Информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:51, реферат

Краткое описание

Период перехода к информационному обществу сопровождается информатизацией образования, которое основано на новых технологиях: в процесс хранения и обработки информации внедряются автоматизированные системы, основной частью которых являются новые информационные технологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДОКУМЕНТООБОРОТА В ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Информационные системы управления в образовании
1.2 Описание документооборота института и кафедры
1.3 Анализ технологии документооборота на основе диаграмм SADT (IDEF0)
1.4 Обоснование проектных решений по видам обеспечения
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТООБОРОТА НА КАФЕДРЕ
2.1 Информационно-логическая модель предметной области на основе ER
2.2 Разработка базы данных на основе даталогического моделирования в среде MS Access
2.3 Функционально-структурная схема автоматизированной системы документооборота кафедры
2.4 Реализация программных модулей системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 977.33 Кб (Скачать файл)
  • организует и проводит на современном уровне учебную и учебно-методическую работу, в том числе разрабатывает учебные планы, тематику и программы курсов и семинаров, курсовых и дипломных работ и проектов, устанавливает все формы проведения занятий, соотношение между лекционными, практическими и лабораторными занятиями, распределяет учебные поручения, организует контроль за учебой студентов;
  • формирует планы научных исследований, организует их проведение и осуществляет контроль выполнения;
  • организует и контролирует повышение квалификации и переподготовку преподавателей и сотрудников кафедры;
  • способствует распространению научных знаний и осуществляет культурно-просветительскую деятельность среди населения;
  • вносит на рассмотрение Ученого совета института предложения о кандидатурах на замещение должностей, на представление к ученым и почетным званиям;
  • осуществляет иную деятельность, предусмотренную настоящим Уставом НМИ и действующим законодательством [41, с. 12].

Огромное  количество различных служебных  документов возникающих в процессе деятельности кафедры требует правильного  распределения. Исполненные документы подшиваются в дела, при необходимости их нахождения, существует классификатор, которым является номенклатура дел.

В номенклатуре дел кафедры указано 17 наименований и 35 дополнительных папок. Нумерация в номенклатуре дел состоит из индекса структурного подразделения, например кафедра информатики – 25 и номера дела, например 25-01 – «Копии приказов и распоряжений ректора и проректоров общие». Пример номенклатуры дел кафедры показан в приложении A.

 

1.3 Анализ технологии документооборота  на основе диаграмм SADT (IDEF0)

 

При проектировании информационных систем во всем мире принято  преимущественно использовать технологии структурного анализа и проектирования SADT. Применение этой технологии предусматривает построение семейных диаграмм IDEF0, IDEF1, IDEF1X, IDEF2 и т.д. Анализ информационной системы документооборота проводится с помощью диаграммы IDEF0.

При создании новых систем IDEF0 можно  использовать сначала для задания  требований к системе и ее функциям, а затем для разработки собственно системы, которая соответствует заданным требованиям и исполняет заданные функции. При работе с существующими системами с помощью IDEF0 можно анализировать выполняемые системой функции и документировать механизмы (средства), которыми это достигается [47, с. 163].

Результатом применения IDEF0 является модель. Модель состоит из диаграмм, текста и словаря  терминов, имеющих перекрестные ссылки друг на друга [48, с. 84]. Диаграммы – основной компонент модели. Все функции и взаимодействия отображаются на диаграммах в виде прямоугольников (функции) и стрелок (взаимодействия).

Целью разрабатываемой  модели является «Определить действия для качественного документооборота кафедры».

Диаграмма самого верхнего уровня называется А-0 модель «Документооборот кафедры» представлена на рисунке 2.

На данной диаграмме один блок «Документооборот кафедры» и 9 дуг, входящих в блок и исходящих из него. Расположение дуг относительно блока не случайно. Каждая сторона блока имеет вполне определенное назначение: левая сторона блока предназначена для входов (материал или информация, которые используются или преобразуются для получения результата), верхняя – для управления (правила, стратегии, стандарты); правая – для выходов (материал или информация, получаемые в результате выполнения процесса), нижняя – для механизмов (ресурсы, которые выполняют процесс). Такое обозначение отражает определенные принципы активности: входы преобразуются в выходы, управления ограничивают или предписывают условия выполнения, исполнители описывают, за счет чего выполняются преобразования [14, с. 378]. Так, в данном случае «Документы структурных подразделений института» посредством действий «Методиста кафедры» и « Технических средств» должны преобразоваться в «Планы, отчеты и протоколы заседаний», «Семестровые и 5-летние планы», «Документы по группам, сотрудникам». Управляющую роль здесь выполняет «Устав НМИ», «ГОС ВПО», «Требования к оформлению документов в НМИ».

Обобщающая  диаграмма верхнего уровня является в своем роде уникальной, поскольку  содержит один единственный блок. Все  остальные диаграммы IDEF0 – модели обычно содержат от 3 до 6 блоков, при этом каждая такая диаграмма должна детализировать некоторый блок уже имеющейся в модели диаграммы [44, с. 112]. Диаграмма А0, детализирует блок «Документооборот кафедры» обобщающей диаграммы А-0 (рисунок 3).

На диаграмме  А0 уже присутствуют 3 блока: «Получение документов», «Регистрация документов», «Текущая работа с документами» (рисунок 3). Блоки на IDEF0-диаграмме размещаются в порядке важности и пронумерованы в соответствии с порядком их доминирования. На диаграмме А0 – это номера А1, А2, А3.

Диаграмма А0 является диаграммой-потомком по отношению  к диаграмме А-0, а диаграмма  А-0, в свою очередь, является родительской диаграммой для А0. Для стыковки диаграммы-потомка с родительской диаграммой используются те же дуги входов, дуги выходов и дуги механизмов. Никаких других входов, выходов, дуг управления или механизмов на диаграмме А0, кроме тех, что присутствовали на А-0, появиться не может [34, с. 124].

Из диаграммы  А0 видно как реализованы связи  между блоками. По отношению к  диаграмме А0 могут в дальнейшем появиться 3 диаграммы-потомка А1, А2, А3 каждая из которых будет детализировать блок с таким названием.

Исходя  из цели модели, заданной на начальном  этапе проектирования, проведем, детализацию  блока «Текущая работа с документами» получим следующую диаграмму.

На рисунке 4, диаграмма А3 «Текущая работа с  документами», детализирующая блок А3 диаграммы А0. На данной диаграмме 3 блока: «Добавление документа» – блок А3-1, «Просмотр и редактирование» – блок А3-2, «Печать документа» – блок А3-3. Таким образом, имеется одна дуга входа: – «Открытие БД»; три дуги управления: «Требования к БД», «ГОС ВПО, «Устав НМИ»»; одна дуга выхода: «Документы для кафедры» и две дуги механизмов: «Методист кафедры» и «Технические средства».

Анализ, проведенный с помощью диаграммы IDEF0, позволяет определить основные операции, которые имеют в документообороте кафедры. Это позволит на последующих этапах работы над автоматизированной системой определить основные функции, которые будет необходимо реализовать. Описание процессов проектирования на основе выполненного анализа приводится в главе 2.

 

1.4 Обоснование  проектных решений по видам  обеспечения 

 

Автоматизированные системы  в образовании в качестве составных  элементов включают: техническое, информационное, программное, технологическое, организационное обеспечения.

Техническим обеспечением информационных систем называется комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс  технических средств составляют:

  • компьютеры;
  • устройства передачи данных и линии связи;
  • оргтехника и устройства автоматизированного съема информации;
  • устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации [9, с. 367].

Процесс автоматизации поставленной задачи требует выбора, необходимого технического обеспечения. Необходим компьютер для работы в основном с офисными приложениями (электронными таблицами, текстовым редактором, базами данных), то выбираем системный блок с процессором, производительность которого является достаточной, для решения поставленных задач.

При решении  поставленной задачи необходимо постоянно  выводить на печать, копировать и сканировать  большое количество документов. Выбирая  принтер, ксерокс и сканер надо учитывать, чтобы были высокая скорость печати, надежность и удобство эксплуатации при относительно низкой цене [42, с. 198].

Клавиатура, мышь и монитор необходимы для  полноценной работы с системой и  ее визуальными компонентами. Их технические  характеристики не критичны.

Постановке  задаче удовлетворяет компьютер  со следующими характеристиками:

 

Таблица 1

Состав и основные характеристики ПЭВМ

Описание характеристики

Характеристики

Конфигурация системного блока

Материнская плата

Процессор

Pentium IV

Оперативная память

1024 МБ

Емкость НЖМД

120 ГБ

Монитор

Размер

17’

Мультимедиа

Нет

Принтер

Тип

Лазерный

Формат

А4


 

Для связи  с файловым сервером БД необходимо наличие сетевой платы. Наиболее распространенным типом сетевых  плат является Ethernet. Количество локальных пользователей – как правило, не превышает двух десятков. Количество обращений к серверу происходит по мере необходимости пользователя. Объем передаваемой информации одному пользователю зависит от параметров запроса пользователя и может достигаться нескольких Мб. Сервисной программой на сервере передается по сети бинарный файл, полученный с контроллера, он достигает несколько Кб. С технологией файл-сервер реализуемой в создаваемой системе будет загрузка сети, при которой желательно использовать сетевые платы в 100 Мбит/с [51, с. 64].

В информационных системах одним из основных форм обеспечения  является информационное обеспечение. Информационное обеспечение – это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в учреждении, а также методологии построения баз данных [40, с. 364].

Основным  способом реализации информационного  обеспечения является подсистема управления базами данных. База данных (БД), в соответствии с определением – именованная совокупность данных, отражающая состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области. Система управления базами данных (СУБД) – совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями [5, с. 597].

Информационное обеспечение ИС является средством для решения следующих задач:

  • однозначного и экономичного представления информации в системе (на основе кодирования объектов);
  • организации процедур анализа и обработки информации с учетом характера связей между объектами (на основе классификации объектов);
  • организации взаимодействия пользователей с системой (на основе экранных форм ввода-вывода данных);
  • обеспечения эффективного использования информации в контуре управления деятельностью объекта автоматизации (на основе унифицированной системы документации).

Информационное обеспечение ИС включает два комплекса: внемашинное информационное обеспечение (классификаторы технико-экономической информации, документы, методические инструктивные материалы) и внутримашинное информационное обеспечение (макеты/экранные формы для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации) [18, с. 496].

К информационному обеспечению  предъявляются следующие общие  требования:

  • информационное обеспечение должно быть достаточным для поддержания всех автоматизируемых функций объекта;
  • для кодирования информации должны использоваться принятые классификаторы;
  • для кодирования входной и выходной информации, которая используется на высшем уровне управления, должны быть использованы классификаторы этого уровня;
  • должна быть обеспечена совместимость с информационным обеспечением систем, взаимодействующих с разрабатываемой системой;
  • в информационной системе должны быть предусмотрены средства контроля входной и результатной информации, обновления данных в информационных массивах, контроля целостности информационной базы, защиты от несанкционированного доступа [15, с. 92].

Данные, сформированные в информационные массивы, образуют информационную базу данных, которая используется для решения  поставленной задачи. Для эффективного доступа к базе, необходимо определить модель логической структуры базы данных.

Существует  три модели логической структуры  базы данных (по способу установления связей между данными): иерархическая, сетевая и реляционная. В проектируемом варианте выбирается реляционная модель, так как она является простейшей и наиболее привычной формой представления данных в виде таблицы. Строка таблицы эквивалентна записи файла базы данных, а колонка – полю записи. Доступ к элементу данных осуществляется посредством связи требуемой строки (записи) с требуемой колонкой (полем). Достоинство реляционной модели данных заключается в простоте, понятности и удобстве физической реализации на ЭВМ. Именно простота и понятность для пользователя явились основной причиной их широкого использования.

Информация о работе Информационные системы