Информационные технологии в медицине и социально-трудовой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:35, реферат

Краткое описание

Эффективное управление различными социальными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Информационные технологии в медицине……………………………4
§ 1. Медицинская информатика…………………………………………..4
§ 2. Классификация медицинских информационных систем…………...4
§ 3. Медицинские приборно-компьютерные системы…………………...7
§ 4. Медицинская диагностика……………………………………………8
§ 5. Системы для проведения мониторинга……………………………..10
§ 6. Системы управления лечебным процессом………………………...11
§ 7. Пути развития медицинских ИТ…………………………………….12
§ 8. Телемедицина………………………………………………………...13
Глава 2. Информационные технологии в социально-трудовой сфере……….16
§ 1. Роль и место информационных технологий в современной
социально-трудовой сфере………….……………………………….16
§ 2. ИТ в сфере социальной защиты …………………………………….19
§ 3. ИТ в сфере образования ……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ!!!!.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

К системам программного управления относятся системы для  осуществления лечебных воздействий. Например, различная физиотерапевтическая аппаратура, оснащенная средствами вычислительной техники, устройства для вливаний лекарственных препаратов, аппаратура для искусственной вентиляции легких и ингаляционного наркоза, аппараты искусственного кровообращения.

Замкнутые системы интенсивной  терапии структурно являются более  сложными МПКС, так как они объединяют в себе задачи мониторинга, оценки состояния больного и выработки управляющих лечебных воздействий. Поэтому на практике замкнутые системы интенсивной терапии создаются только для очень частных, строго фиксированных задач.

Системы биологической  обратной связи предназначены для предоставления пациенту текущей информации о функционировании его внутренних органов и систем, что позволяет путем сознательного волевого воздействия пациента достигать терапевтического эффекта при определенном виде патологий.

 

§ 7. Пути развития медицинских ИТ.

 

Медицинские информационные технологии включают в себя средства воздействия на организм внешними информационными  факторами, описание способов и методов  их применения и процесс обучения навыкам практической деятельности. Соответственно дальнейшее  развитие  этих технологий требует рассмотрения и решения следующих практических вопросов.

На первом месте стоит  насущный вопрос о необходимости  широкого внедрения в клиническую  практику апробированных средств и  методов информационного воздействия, отвечающих таким требованиям, как безопасность и простота их использования, высокая терапевтическая эффективность их применения.

Следующим актуальным вопросом является стимулирование и поощрение  разработки и создания новых средств  и методов воздействия на организм человека, соответствующих принципам и постулатам информационной медицины.

Дальнейшее развитие и совершенствование данной области  медицины связано с оптимизацией средств и методов обратной биологической  связи при информационном воздействии, адекватных изменениям в организме в соответствии с принципами и постулатами информационной медицины.

Один из главных путей  решения ряда медицинских, социальных и экономических проблем в  настоящее время представляет информатизация работы медицинского персонала. К этим проблемам относиться поиск действенных инструментов, способных обеспечить повышение трех важнейших показателей здравоохранения: качества лечения, уровня безопасности пациентов, экономической эффективности медицинской помощи. Базовым звеном информатизации является использование в больницах современных клинических информационных систем, снабженных механизмами поддержки принятия решений. Однако эти системы не получили широкого распространения, так как пока не разработаны научные и методологические подходы к созданию клинических информационных систем.

 

§ 8. Телемедицина.

 

По мнению большинства  экспертов, прогнозирующих развитие науки  и техники,21 век должен стать «веком коммуникаций», что подразумевает  повсеместное использование глобальных информационных систем. Использование таких систем в медицине открывает качественно новые возможности:

  • обеспечение взаимодействия региональных клиник с крупными медицинскими центрами;
  • оперативное получение результатов последних научных исследований;
  • подготовка и переподготовка кадров.

 

Перечисленные возможности  можно охарактеризовать одним общим  понятием – телемедицина.

Опр: Телемедицина - это комплекс современных лечебно-диагностических методик, предусматривающих дистанционное управление медицинской информацией.

Возникновение телемедицины обычно связывают с врачебным контролем при космических полетах. Первоначально это было измерение показателей жизнедеятельности у животных на космических аппаратах, затем у космонавтов.

С появлением сетевых  технологий телемедицина получила мощный импульс в своем развитии. Конкретной причиной прорыва телемедицины в практику послужило бурное развитие коммуникационных сетей, а также методов работы с информацией, позволивших обеспечить двух- и многосторонний обмен видео- и аудиоинформацией и любой сопроводительной документацией.

Простейшим случаем  реализации возможностей телемедицины является быстрый доступ врача к необходимой справочной информации.

Основным приложением  телемедицины является обслуживание тех  групп населения, которые оказались  вдали от медицинских центров  или имеют ограниченный доступ к  медицинским службам.

Другим важным объектом телемедицины является система диагностических  центров регионов, когда необходима оперативная связь между лечащим  врачом и врачом-диагностом, которые  оказываются в разных лечебных учреждениях, часто разнесенных на большие расстояния.

Еще одним важным направлением телемедицины является скоропомощная  ситуация и сложные случаи, когда  требуется срочная консультация специалистов из центральных медучреждений  для спасения больного или определения  тактики лечения в сложных  ситуациях, в том числе в крупнейших мировых медицинских центрах.

Следующим направлением является также дистанционное медицинское  образование.

Наиболее перспективные  тенденции в создании современных  информационных систем можно объединить понятием «архитектура, обусловленная моделированием» (MDA – Model Driven Architecture). Философия этого подхода заключается в том, что в сложной системе невозможно предусмотреть все возможные сценарии, будущее развитие системы и т.д. Поэтому целесообразно разрабатывать некоторую общую для всех участников объектную модель и определять принципы ее наращивания и интеграции приложений в систему. MDA решает эти вопросы посредством разделения задач проектирования и реализации. Это позволяет быстро разрабатывать и внедрять новые спецификации взаимодействия, используя новые развернутые технологии, базирующиеся на достоверно проверенных моделях. Процесс создания информационных MDA представляет собой типичный сложившийся цикл разработки любого сложного информационного проекта: фаза выработки требований – фаза анализа – фаза реализации. В рамках каждой из фаз прорабатываются специфические для нее вопросы соответствия требованиям, согласованности и функциональности.

Современные информационные системы, как правило, разворачиваются  в глобальных сетях типа сети Интернет. Не являются исключением и системы телемедицины. Время автономных, локальных приложений уходит в прошлое. Их место занимают информационные системы, характеризующиеся многообразием архитектур, многоплатформенностью, разнообразием форматов данных и протоколов.

 

 

 

 

 

Глава 2. Информационные технологии в социально-трудовой сфере.

 

§ 1. Роль и место информационных технологий в современной социально-трудовой сфере

 

В настоящее время  глобальными тенденциями мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий является развитие и широкое применение прогрессивных информационных и коммуникационных технологий и повышение эффективности использования информационных ресурсов. Информатизация имеет решающее значение для повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, разработки и реализации государственной политики, в том числе в социально-трудовой сфере.

Информатизация  общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

История развития информатизации началась в США с 60-х годов XX века. Затем данное понятие рассматривалось  рядом стран, таких как Япония в 70-х годах и с конца 70-х  годов странами Западной Европы. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом. Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем "компьютеризация общества", где основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение информации. Информационные технологии, основанные на Интернете, телекоммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед будущим поколением возможности свободного распространения знаний, различных сведений и материалов. Ему придется столкнуться с необходимостью приспосабливаться к новой социальной среде, где информация и научное знание станут основными факторами, определяющими потенциал общества и перспективы его развития.

Несмотря на достаточно высокие темпы развития информатизации в отдельных областях социально-трудовой сферы Российской Федерации ее современное состояние в целом характеризуются наличием ряда актуальных проблем:

  • недостаточное финансирование мероприятий по информатизации в социально-трудовой сфере;
  • невысокий приоритет и статус информатизации в социально-трудовой сфере и, как следствие, остаточный принцип финансирования;
  • неравномерное развитие информатизации социально-трудовой сферы в отраслевом и региональном разрезе;
  • недостаточный уровень подготовки в области информатизации кадров, участвующих в государственном управлении социально-трудовой сферой;
  • несовершенная нормативно-правовая и методологическая база в области информатизации в социально-трудовой сфере.

Перечисленные выше проблемы снижают эффективность расходования бюджетных средств, затрудняют управление социально-трудовой сферой, препятствуют ее эффективному функционированию и требуют решения в рамках мер по информатизации социально-трудовой сферы.

Под информатизацией  социально-трудовой сферы понимается процесс создания организационных, социально-экономических и научно-технических условий для удовлетворения и реализации информационных потребностей и прав граждан, субъектов управления социально-трудовой сферой, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений при разработке и реализации государственной политики в социально-трудовой сфере на основе формирования и использования информационных ресурсов и технологий.

Социально-трудовая сфера  как объект информатизации имеет  сложную структуру и включает следующие предметные области:

    1. доходы и уровень жизни населения;
    2. рынок труда, занятость и безработица;
    3. социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других организациях;
    4. условия и охрана труда;
    5. социально-демографические и миграционные процессы;
    6. социальная защита, социальное обеспечение и социальное страхование;
    7. социальное партнерство.

В процессе развития информатизации социально-трудовой сферы задействованы:

  1. Министерство труда и социального развития Российской Федерации (в настоящее время - Минздравсоцразвития Российской Федерации, включая Федеральную службу по труду и занятости);
  2. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по труду, социальной защите, по вопросам женщин, семьи, демографической политики, по делам молодежи;
  3. государственные внебюджетные фонды, в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды социальной поддержки населения Российской Федерации;
  4. предприятия, учреждения и организации социально-трудовой сферы.

 

§ 2. ИТ в сфере социальной защиты.

 

Информационные технологии давно и прочно вошли в повседневную работу сотрудников органов социальной защиты населения, учреждений социального обслуживания населения. С использованием информационных технологий ведется работа по следующим направлениям:

  • предоставление населению государственных социальных услуг;
  • реализация мероприятий по защите прав и интересов семей и детей;
  • социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • деятельность по опеке, попечительству и охране прав детства;
  • обеспечение детского отдыха и оздоровления;
  • реализация мероприятий по реабилитации инвалидов и другие направления.

 

§ 3. ИТ в сфере образования.

 

В настоящее время, хотим  мы этого или нет, мы все живем  в информационном обществе. При этом, те возможности, которые теперь открываются, используются весьма слабо. Наша задача – «развернуть» информационное общество навстречу тем потребностям, которые есть у людей, которые живут в нашей стране. В первую очередь, у молодых людей, получающих образование, ученых, исследователей, преподавателей, педагогов. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться.

Информатизация образования  и науки является частью глобального  процесса. Информационные и коммуникационные технологии признаны во всем мире ключевыми  технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса.

Информация о работе Информационные технологии в медицине и социально-трудовой сфере