Информационные системы для поддержки принятия управленченских решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

Мож¬но с полной уверенностью утверждать, что в середине XXI в. лиде¬рами мировой экономики и международной торговли станут те страны, которые будут обладать высокой технологией и наукоемки¬ми производствами. А это означает, что экспорт российской нефти, полезных ископаемых, торговля оружием и изделиями тяжелого ма¬шиностроения российскими фирмами займет в международной тор¬говле одно из самых последних мест и уже не будет давать того дохо¬да, который Россия имела в конце XX в.
В условиях рыночной экономики коренным образом меняется подход к управлению, от функционального - к бизнесориентированному, кардинально меняется и роль информационных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Информация. Теоретические основы…………………………….4
1.1 Основные понятия курса………………………………………………..4
1.2 Экономическая характеристика информации…………………...........10
1.2.1 Понятие информации в современных экономических и
не экономических учениях…………………………………………………..10
1.2.2. Информационный аспект производства…………………………….12
1.2.3. Информация как товар, рынки информации……………………….13
Глава 2. Теория систем управления……………………………………….15
2.1 Основные понятия систем управления, информационных систем…..15
2.2 Классификация информационных систем…………………………….19
2.3 Применение информационных систем для получения конкурентных преимуществ………………………………………………………………….22
2.4 управление на основе бизнес-процессов и цепочка наращивания потребительской стоимости………………………………………………....28
2.5 Основы проектирования информационных систем…………………...31
2.5.1 методы проектирование информационных систем………................31
2.5.2 этапы разработки автоматизированных информационных систем..39
Глава 3. Стандарты управления mrp, mrp ii, erp, csrp. Crm-системы….44
3.1 основные стандарты информационных систем………………………..44
3.2 краткий обзор российского рынка систем управления предприятие..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....63
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные системы для поддержки принятия управленченских решений.doc

— 995.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Арзамасcкий государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара»

 

Кафедра компьютерных наук и прикладной математики

 

 

 

Балабанов А.С.

студент 5 курса

физико-математического

факультета

 

 

Выпускная квалификационная работа

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ  ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.

 

 

 

Руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры КНиПМ

Ряхинова И.В.

 

 

 

Арзамас, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

Глава 1. Информация. Теоретические основы…………………………….4

1.1 Основные понятия курса………………………………………………..4

1.2 Экономическая характеристика информации…………………...........10

1.2.1 Понятие информации в современных экономических и

не экономических учениях…………………………………………………..10

1.2.2. Информационный  аспект производства…………………………….12

1.2.3. Информация как товар, рынки  информации……………………….13

Глава 2. Теория систем  управления……………………………………….15

2.1 Основные понятия систем управления, информационных систем…..15

2.2  Классификация информационных систем…………………………….19

2.3 Применение информационных систем для получения конкурентных                преимуществ………………………………………………………………….22

2.4 управление на основе бизнес-процессов  и цепочка наращивания потребительской стоимости………………………………………………....28

2.5 Основы проектирования информационных  систем…………………...31

2.5.1 методы проектирование информационных систем………................31

2.5.2 этапы разработки автоматизированных информационных систем..39

Глава 3. Стандарты управления mrp,  mrp ii, erp, csrp.  Crm-системы….44

3.1 основные стандарты информационных систем………………………..44

3.2 краткий обзор российского рынка систем управления предприятие..59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....63

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..65

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..67

ВВЕДЕНИЕ

XXI в., с которого начинается третье тысячелетие, бросил человечеству вызов в форме всепроникающей международной связи, всемирной «паутины» Интернет и появления виртуальной экономики. И кто сегодня может с полной уверенностью сказать, что, уходя, XXI в. не принесет человечеству более серьезную угрозу в виде появления «машинного (т. е. электронного) интеллекта» и «человеко-машинной» экономики? XXI в. предоставляет нам возможность взглянуть на развитие экономики с момента ее зарождения, а также осмысленно взглянуть на будущее экономики и человечества.

Используя средства связи, можно, не выходя из дома, управлять технологическими линиями на производстве или финансово-коммерческой деятельностью предприятия, вести бухгалтерский учет, учиться дистанционным путем в учебном заведении, читать книги в библиотеке, покупать товары, совершать банковские, биржевые и другие финансовые операции, и т. п. Появление в конце XX в. информационных технологий привело к появлению самого прибыльного бизнеса — интерактивного бизнеса.

Можно с полной уверенностью утверждать, что в середине XXI в. лидерами мировой экономики и международной торговли станут те страны, которые будут обладать высокой технологией и наукоемкими производствами. А это означает, что экспорт российской нефти, полезных ископаемых, торговля оружием и изделиями тяжелого машиностроения российскими фирмами займет в международной торговле одно из самых последних мест и уже не будет давать того дохода, который Россия имела в конце XX в.

В условиях рыночной экономики  коренным образом меняется  подход к управлению, от функционального - к бизнесориентированному, кардинально  меняется и  роль информационных технологий. Ориентация на управление на основе бизнес-процессов обеспечивает конкурентное преимущество для организации в условиях острейшей конкуренции, а управление на основе бизнес-процессов не может эффективно реализовываться без применения информационных технологий и систем.

Глава 1. ИНФОРМАЦИЯ.Теоретические основы.

    1. Основные понятия.

Информация - по законодательству РФ - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т.д.

Информация -  передача сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней.

Термин происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.  В широком  смысле информация — это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

В нашем курсе мы будем  рассматривать информацию как отношения между сведениями и их получателем, как меру полезности, ценности данных для конкретного получателя. А данные ¾ как сведения, представленные в формализованном виде и предназначенные для последующей обработки техническими средствами, например на компьютере. Таким образом, данные ¾ это любые сведения, а информация ¾ сведения нужные получателю, позволяющие устранить неопределенность и принять решение.

В истории развития цивилизации  произошло несколько информационных революций, когда кардинальные изменения в сфере обработки информации привели к преобразованиям общественных отношений, приобретению человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с  изобретением письменности, что привело  к гигантскому качественному  и количественному скачку в развитии общества. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Вторая (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появился телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е г.г.XX века) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных.

В конце 60-х годов 20-го столетия резко интенсифицировались  информационные процессы. Основными  составляющими этих процессов были увеличение объема добываемой, обрабатываемой и передаваемой информации. Графическое представление количества публикаций, изобретений, программ для ЭВМ и других результатов интеллектуальной деятельности в зависимости от времени показывает скачкообразный (экспоненциальный) рост на рубеже 50-70х годов. Эта графическая интерпретация получила название "информационного взрыва".

Отмеченные обстоятельства стимулировали  разработку и создание автоматизированных средств создания, обработки и  передачи информации. Усилились и  научные исследования по осмыслению роли и значения информации на перспективы развития общества.

Сегодня под информационным обществом понимается общество, в котором информация является ключевым компонентом экономической и социальной жизни.

Информационное общество ¾ общество, в котором  большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Информатизация общества. Производство информационного продукта, а не продукта материального, служит движущей силой  развития общества. Информация приобрела статус товара и сравнялась по значимости для общества с другими материальными ресурсами. Так, в себестоимости современного автомобиля около 70% составляет стоимость информации.

Преобладающим сектором экономики становится сектор создания средств информационных технологий, обработки информации и информационных услуг. Подтверждением могут служить объёмы валового оборота в различных секторах экономики. Так, мировой экспорт информационных услуг и интеллектуальной собственности равен объединённому экспорту продуктов питания и нефтепродуктов. Но более веским аргументом является  включение в состав 30 акций, на основании которых рассчитывается биржевой индекс Доу Джонса, компаний Microsoft, Intel, АТТ и SBC Communications вместо акций известных химических компаний.

Поэтому, во многих странах проводится  активная и целенаправленная техническая  политика  развития ключевых технологий информационного общества, создание на их основе широкого спектра приложений, систем услуг в различных сферах жизни человека, промышленности и общества. Эта политика, определяющая экономическое и социальное положение, перспективы страны или региона, их позиции в мировой и национальной экономике получила название ¾ информатизация.

Информатизация ¾ организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Документированная информация ¾ информация, зафиксированная на материальном носителе и имеющая реквизиты для ее идентификации.

Под экономической информацией понимается совокупность сведений, отображающих состояние или определяющих изменение и развитие экономики и всех ее элементов. Экономическая информация является важной частью управленческой информации, основным ресурсом организационно-экономического управления.

Информационные ресурсы ¾ отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

То, что связано с  приобретением новых знаний об окружающем мире, ранее не известных человечеству, ¾ называют наукой, а то, что связано с реализацией этих знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей, - называют технологией.

Информационная  технология (ИТ) ¾ это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.

Информационные  технологии в сфере экономики ¾ это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в достоверную, оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

Информационные  процессы ¾ процессы сбора, обработки, накопления, поиска, и распространения информации.

При работе с информацией  всегда имеется источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу информации от источника к потребителю, называются каналами связи или информационными коммуникациями.

Телекоммуникации ¾ дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных средств связи.

Информационная  культура ¾ умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Свойства информации. Измерение информации и данных. Основными свойствами информации являются достоверность, полнота, актуальность.

Достоверность информации. Под достоверностью информации понимается ее соответствие объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира.

Полнота информации. Под полнотой информации понимается ее достаточность для принятия решения.

Актуальность  информации. Актуальность — это степень соответствия информации текущему моменту времени. Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска (или разработки) адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится неактуальной и ненужной. На этом, в частности, основаны многие современные системы шифрования данных и механизмы электронной подписи. Лица, не владеющие ключом (методом) для чтения данных, могут заняться поиском ключа, поскольку алгоритм метода обычно доступен, но продолжительность этого поиска столь велика, что за время работы информация теряет актуальность и, соответственно, связанную с ней практическую ценность.

Информация о работе Информационные системы для поддержки принятия управленченских решений