Информационно-технологические  системы. Эти системы исполь­зуют  для поддержки электронного документооборота  и принятия лечебно-диагностических  и организационных решений. Среди них выделяют несколько систем.

3.1. Системы диспансерного наблюдения.

3.2. Электронные истории болезни.

3.3. Информационные  системы отделений медицинских учреж­дений.

3.4. Специализированные  информационные системы (регистры).

4. Автоматизированные  информационные системы ЛПУ. Такие  си­стемы подразделяют на несколько  видов.

4.1. Амбулаторно-поликлинических учреждений.

4.2. Учреждений  стационарного типа.

4.3. Специализированных учреждений.

4.4. Скорой, неотложной  и экстренной медицинской помощи.

4.5. Станций  переливания крови.

5. Автоматизированные  информационные медицинские системы  территориального уровня. Среди  них выделяют шесть видов систем.

Информация о работе Информационно-медицинские системы. Варианты их классификации