Информационные системы удаленного банковского обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: провести исследование развития информационных систем в банковской сфере. В соответствие с поставленной целью в работе должны быть решены следующие задачи:
исследовать теоретические аспекты развития банковских информационных систем;
изучить конкурентную систему автоматизации банковской работы;
проанализировать эффективность внедрения бухгалтерской информационной системы в работу предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Понятие и сущность информационных систем в банковской деятельности…5
1.1 Функциональные задачи и модули банковских информационных систем.5
1.2 Информационное обеспечение автоматизированных информационных технологий в банке………………………………………………………………..8
1.3 Программное обеспечение автоматизированной банковской системы….10
2. Информационные системы в банковской деятельности……………………...13
2.1 Международная система SWIFT……………………………………………13
2.2 Безопасность автоматизированных информационных систем в банках…14
2.3 Тенденции развития информационной банковской системы…………….16
3. Информационные системы удаленного банковского обслуживания…….......18
3.1 Система «Клиент - банк» и ее телекоммуникационные средства………..18
3.2 Система «Интернет - банк»………………………………………………....19
3.3 Система «Телефон - банк» и обслуживание с использованием банкоматов и устройств банковского самообслуживания………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по организации и функции информационных систем.docx

— 106.94 Кб (Скачать файл)

Современные АБС предоставляют получения информации в различных формах: в виде печатных документов, экранных форм, на машинных носителях; она может быть представлена в текстовом, табличном и графическом виде. ПЭВМ располагают набором готовых форм первичной и результативной информации или удобными средствами их формирования и компоновки. Существует прикладной пакет программных средств общего назначения для работы с документами табличного типа или представления информации в табличной форме. АБС разрабатываются с использованием таких программных продуктов, которые имеют разнообразные версии и могут носить встроенный характер.

Внутримашинное ИО формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей банковской системы.

Оно включает все виды специально организованной на машинных носителях информации для восприятия, передачи, обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде файлов, БД, банков данных.

Современные банковские технологии работают только с БД. Существуют различные инструментальные программные средства, как для проектирования, так и для управления и поддержания БД – это, прежде всего, системы управления базами данных (СУБД). В зависимости от выполняемых функций их спектр может включать как простые, так и сложные разработки.

К внутримашинному ИО банковских систем предъявляется ряд требований. Рассмотрим наиболее важные из них.

Система должна предоставлять возможность экспорта (импорта) данных в текстовом и DBF – форматах, что позволяет обмениваться информацией со специальными программами, электронными таблицами и т.д., а экспортируемый из системы документ может быть послан по электронной почте.[3]

Внутримашинное ИО банковских систем должно реализовываться в режиме реального масштаба времени, при котором изменение в данных, произведенные одним пользователем, сразу должны становиться доступными остальным пользователям системы. Следует отметить, что действительный режим реального времени обеспечивают только системы, использующие сетевую СУБД, основанную на архитектуре сервера БД, а при использовании СУБД, основанной на модели «файл – сервер» режим реального времени эмитируется.

В настоящее время наиболее распространенной СУБД является «Btrieve Tecors Manager» фирмы NOVELL. Программный продукт «Btrieve» является частью операционной системы (ОС) «Net Ware» и позволяет эффективно и надежно использовать ресурсы банковской системы. Среди набора возможностей «Btrieve» отметим основные:

  • реализация модели взаимодействия «клиент – сервер», обеспечивающей высокую производительность при многопользовательском доступе к данным;
  • интерфейс с различными языками программирования;
  • управление файлами размером до 4 Гбайт;
  • обработка трансакций, позволяющая выполнять логически связанные изменения в различных файлах;
  • системное журналирование всех изменений в файлах;
  • мониторинг использования системных ресурсов.

Альтернативный подход состоит в использовании в качестве основы для построения банковских систем распределенной переносимой реляционной СУБД «Oracle».В ней обеспечиваются надежные методы хранения и обработки данных, защита от сбоев и несанкционированного доступа, эффективная работа в многопользовательской среде и во всех популярных сетях, высокая производительность. Прикладные системы, созданные на базе СУБД «Oracle»,одинаково эффективно функционируют на всех типах ЭВМ: персональных, мини- и больших ЭВМ и лишены недостатков, присущих многим другим СУБД на ПЭВМ.[6]

 

1.3 Программное обеспечение автоматизированной банковской системы

 

Отличительной чертой функционирования автоматизированной банковской системы (АБС) является необходимость обработки больших объемов данных в сжатые сроки. При этом основная тяжесть падает на операции ввода, чтения, записи, передачи данных. Это предъявляет весьма жесткие требования к производительности ОС, СУБД и средств передачи данных. Кроме того, значительные объемы информации должны быть доступны в оперативном режиме для обеспечения возможностей анализа, прогнозирования, контроля и прочего. Поэтому базовые средства должны быть в состоянии поддерживать доступ к большим объемам данных без потери производительности.

Базовые средства используются для обеспечения эксплуатации АБС, для разработки прикладной части программных средств. Базовыми являются ОС, СУБД и другие программные средства системного назначения. В их окружение, под их действием функционируют прикладные программы.

Наличие в спектре базовых средств сетевых функций является непременным атрибутом современных АБС. Сетевые функции придают системе свойства многоуровневости и многозвенности, а также обеспечивают возможность объединения различных программных платформ (MS DOS, NetWare, Windows NT, Unix и другие) и, как следствие, возможность гибкого расширения и наращивания системы – дополнения ее новыми рабочими системами, новыми серверами различных классов.

Основным свойством АБС, с точки зрения прикладных потребительских свойств, является достаточная широта функционального набора.

Перечень функций, реализуемых банковской системой, можно разделить на две части: обязательные и дополнительные.

К первым следует отнести те направления деятельности, которые , как правило, имеют место в любом коммерческом банке. Выбор вторых зависит от специализации банка.

Прикладные характеристики АБС, кроме функциональных свойств, должны отвечать также требованиям интегрированности, конфигурируемости, открытости и настраиваемости системы.

Конфигурируемость банковской системы означает возможность приобретения различных конфигураций системы (минимальной с последующим расширением путей введения дополнительных модулей). При этом важно учитывать такие характеристики системы, как набор модулей и реализуемых ими функций, степень автономности модулей, наличия межмодульного взаимодействия и формы его реализации (почта между модулями, пересылка управляющих сообщений и другое), возможные конфигурации системы, ее минимальный состав, независимо функционирующие части, варианты расширения.

Интегрированная АБС, объединяющая все банковские процессы, повышает уровень управляемости банка. Такая система адекватно отражает все функциональные и информационные связи, существующие в банке, обеспечивает доступ к данным любого уровня, тем самым предоставляя возможность контролировать работу банка с необходимой степенью детализации.[1]

Открытость системы предполагает в ней наличие средств для развития и модификации. Современная методология и инструментальные программные средства дают такую возможность. Они получили название CASE средств, позволяют автоматизировать создание и сопровождение ПО. Настраиваемость системы необходима для адаптации к технологии конкретного банка. Настраиваемость предполагает возможность процедурной настройки системы: регламентацию прав пользователей, конфигурирование рабочих мест, определение набора процедур при открытии и закрытии операционного дня и прочее.

Техническое оснащение современных АБС. Современные банковские системы имеют состав аппаратных средств, в которой входят:

  • средства вычислительной техники (ВТ);
  • оборудование локальных вычислительных сетей (ЛВС);
  • средства телекоммуникации и связи;
  • оборудование, автоматизирующее различные банковские услуги: автоматы-кассиры и т.д.
  • средства, автоматизирующие работу с денежной наличностью (для полсчета и подтверждения подлинности купюр и другие).

Важнейшими факторами, влияющими на функциональные возможности и эффективную работу банковских систем, являются состав технических средств, их архитектура и набор базового (системного) ПО, на основе которого строится прикладная часть системы.

Использование средств ВТ, в основном, ориентировано на персональные компьютеры, в частности, на IBM совместимые. Широко применяются локальные сети ПЭВМ с центральным ПЭВМ - сервером. Создание информационных систем для крупных банков строится на основе более мощной центральной мини – ЭВМ и относительно дешевых терминалов или ПЭВМ. В качестве центральной ЭВМ могут использоваться, например, многопроцессорные системы, а также системы на RISC – процессорах. Создание распределенных систем на основе локальных сетей с высокопроизводительными ЭВМ, выполняющими роль серверов и ПЭВМ в качестве рабочих станций – основное современное направление технической базы банковских систем.

Автоматизация банковских операций при работе с наличностью предполагает использование детекторов валют и ценных бумаг, счетчиков купюр и монет, упаковщиков банкнот, машины для уничтожения бумаг и документов. Это оборудование при больших объемах операций значительно сокращает трудоемкость работы, экономит время кассиров, операционистов. Защита от фальшивой наличности при значительных оборотах в обменных пунктах и многочисленных филиалах банка обеспечивает достоверность денежных средств и их сохранность

С целью повышения производительности и надежности автономных банковских технологий компьютеры объединяются в сети с помощью определенных дополнительных технических и программных средств. В практике банковской деятельности широко распространены ЛВС в пределах одного здания, либо с удаленностью объектов до 1км друг от друга.

Для подключения устройств к ЛВС достаточно иметь один канал, соединяющий компоненты сети, кроме того, требуются сетевые адаптеры, которые обеспечивают физическое согласование различных устройств

Наиболее распространенные режимы обслуживания пользователей в сети организуются как файл – сервер и клиент – сервер. Обе модели, имея общую схему обслуживания пользователей, различаются сложностью, объемами работ, разнообразием функций, программно-технической оснащенностью, а так же производительностью. Модель клиент – сервер имеет больше ресурсных возможностей, дает ответы на запросы, тогда как первая – передает файлы по сети.

 

 

 

 

 

2. Информационные  системы в банковской деятельности

2.1 Международная  система SWIFT

 

Сообщество SWIFT – (Сообщество Всемирных Интербанковских Финансовых Телекоммуникаций), созданное в 1973 г., является ведущим международным объединением в сфере передачи финансовых сообщений.

Сообщество SWIFT создало высоконадежную сеть передачи финансовой информации, гарантирующую точную и оперативную ее доставку, с документальным подтверждением времени отправления и получения. При этом SWIFT принимает на себя финансовую ответственность за идентичность, безопасность и своевременность доставки финансовых сообщений.

Реализованные SWIFT концепция, форматы и правила передачи финансовой информации приобрели статус общепринятого международного стандарта. SWIFT является уполномоченным органом Международной Организации по Стандартизации (ISO) по ведению стандартов ISO 9362 (Банковские идентификационные коды BIC), ISO 13616 (международный код банковского счета IBAN), ISO 15022 (Сообщения рынков ценных бумаг), ISO 20022 (Словарь финансовых терминов) и др. В этой связи опыт SWIFT широко используется для совершенствования стандартов российской финансовой индустрии. [7]

SWIFT в  России. Одной из основных тенденций развития SWIFT стало повышение удельного веса сообщений, связанных с ценными бумагами в общем трафике SWIFT. Об использовании SWIFT на рынке ценных бумаг можно судить по доле сообщений 5-й категории, которую они составляют в общем трафике сообщений SWIFT за год.

В России SWIFT для передачи сообщений на фондовом рынке используется сравнительно недавно и не столь широко, однако его использование следует тенденции мирового рынка.

Наиболее активными пользователями сообщений SWIFT по ценным бумагам являются расчетные депозитарии, а также кастодианы. Они используют 5-ю категорию сообщений в первую очередь для выверки и расчетов по ценным бумагам. Также пользователями SWIFT являются крупные инвестиционные компании, которые используют стандарты SWIFT как для взаимодействия по ценным бумагам, так и для осуществления платежей и расчетов.

В России пользователями SWIFT являются более 500 крупнейших кредитных и финансовых организаций из 67 городов, расположенных в 10 временных зонах. Россия занимает второе место в мире (после США) по количеству пользователей SWIFT. В соответствии со «Стратегией SWIFT до 2010 г.» Россия была внесена в список приоритетных с точки зрения развития стран SWIFT.

В этой связи особое значение имеет взаимодействие SWIFT с Банком России в рамках внедрения стандартов и практики сообщества на российском рынке, а также использование инфраструктуры SWIFT при построении системы БЭСП Банка России. Развитие данного процесса определяется Меморандумом о взаимопонимании между Банком России и SWIFT касательно построения в России Системы валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS), подписанным в 2004 г.

2.2 Безопасность  автоматизированных информационных систем в банках

 

Банки играют огромную роль в экономической жизни общества, их часто называют кровеносной системой экономики. Существуют два аспекта, выделяющих банки из круга остальных коммерческих систем:

  • информация в банковских системах представляет собой «живые деньги», которые можно получить, передать, истратить, вложить и т.д.
  • она затрагивает интересы большого количества организаций и отдельных лиц.

Поэтому информационная безопасность банка - критически важное условие его существования. Безопасность электронных банковских систем зависит от большого количества факторов, которые необходимо учитывать еще на этапе проектирования этой системы. Основные изменения в банковской индустрии за последние десятилетия связаны именно с развитием информационных технологий. Компьютеризация банковской деятельности позволила значительно повысить производительность труда сотрудников банка, внедрить новые финансовые продукты и технологии.

Информация о работе Информационные системы удаленного банковского обслуживания