Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:19, реферат
Актуальность темы. Современные масштабы и темпы внедрения средств автоматизации управления в народном хозяйстве с особой остротой ставит задачу проведения комплексных исследований, связанных с всесторонним изучением и обобщением возникающих при этом проблем как практического, так и теоретического характера.
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить концептуальные основы использования информационных технологий в экономике как фактора повышения эффективности деятельности предприятий в современных условиях.
Введение………………………………………………...........................................2
I Направления использования информационных технологий на предприятии…………………………………………………………………….5
1.1 Автоматизация документооборота ………………………………………….6
1.2 Коммуникации…………………………………………………...……………7
1.3 Управление технологией производства………………………8
1.4 Автоматизация учета и планирования. Системы принятия решений……..8
1.5 Автоматизация банковских операций………………………………….……9
2Технические средства реализации информационных технологий…..…..…9
3 Стратегия внедрения информационных технологий на предприятие….10
II Основные классы информационных систем………………..………12
1Характеристика ERP систем…………………………………………..……….12
1.1 Управление финансами…………………………………………...……….13
1.2 Управление производством…………………………………….………17
2. Характеристика MRP: назначение, применение, элементы, преимущества…………………………………………………………………….21
3. Характеристика CRМ: назначение, применение, преимущества…..…..24
III Рынок информационных технологий в России………………...25
Заключение……………………………………..……….......................................29
Список использованной литературы………………………...........................33
II Основные классы информационных систем
1 Характеристика ERP систем
В настоящее время основными классами информационных систем, использующихся в практике работы отечественных и зарубежных предприятий, являются: системы планирования ресурсов предприятия ERP, системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM, системы хранения информации, данных и знаний BI, системы управления цепочками поставок SCM и системы планирования материальных потоков MRP.
Возможность получить экономическую выгоду от автоматизации управленческих процессов впервые появилась в конце 60-х – начале 70-х годов. Первым шагом на этом пути стало появление систем MRP (Material Requirements Planning) – автоматизированного планирования потребности сырья и материалов для производства. Данные автоматизированные технологии управления производством появились в США. Главное достижение MRP-систем – минимизация издержек, связанных со складскими запасами. Затем появились системы MRPII (Manufacturing Resource Planning), способные планировать все производственные ресурсы предприятия: сырье, материалы, оборудование с его реальной производительностью, трудозатраты [1, с. 80].
Развитием концепции автоматизированного
управления занимается американская некоммерческая
организация APICS (
ERP-системы (
Эффективно используя ERP-системы,
фирмы применяют различные
Основным назначением ERP
систем является автоматизация процессов
планирования, учета и управления
по основным направлениям деятельности
предприятия и поэтому
Приведенная последовательность функциональных подсистем не претендует на полноту и отражает основные направления деятельности предприятия. Каждая из перечисленных подсистем может включать в себя функциональные блоки, которые также могут быть оформлены в виде отдельных подсистем. Например, подсистема управления материальными потоками, как правило, включает в себя функционально законченный блок «Управление транспортом» для составления графиков и транспортных схем доставки, планирования и управления транспортом.
В то же время подсистемы
управления материальными потоками,
производством/проектами, сервисным
обслуживанием формируют в
В качестве ресурсов для планирования рассматриваются: - денежные средства; - материально-технические ресурсы; мощности (станки и оборудование, склады и места хранения, транспортные единицы, трудовые ресурсы).
Большинство из указанных
подсистем обладает функциональностью,
позволяющей осуществить
1.1 Управление финансами
В общем случае управление финансами можно представить в виде четырех функциональных уровней (Рис. 1):
- финансовое планирование
деятельности предприятия (
- финансовый контроль деятельности (Бюджеты
и бюджетный контроль);
- контроль над финансовыми процессами
(Контроль финансовых операций);
- реализация финансовых процессов (Ведение
финансовых операций).
Два нижних уровня представляют
процессы, в достаточной степени
независимые от типа деятельности.
(В качестве примера можно привести
стандартные операции по регистрации
входящих и исходящих счетов, банковских
выписок, операций с основными средствами
и т.д.) Два верхних уровня в
большей степени зависят от типа
деятельности предприятия, т.к. на этих
уровнях определяются особенности
организации управленческого
Рисунок-1 Общие функциональные уровни
подсистемы управления финансами [4, с.24]
Финансовое планирование деятельности предприятия. В финансовых подсистемах ERP систем, как правило, предполагается наличие двух способов составления финансового плана: снизу-вверх, сверху-вниз.
В случае использования метода
снизу-вверх, соответствующие части
финансового плана формируются
в низовых подразделениях, после
чего система осуществляет их агрегирование.
При использовании
Финансовые планы и бюджеты, количество которых на этапе подготовки, как правило, системой не ограничивается, могут иметь различные версии, модификации и признаки. В качестве рабочего в результате принимается один, который утверждается и объявляется в системе как актуальный.
Все финансовые планы и
бюджеты базируются на основе счетов
главной книги и заранее
Финансовый контроль деятельности. Функциональность финансовых подсистем предлагает возможность организации бюджетного контроля и управления движением денежных средств. Как уже упоминалось ранее, бюджетный контроль основывается на единой базе формирования бюджетов и интеграции финансовых операций – Счетах Главной книги и аналитических объектах управленческого учета. Прогнозные данные финансового плана, разбитые по периодам, могут оперативно сравниваться с текущими результатами на счетах главной книги для принятия управленческих решений.
На основе бюджетных данных
по аналитическим объектам управленческого
учета имеется возможность
Управление движением денежных средств (ДДС), как основная задача казначейства или финансового управляющего, реализуется в системе для планирования и контроля входящих и исходящих денежных потоков (Рис. 2) и формализации процедур ведения расчетов.
Формирование прогноза ДДС системой обеспечивается на основе различных документов (Счета-фактуры закупок, Счета-фактуры продаж, Заказы на закупку, Заказы на продажу, Заказы по проектам, Поручения и т.д.).
Формализация и упорядочение
процедур расчетов организовывается путем
определения в системе
Рисунок-2 Упрощенная схема движения денежных
средств [4, с.28]
Контроль над процессами учета и учет операций. Повседневный учет операций на счетах главной книги предполагает, как правило, два состояния операции: неразнесенная операция (документ), разнесенная операция (документ).
Статус «неразнесенная операция» определяет возможность ее исправления и удаления без каких-либо последствий. Операция с данным статусом еще не является проводкой главной книги и ждет подтверждения корректности и разноски. Процедура контроля неразнесенных операций и их разноски в главную книгу, как правило, выполняется периодически соответствующими должностными лицами по участкам учета. Принимая во внимание интегрированный характер ERP систем, следует заметить, что львиная доля операций порождаются автоматически на основе регистрации первичных документов в подсистемах, связанных с планированием и управлением снабжением, производством, сбытом, проектными работами и т.д. Основная нагрузка по непосредственному ведению операций, как правило, падает на службу расчетов, остальные службы по участкам бухгалтерского учета в большей степени контролируют правильность автоматического формирования операций и осуществляют их разноску.
Стандартными модулями подсистемы
управления финансами, реализующими функции
вышеперечисленных четырех
1.2 Управление производством
В общих чертах типология производственных процессов может быть классифицирована следующим образом: непрерывное производство; поточное производство; единичное производство; проектное производство.
Функциональность подсистем управления производством ERP системы, как правило, ориентируется на различные виды производственной деятельности предприятия, к основным из которых можно отнести следующие: дискретное производство; процессное производство; реализация проектов.
Первые два вида предполагают
описание в системе состава выпускаемого
изделия и технологии производства.
Последний вид в большей
Основные типы дискретного производства:
1. Ориентированные на заказ
с позаказной калькуляцией затрат. ETO Engineering To Ord
2. Ориентированные на массовое
производство: RPT/MTS - Repet
3. Реализация проектов с позаказной калькуляцией затрат: Project industry - Долгосрочные проекты.
Примером использования
подсистемы «Управление проектами»
может служить организация
Необходимо отдельно остановиться на различии дискретного и процессного производства. Как правило, к процессной индустрии явно относятся предприятия пищевой, химической и фармацевтической промышленности. В дополнение к ним под определение процессных попадают целлюлозно-бумажные, текстильные предприятия и предприятия, выпускающие строительные материалы. Особенности предприятий процессного вида отражаются на логистике снабжения, производства и сбыта.
Фундаментальным отличием является определение материалов (единицы измерения, идентификаторы партии, партии в партии, сроки хранения, и т.д.) и состава изделия. Для предприятия с дискретным производством характерно наличие возможности более точного и простого определения спецификации материалов и комплектующих и более высокой степени предсказуемости свойств выпускаемой продукции по сравнению с процессным производством.
Обычно производство конечной
продукции включает более одного
процесса. Калькуляции себестоимости
выпускаемой продукции
Данные особенности необходимо
в первую очередь учитывать при
выборе системы, если руководство предприятия
имеет намерение внедрить полноценную
систему управления производством
и иметь возможность
Информация о работе Использование информационных технологий на предприятии