Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 19:36, статья
Для повышения качества образования в практике обучения учащихся и студентов на основе ИКТ, нужны ресурсы, позволяющие, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другой стороны, позволять ему самому активно участвовать в этом процессе. Во многих учебных заведениях нашего города и района эта проблема решается благодаря приобретению интерактивного оборудования - комплекса, который позволяет педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Комплекс интерактивного презентационного оборудования включает в себя: интерактивную доску; интерактивный беспроводный планшет; интерактивный жидкокристаллический дисплей, объединяющий в себе функции монитора и цифрового планшета; систему интерактивного опроса; программное обеспечение.
Участие в III международной научно-практической конференции
«Роль ВУЗов в формировании инновационной экономики»
(25-26 июня 2009 года, ВКГТУ им. Д. Серикбаева)
Секция:
Инновационные образовательные технологии
Г.С. Смолина (ВКГУ им. С.Аманжолова, Усть-Каменогорск, Казахстан),
Н.В. Кривошеина (ГУ «Средняя школа №36», Усть-Каменогорск, Казахстан)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Для повышения качества образования в практике обучения учащихся и студентов на основе ИКТ, нужны ресурсы, позволяющие, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другой стороны, позволять ему самому активно участвовать в этом процессе. Во многих учебных заведениях нашего города и района эта проблема решается благодаря приобретению интерактивного оборудования - комплекса, который позволяет педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Комплекс интерактивного презентационного оборудования включает в себя: интерактивную доску; интерактивный беспроводный планшет; интерактивный жидкокристаллический дисплей, объединяющий в себе функции монитора и цифрового планшета; систему интерактивного опроса; программное обеспечение.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передается на доску с помощью проектора.
Поверхность интерактивной доски играет роль обыкновенной доски, экрана и является монитором компьютера. При работе с интерактивной доской преподаватель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией, выводить на экран доски различные изображения, карты, схемы, таблицы, графики, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на дисплее компьютера, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветные пометки и комментарии, сохранять демонстрационные материалы учебного занятия для дальнейшего использования и редактирования. Кроме того, к компьютеру и интерактивной доске может быть подключёны микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера, которые дополняют список новой поставки специализированных кабинетов (интерактивные кабинеты физики, химии, биологии). Эффект использования данной технологии зависит только от преподавателя. Использованию интерактивной доски на учебном занятии предшествует предварительная, объемная работа по созданию флипчарта, на листах которого располагаются теоретический материал, интерактивные задания, вопросы тестирования, и т. д. При разработке учебного занятия можно воспользоваться изображениями, шаблонами, картинками, входящими в библиотеку ресурсов. При таком конструировании опорных конспектов существенно повышается уровень компьютерной компетенции педагога. При использовании флипчартов педагог может комментировать учебный материал, дополнять его, делать соответствующие надписи. При дальнейшем изучении темы всегда можно быстро вернуться на необходимый лист флипчарта, осуществляя тем самым многократное повторение новых правил, формул, понятий и т.д. В данном случае повышается концентрация внимания учеников, улучшается усвоение и запоминание новой информации. Всю проведенную в ходе занятия работу, со всеми сделанными на доске записями, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. Таким образом, у педагога накапливается методическая база по преподаваемому курсу, которая значительно облегчает подготовку к занятиям в дальнейшем.
Но при всех достоинствах информационно – коммуникативных технологий важным является желание педагога расширить свои кругозор и фантазию, сделать так чтобы занятие действительно было интерактивным. А для этого необходимо осуществить подбор материала, методическую и техническую его обработку, чтобы учащиеся или студенты почувствовали красоту предмета. Работа с интерактивной доской для обучающихся становится гораздо интереснее, чем просто с печатным текстом, материал усваивается быстрее за счет наглядности и интерактивности, повышается мотивация к обучению. Учащиеся или студенты, слушая интерактивное объяснение, выполняют работу, а учитель контролирует ход её выполнения, помогая тем учащимся, у которых возникают вопросы.
Интерактивные доски можно эффективно использовать и при решении задач. Заранее подготовленные условия экономят время, что позволяет решить большее количество заданий, чем на классическом уроке. Преимущество использования интерактивной доски в данном случае существенно, так как вся информация, появляющаяся в процессе занятия сохраняется, и можно быстро вернуться и просмотреть ранее решенные задачи, повторить основные моменты, сделать выводы.
При выполнении самостоятельной работы на доску можно выводить условия нескольких вариантов. С помощью программного обеспечения интерактивной доски полезно использовать встроенный таймер, которым можно контролировать время, отведенное на выполнения проверочной работы. Задав нужное количество минут и включив таймер, начинается обратный отсчет времени, который отображается на доске. Обучающиеся контролируют свое время, что также немаловажно для выполнения самостоятельной работы.
Во время занятия можно заполнять таблицы, находить ошибки, делать заметки и многое другое. Это сокращает время для записи материалов. Частичное закрывание экрана шторкой позволяет подавать информацию постепенно. Имеется возможность заполнения пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером. Педагог и обучающийся может записывать дополнительные пояснения поверх уже имеющихся записей. Готовый материал учебного занятия можно сохранить в электронном варианте и с помощью электронной почты использовать для дистанционного обучения.
Кроме того, теперь преподаватель может осуществлять управление любыми приложениями, установленными на компьютере из любого места в аудитории при помощи беспроводного планшета. Управление осуществляется при помощи специальной ручки, которую необходимо перемещать по поверхности планшета. Преподаватель может передать планшет любому обучающемуся, для ответа на вопрос или для любых других целей, требующих участия обучаемого в интерактивном диалоге, результаты которого отображаются на экране перед аудиторией.
Использование системы интерактивного опроса (дистанционных пультов тестирования) вызывает большой интерес у обучающихся и облегчают работу педагога по проверке результатов тестирования. Учащиеся отвечают на вопросы преподавателя простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса автоматически сохраняются в базе данных и могут быть проанализированы сразу или по окончанию занятия.
Таким образом, субъектам процесса обучения нравиться работать с интерактивным оборудованием, а сам процесс обучения становиться интересным и увлекательным.
Результаты анализа успеваемости показывают, что применение интерактивного программно-аппаратного комплекса в образовательных учреждениях создает положительную динамику роста успеваемости учащихся.