Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:31, реферат
Цель реферата – проанализировать способы, средства, программные комплексы, нормы и правила применения информационных технологий формирования сведений о среде управления.
С этой целью я рассмотрела следующие задачи:
- проанализировать понятие управленческой информации, ее свойства, требования, операции;
- показать методику применения информационных технологий формирования сведений о среде управления;
- сделать на основе проанализированного материала выводы.
При выполнении работы использована учебная литература информационным технологиям управления, по управлению организацией, а также статьи из периодических изданий за последние годы и Интернет ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1. Управленческая информация: свойства, требования, операции 5
2. Особенности применения информационных технологий при формировании сведений о среде управления………………………………………………………………………………….10
2.1. Информационные системы как классификаторы сведений о среде управления 10
2.2. Особенности информационных технологий при формировании сведений о среде управления 14
2.3. Способы, средства, программные комплексы…………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26
по предмету « Информационные технологии управления»
на тему: «Информационные
технологии формирования
сведений о среде управления:
способы, средства, программные
комплексы, нормы и правила»
Содержание:
Постоянно возрастающий интерес к аналитическим технологиям, рассматриваемым в контексте систем управления, обусловлен, прежде всего, тем, что важнейшей составной частью любого процесса управления являются действия по сбору и анализу информации, содержание которых составляют оценка текущей ситуации и прогноз ее развития.
Под ситуацией в данном случае понимается совокупность характеристик объекта управления и среды его функционирования в некоторый момент времени. Оценка ситуации подразумевает вычисление значений этих количественных и качественных характеристик (как правило, с их объединением и обобщением) и их критериальное соотнесение с требованиями.
Главным назначением автоматизированных информационных технологий является автоматизированное решение задач поддержки принятия управленческих решений. К таким задачам относятся:
- оценка текущего и прогнозируемого состояния объекта управления и (или) среды его функционирования;
- обнаружение и исследование скрытых закономерностей, факторов, тенденций и взаимосвязей;
- обобщение информации как агрегация и интеграция сведений различного характера;
- формирование альтернативных решений и выбор «оптимального» в соответствии с заданным критерием, а также результатами анализа сценариев развития ситуаций;
- моделирование процесса эволюции состояния объекта в нестационарной неоднородной среде и т.д.
Цель реферата – проанализировать способы, средства, программные комплексы, нормы и правила применения информационных технологий формирования сведений о среде управления.
С этой целью я рассмотрела следующие задачи:
- проанализировать понятие управленческой информации, ее свойства, требования, операции;
- показать методику применения информационных технологий формирования сведений о среде управления;
-
сделать на основе
При выполнении работы использована учебная литература информационным технологиям управления, по управлению организацией, а также статьи из периодических изданий за последние годы и Интернет ресурсы.
1.
Особенности управленческой
информации
1.1.
Управленческая информация:
свойства, требования,
операции
Информационные ресурсы являются в настоящее время одними из наиболее дорогостоящих и важных для успешного функционирования организации. Под информацией понимается «отражение в сознании человека характеристик окружающего мира, зафиксированное впоследствии на материальных и иных носителях»1, осмысленные и переработанные данные, которые используются для решения управленческих задач. Данные отражают события, происходящие как в самой организации, так и за ее пределами. Управленческая информация представляет собой совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой подсистем организации, о ее внутренней и внешней средах. Само управление в известном смысле может быть определено как процесс восприятия, преобразования и передачи информации. Информация, работа с ней пронизывает весь управленческий цикл и является его смыслом.
Информация обладает двумя свойствами, делающими ее незаменимой в процессе управления2: способностью отображать события, процессы, явления; возможностью преобразовываться, обрабатываться, храниться, многократно использоваться, обеспечивая тем самым возможность получения сведений о прошлом, настоящем и будущем.
Требования к управленческой информации (рис. 1):
•
объективность (отражение объективных
закономерностей посредством
• надежность (с определенной степенью риска, так как обеспечивает уверенность в качестве полученных сведений и возможности их использования в широком спектре проблем);
• достоверность (с определенной вероятностью, так как чем точнее информация отражает реальное состояние объекта, т.е. чем ближе она к реальным процессам и характеристикам изучаемого объекта, тем выше качество управленческой работы);
• полнота (информация должна дать комплексное видение, что обеспечивает рациональность ее использования);
• логичность (в информационном сообщении должны быть причина, следствие и связь между ними; если связь отсутствует, то сообщение может утерять свою логичность);
• доступность (краткость, наглядность, выразительность);
• оптимальность;
•
оперативность;
Рис. 1. Оборот информации в организации
• своевременность (с момента сбора информации до ее получения, обработки и использования проходит определенный промежуток времени, в течение которого информация стареет, теряет актуальность и, в конце концов, вообще не может быть использована, поэтому необходимо определение оптимальной периодичности сбора информации с учетом динамики изменений внешней и внутренней среды организации);
• соответствие информации полномочиям и компетенции субъекта управления;
• возможность многократного использования;
• соответствие информации диапазону управления субъекта;
• релевантность (необходимость, достаточность по объему) и т.д.
Перечисленные требования на практике совместить весьма проблематично, так как полнота информации и ее достоверность требуют определенного периода времени, что противоречит требованию своевременности. В свою очередь, критерий достаточности может противоречить требованию своевременности, поскольку этот критерий весьма субъективен и может меняться по мере углубления в рассмотрение проблемы и изучение альтернатив возможного выхода из создавшегося положения.
Источники
информации условно можно разделить
на две большие группы: внешние
и внутренние (рис. 2)3.
Рис. 2. Фазы формирования сведений о среде управления
Внешняя информация может быть получена различными путями:
- во-первых, информация, являющаяся результатом деятельности других организаций и зафиксированная в монографиях, статьях в журналах и сборниках, докладах на семинарах и совещаниях;
- во-вторых, сведения, которые получены в ходе деловых встреч и переговоров, проводимых сотрудниками функциональных подразделений фирмы (снабжение, сбыт, маркетинг, технология), о состоянии дел у партнеров и конкурентов, а кроме того, полученные от третьих лиц — покупателей, сотрудников государственных и частных кредитных, страховых, инвестиционных организаций;
- в-третьих, официальные публикации законодательных актов, инструкций, отчетов крупнейших банков и акционерных обществ о состоянии баланса, размерах прибыли и т.п.;
- в-четвертых, сведения из Интернета и долговременной памяти собственной компьютерно-информационной системы;
- в-пятых, коммерческий шпионаж, т.е. скрытый сбор сведений об инновационном, маркетинговом, финансовом потенциале конкурента, объекта инвестирования или кредитования, которые не могут быть получены из других источников.
Внутренняя информация — это информация о результатах (положительных или отрицательных) предыдущих решений, являющаяся следствием обратной связи — отчетов нижестоящих работников и организаций, поступающих в процессе контроля: бухгалтерская и статистическая отчетность, внутренний аудит и т.п. Важную роль играют способы фиксирования информации. Наиболее распространенными являются различного рода документы: приказы, инструкции, служебные записки, т.е. материальные объекты, закрепляющие информацию в письменной форме.
Операции с управленческой информацией:
- сбор;
- производство (исследования, изобретения, разработки);
- аналитико-синтетическая переработка (описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование);
- кодировка (раскодировка);
- хранение (материальный носитель);
- преобразование;
- передача (обязательные элементы данного процесса: отправитель, сообщение, канал, получатель);
- сортировка (классификация по заданным признакам);
- синтез (объединение различных информационных блоков для получения полного сообщения);
- размножение;
- использование (в виде, необходимом для осуществления управленческих операций);
- оценка (зависит от потребности в ней);
- контроль за эффективностью использования;
- уничтожение (устаревание информации).
2. Особенности применения информационных технологий при формировании сведений о среде управления
2.1.
Информационные системы
как классификаторы
сведений о среде управления
Вся разнородная и разновидовая информация должна быть упорядочена по определенным классификационным принципам для того, чтобы облегчить ее использование в управленческой деятельности. Упорядоченность информации предполагает создание в организации информационной системы, которая позволит удовлетворять потребности пользователей любого уровня путем обращения к банку данных или поиску и выдачи информации, обеспечивая достоверность информации и защиту ее от постороннего вмешательства.
Информационные
системы, собирая и накапливая информацию,
позволяют улучшать качество всех функций
менеджмента за счет полноты накопленной
информации и быстрого доступа к
данным. При этом системы обеспечивают
поиск и аналитическую
Информационные системы могут быть построены4.
- по функциональному принципу, который предусматривает сбор и обработку информации каждым функциональным подразделением, исходя из существующих форм документов и своих потребностей; результатом такого подхода зачастую является невозможность использования первичной информации, поскольку она охватывает разный круг объектов, составлена на разных методических основах, а придание ей формы, пригодной для использования, требует дополнительного времени, что в условиях эволюционного развития организации будет резко снижать ценность информации;
- по системному принципу, который предусматривает сбор и обработку информации под определенный круг вопросов (рубрику) по единой системе, что устраняет дублирование, присущее функциональному принципу, и значительно повышает качество информации.
Любые информационные системы управления должны:
• повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;
• обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;
• добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;
• согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;
• за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т.д.
Возможны
несколько вариантов
Первая
классификация предложена Н.Н. Треневым5
(рис. 2). Она основывается на том основании,
что информационные системы обеспечивают
автоматизацию учета многочисленных внутриорганизационных
потоков (административно-