Информационные системы удаленного банковского обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: провести исследование развития информационных систем в банковской сфере. В соответствие с поставленной целью в работе должны быть решены следующие задачи:
исследовать теоретические аспекты развития банковских информационных систем;
изучить конкурентную систему автоматизации банковской работы;
проанализировать эффективность внедрения бухгалтерской информационной системы в работу предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Понятие и сущность информационных систем в банковской деятельности…5
1.1 Функциональные задачи и модули банковских информационных систем.5
1.2 Информационное обеспечение автоматизированных информационных технологий в банке………………………………………………………………..8
1.3 Программное обеспечение автоматизированной банковской системы….10
2. Информационные системы в банковской деятельности……………………...13
2.1 Международная система SWIFT……………………………………………13
2.2 Безопасность автоматизированных информационных систем в банках…14
2.3 Тенденции развития информационной банковской системы…………….16
3. Информационные системы удаленного банковского обслуживания…….......18
3.1 Система «Клиент - банк» и ее телекоммуникационные средства………..18
3.2 Система «Интернет - банк»………………………………………………....19
3.3 Система «Телефон - банк» и обслуживание с использованием банкоматов и устройств банковского самообслуживания………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по организации и функции информационных систем.docx

— 106.94 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...4

1. Понятие и сущность информационных систем в банковской деятельности…5

1.1 Функциональные задачи и модули банковских информационных систем.5

1.2 Информационное обеспечение автоматизированных информационных технологий в банке………………………………………………………………..8

1.3 Программное обеспечение автоматизированной банковской системы….10

2. Информационные системы в банковской деятельности……………………...13

2.1 Международная система SWIFT……………………………………………13

2.2 Безопасность автоматизированных информационных систем в банках…14

2.3 Тенденции развития информационной банковской системы…………….16

3. Информационные системы удаленного банковского обслуживания…….......18

3.1 Система «Клиент - банк» и ее телекоммуникационные средства………..18

3.2 Система «Интернет - банк»………………………………………………....19

3.3 Система «Телефон - банк» и обслуживание с использованием банкоматов и устройств банковского самообслуживания………………………………….20

Заключение………………………………………………………………………….22

Список использованных источников……………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему. Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Обслуживание такого огромного количества операций просто невозможно без современных информационных технологий, способных облегчить столь тяжёлую работу.

Цель курсовой работы: провести исследование развития информационных систем в банковской сфере. В соответствие с поставленной целью в работе должны быть решены следующие задачи:

  • исследовать теоретические аспекты развития банковских информационных систем;
  • изучить конкурентную систему автоматизации банковской работы;
  • проанализировать эффективность внедрения бухгалтерской информационной системы в работу предприятия.

Объект исследования: информационная система. Предмет исследования: эффективность внедрения информационной системы в работу банковской деятельности.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  и сущность информационных систем в банковской деятельности

1.1 Функциональные задачи и модули банковских информационных систем

 

Банковская информационная система (БИС) позволяет организовать быстрое и качественное обслуживание клиентов по широкому спектру услуг. Основные функциональные модули системы реализуют:

  • расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц;
  • обслуживание счетов банков-корреспондентов;
  • кредитные, депозитные, валютные операции;
  • любые виды вкладов частных лиц и операции по ним;
  • фондовые операции;
  • расчеты с помощью пластиковых карт;
  • бухгалтерские функции;
  • анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг и др.

БИС последнего поколения основаны на сетевой технологии в архитектуре «клиент-сервер», опираются на единые принципы построения и функционирования. Слабой стороной многих отечественных информационных систем является недостаточная поддержка специфики банковского дела и его моделирования, недостаточное отражение предметной области. В последнее время стало уделяться больше внимания вопросам финансового анализа и целям управления бизнесом. Слабо развиты пока информационные системы, позволяющие контролировать финансовые риски, управлять ресурсами, анализировать прибыльность операций, например доходность банковской услуги (продукта), доходность клиента, доходность подразделения. Развитие банковского бизнеса приводит к необходимости использовать подобные инструменты в повседневной деятельности.

Операционный день банка как программно - технический комплекс автоматизирует наиболее трудоемкие операции банковского учета (рис. 1.1). Все операции по лицевым счетам клиентов осуществляются по платежным документам, а выписка лицевого счета отражает каждую проводку. Комплекс реализует фактическое и планируемое движение средств по лицевым счетам (по неоформленным проводкам документов). Документы проходят операции последующего контроля, при совпадении всех параметров составляется опись документов и формируется файл для отправки в расчетно-кассовый центр (РКЦ). Документы, прошедшие через корреспондентский счет, разносятся по счетам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Состав модулей операционного дня банка

 

Движение кассовых документов имеет свои особенности – это связь с другими службами банка. При этом в системе ведется план счетов, каталог лицевых счетов банка, каталог клиентов банка, подводится баланс, выполняются служебные сервисные функции. Комплекс «Операционный день» имеет мультивалютные свойства.

Комплекс по учету деятельности филиалов предназначен для автоматизации рабочих мест в бухгалтерии и других подразделений филиалов. На уровне «банк-филиал» автоматизируются сбор, обработка и анализ информации, полученной от филиалов, расчеты между всеми филиалами. В рамках филиала комплекс включает валютные, рублевые, кассовые операции, рассчитывает с учетом внутренних проводок баланс по филиалу, выполняет расчеты по корреспондентским отношениям.

Договорная подсистема работает с кредитными, депозитными, межбанковскими договорами, осуществляет валютный лизинг. Имеется возможность формировать тексты договоров, заполнять условия договоров по шаблону. Реальное состояние договоров поддерживается ручным и автоматическим режимами идентификации проводок по выдаче и возврату ссуд, гашению процентов и пений. В журнале договоров отражаются данные по текущим, законченным и просроченным договорам.

Программно-технический комплекс-депозитарий фирмы реализует следующие функции:

  • формирование списка клиентов с определением их типа (инвестор, дилер, эмитент, депозитарий, хранилище);
  • ввод типов и выпусков ценных бумаг;
  • формирование депозитария, балансовых счетов и счетов депо, состоящих из кода клиента, кода ценной бумаги, кода места хранения;
  • выполнение операций с ценными бумагами (прием и снятие с учета, смена владельца и места хранения и др.), подготовка выписок по счетам депо;
  • ведение каталогов операций, размещение ценных бумаг, налогов и тарифов, подготовка сводной отчетности.

В качестве системы поддержки торга приведем программно-технологический комплекс «Биржевые операции» фирмы «Инверсия», который автоматизирует регистрацию контрактов и заявок на покупку-продажу валюты, контроль и анализ валютных платежей и показателей, статистику торгов валютой, генерирует отчетную документацию.

Комплекс «Операции на рынке ГКО» (государственные краткосрочные облигации) является самостоятельной системой регистрации. В нем реализуются следующие основные функции:

  • заведение счетов депо для банка дилера, его клиентов, филиалов банка с их реквизитами, типом обслуживания, процентными ставками;
  • учет операций купли-продажи ценных бумаг, перевода на другие счета, начисление комиссий и налогов по операциям с ГКО;
  • переоценка портфелей ценных бумаг по результатам торгов, расчет доходов банка и его клиентов;
  • формирование проводок, журнала учета операций, выписок по счетам, сводных отчетов;
  • анализ доходности ценных бумаг по ряду показателей.

Наиболее распространенными подсистемами БИС по обслуживанию клиентов являются: «клиент-банк», «работа с пластиковыми картами», «операции обменного пункта» и др.

Программно - технический комплекс «клиент-банк» фирмы «Инверсия» состоит из модулей «банк» и «клиент», которые устанавливаются на коммуникационных ПЭВМ в банке и в организациях клиента.

Клиенту предоставляется возможность проводить стандартные банковские операции, не покидая офиса. Комплекс выполняет операции по отправке и получению платежных документов, получению выписок по счетам, заявок на покупку-продажу валюты, операциям с ценными бумагами и получению справочного материала.

Эффективной формой обслуживания клиентов является использование пластиковых карт [6]. Пластиковые карты по виду обеспечения делятся на дебетные, кредитные, дебетно-кредитные.

Составной часть банковских услуг являются банкоматы. Они могут быть расположены как в помещении банка, так и вне банка, могут выдавать наличные деньги, производить перевод денег и другие операции. Использование таких автоматов делает обслуживание клиентов более гибким. Услуги приближаются к клиентам, расширяются временные и пространственные рамки, сокращается персонал.

Комплекс «Обменный пункт» автоматизирует выполнение операций по покупке, продаже валюты, дорожных чеков и других сопутствующих операций (например, неторговых). В рамках этой подсистемы ведется каталог валют, контролируется остаток наличной валюты в кассе, оформляются отчетные документы.

Заключительной процедурой операционного дня после сведения остатков по кассе является формирование данных для разноски средств по счетам клиентов. Разноска осуществляется по технологии валютного операционного дня.[7]

 

1.2 Информационное  обеспечение автоматизированных  информационных технологий в  банке

 

Проектирование и функционирование автоматизированной банковской системы (АБС) основывается на системо - технических принципах, отражающих важнейшие положения методов общей теории систем, системного проектирования, теории информации и других наук, позволяющих обеспечить необходимую надежность эксплуатации, совместимость и взаимодействие информационных систем различных экономических объектов, экономить труд, время, денежные средства на проектирование и внедрение АБС в практику.

Информационное обеспечение (ИО) АБС представляет собой информационную модель банка. Различают внемашинное и внутримашинное ИО:

  • внемашинное – это вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документов, документооборота информационных потоков;
  • внутримашинное – это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию, по назначению и специальным образом организованных массивов (файлов), баз данных (БД) и их информационных связей. [5]

Современные системы банковских связей складываются из показателей видов банковских услуг и банковской деятельности, которые отражают расчетно - кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерский, нормативный, законодательный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты функционирования банка.

С помощью аналитических и сводных показателей анализируются структура активов и пассивов, доходов и расходов, денежных потоков по активным и пассивным операциям, ликвидность и финансовая устойчивость банка и т.п. Показатели банковской деятельности характеризуют соотношения депозитов, кредитов, собственных и привлеченных средств, долю межбанковских операций в общем объеме ресурсов и вложений, определяют удельный вес и значимость тех или иных операций, что позволяет выявлять возможность повышения прибыльности и конкурентоспособности банка.

Значительную долю внемашинного ИО составляет документация. При разработке внемашинного ИО к документам, как наиболее распространенным носителям исходной и результативной информации, предъявляется ряд требований по их форме, содержанию, порядку заполнения. Единство требований создает унифицированную систему документации. Унифицированные типовые документы в банковской системы повышают эффективность автоматизации. К таким документам относятся платежные поручения, чеки, кассовые ордера, банковские выписки и другие. Унифицированные формы документов вырабатываются для всей территории РФ, утверждаются Министерством финансов РФ и ЦБ.

Информация о работе Информационные системы удаленного банковского обслуживания