Пути повышения качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является исследование проблемы повышения качества продукции в целом на предприятиях, а так же расчеты экономической деятельности предприятия ООО"Сельмаш" и выработка предложений с учетом исследования.
Для реализации данной цели выявлены следующие задачи: Узнать что такое качество как экономическая категория и объект управления; провести расчеты экономической деятельности предприятия ООО "Сельмаш" на основании имеющихся данных.

Содержание

1) Введение.............................................................................................3
2) Теоретическое определение качества...........................................5
3) Качество как объект управления................................................14
4) Расчеты финансово-экономических показателей организации за планируемый год на примере ООО "Сельмаш".....................24
5) Выводы и предложения (заключение).......................................43
6) Список литературы.......................................................................48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Экономике Организаций.docx

— 111.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:"Экономика  Организаций (Предприятий)"

на тему: " Пути повышения качества продукции"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

2012

 

Содержание:

1) Введение.............................................................................................3

2) Теоретическое определение качества...........................................5

3) Качество как объект управления................................................14

4) Расчеты финансово-экономических показателей организации за планируемый год на примере ООО "Сельмаш".....................24

5) Выводы и предложения (заключение).......................................43

6) Список литературы.......................................................................48

 

 

 

 

1) Введение:

В современных условиях рыночной экономики среди множества проблем, связанных как выживанием, так  и последующим нормальным развитием  предприятий и организаций, главной  и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг.

В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те организации  и предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну, а значит и конкурентоспособность  собственной продукции.

Качество – понятие  многоплановое, обеспечение его  требует совмещения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов в разных областях. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов на предприятиях. Так же, важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои запросы производителям товаров и услуг.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая  наука и практика сформировали общие  признаки характерные для этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

Целью моей работы является исследование проблемы повышения качества продукции в целом на предприятиях, а так же расчеты экономической  деятельности предприятия ООО"Сельмаш" и выработка предложений с учетом исследования.

Для реализации данной цели выявлены следующие задачи: Узнать что такое качество как экономическая  категория и объект управления; провести расчеты экономической деятельности предприятия ООО "Сельмаш" на основании имеющихся данных.

Объектом исследования является кондитерское предприятие ООО "Сельмаш"

Предметом исследования являются пути повышения качества продукции.

 

 

2) Теоретическое определение качества:

2.1 Качество как экономическая категория:

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

 Качество как экономическая категория связано с понятиями "потребительная стоимость", "полезность", "удовлетворение потребностей". Отсюда мерой полезности продукта следует считать общественно необходимое качество, которое предопределяет достижение уровня потребительских свойств, обеспечивающего удовлетворение потребностей при наиболее производительном использовании имеющихся в распоряжении организации материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Потребительная стоимость конечной строительной продукции представляет собой общественную полезность, а «уровень качества» – это мера, в какой эта продукция (принятый в эксплуатацию объект) способна удовлетворить потребности.

Таким образом, обобщенно, под качеством понимается совокупность свойств продукции (конструктивных, эстетических, социальных, экономических, психологических), позволяющих ей удовлетворять определенные потребности в соответствии с функциональным назначением. Качество продукции всегда соотносится с нуждами и ожиданиями потребителя и затратами на его создание.

Следует отметить, что некоторые  исследователи, такие как Джозеф М. Джуран,  Разделяли термин "качество" на два аспекта. Первый – это качество, ориентированное на потребителя. То есть те свойства, которые вызывают у людей желание купить товар. В то же время, существует качество, характеризующее технический уровень изготовления продукции, - дефекты и отказы, вызывающие необходимость переделок.

Понятия и термины, используемые в области управления качеством, определяются международными и национальными  стандартами. Международный стандарт ИСО 8402 – 94 устанавливает термины  по качеству, поясняет их сущность и  то, как они применяются в стандартах ИСО серии 9000 (последняя версия ИСО 9001 от 2005 года).

Ответственность за качество несет производитель продукции, либо его представитель, наделенный соответствующими полномочиями, а его  проверка осуществляется независимыми лицами. Наиболее эффективно с этим справляется институт представителей заказчика.

Качество продукции имеет  первостепенное значение для потребителей, так как именно качество определяет ее потребительскую стоимость. При  этом часто повышения качества продукции  равнозначно росту ее количества; кроме того повышения качества обычно достигается при меньших затратах, чем увеличение объема выпуска продукции.

Каждый покупатель приобретает  тот товар, который максимально  удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают  тот товар, который более полно  соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому  степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений разных единичных покупателей  и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом  этапе жизненного цикла изделия  до момента утилизации. По мере развития научно-технического прогресса и  потребностей общества происходит формирование новых требований, и качественная продукция становится недостаточно качественной. Совокупность свойств  продукции может быть той же (т.е. качество не изменилось), но для потребителя  эта продукция может быть неприемлемой.

Часто понятие качество неразрывно связано с другим экономическим  определением - количество. И это  оправданно, потому, как  от качества продукции напрямую зависит количество ее потребления, в рыночных отношениях используется термин сбыт, который неразрывно связан с количеством потребления.

 

2.2 Показатели  качества продукции:

Свойства, выражающие качество товара, принято  называть показателями качества. К  ним можно отнести только те свойства и характеристики, которые можно  измерить, оценить или проверить. Только в этом случае их можно прогнозировать и контролировать, а следовательно, воздействовать на них, ими управлять, а значит, и обеспечивать.

Отсюда  можно сделать вывод, что:

    а) качество любой продукции  только тогда может стать объектом  управления и обеспечения, если  его можно выразить через измеряемые  показатели качества;

    б) обнаруживая, предугадывая, предлагая  потребителю, заказчику, клиенту  новое свойство продукции, разработчик  должен сразу же найти для  него свои показатели качества;

    в) требования к качеству выражаются  через состав и значения показателей  качества.

Каждая  продукция обладает своей номенклатурой  показателей, которая зависит от назначения продукции, условий её производства и эксплуатации и многих других факторов. Показатель качества может выражаться в различных физических единицах измерения (например, секунда, метр, кв.метр, куб.метр, км/ч, грамм, вольт, ватт, и  др.), условных единицах измерения (балл, рубль, процент избирателей и др.), а также быть безразмерным (вероятность наступления ожидаемого события, и др.). В виде технических требований показатели входят в состав технического задания на разрабатываемую продукцию и технических условий.

Номенклатура  показателей окончательно формируется  на этапе проектирования продукции, так как здесь они закладываются  в конструкцию. Далее, на этапе производства эти показатели находят своё воплощение. А на этапе эксплуатации (потребления) показатели становятся индивидуальной характеристикой продукции, выделяют её из других видов продукции (товара), составляют её потребительские свойства и, следовательно, делают привлекательной  и конкурентоспособной.

 Стремление  учесть как можно больше показателей  в желании максимально полно  охарактеризовать продукцию делает  задачу проектирования практически  не решаемой. Важно выделять главные  показатели, отражающие наиболее  существенные потребительские свойства  объекта. Также следует иметь  в виду, что для определённых  условий производства и эксплуатации  существуют обязательные к учёту  показатели. В основном это касается  безопасности, когда минимально  приемлемый уровень требований  устанавливают нормативные документы  федеральных органов исполнительной  власти, осуществляющих контроль  за качеством и безопасностью  товаров, такие как Госгортехнадзор,  Роспотребнадзор и другие. Также, если продукция предназначается для реализации отдельным гражданам или каким-то образом может быть им продана, то она должна удовлетворять дополнительным требованиям, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Основная  используемая классификация показателей  качества - это классификация по характеризуемым свойствам. При  этом выделяют следующие группы показателий:

    • Показатели назначения - характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обслуживают область применения продукции.
    • Показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. Безотказность - это способность функционировать в течение заданного времени без сбоев; характеризуется средней продолжительностью работы до первого отказа в любом режиме эксплуатации, а также возможностью восстановления при их наступлении. Данный показатель является главным признаком надежности. Нормальная сохраняемость основных свойств объекта по мере его использования допускает их падение на 2 – 5% ежегодно;
    • Показатели технологичности - характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовления и эксплуатации продукции.
    • Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартами, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.
    • Эргономические показатели - отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.
    • Эстетические показатели - характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
    • Показатели транспортабельности - выражают приспособленность продукции для транспортирования.
    • Патентно-правовые показатели - характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.
    • Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
    • Показатели безопасности - характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, ремонте, потреблении продукции.

Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Но помимо всех этих показателей важна так же цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или  цена единицы качества.

Основной  задачей каждого предприятия  является качество производимой продукции  и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или  услуг, которые отвечают следующим  требованиям:

    • Отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;

 

    • Удовлетворяют требованиям потребителя;

 

    • Соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

 

    • Отвечают действующему законодательству;

 

    • Предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;

 

    • Направлены на получение прибыли;

Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия: выпуск качественных изделий способствует увеличению объемов реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Из этого следует, что необходимо постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов .

 

2.3 Внутренние и внешние факторы, влияющие на качество продукции:

Как уже было сказано выше: качество товара имеет первостепенную важность для экономической деятельности предприятия. От его уровня зависит  какое место на рынке сможет занять производитель, а значит и его  прибыль. В этих обстоятельствах, следует рассмотреть какие факторы могут оказывать влияние на качество продукции.

На каждом предприятии  на качество продукции влияют самые разнообразные факторы: их подразделяют на внутренние и внешние.

К внутренним факторам относятся  такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию  надлежащего качества, т.е. зависят  от деятельности самого предприятия. Они  многочисленны, и их целесообразно  классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.

Информация о работе Пути повышения качества продукции