Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:41, контрольная работа
Термины «информационные технологии», «информационные системы» уже давно вошли в жизнь современного человека. Высокий уровень информатизации профессионального образования рассматривается как обязательное условие подготовки конкурентно способных специалистов во всех отраслях. Однако, далеко не каждый даже образованный человек, с легкостью ответит на вопрос: «Что же такое информационные системы?».
В данной работе автор даст определение информационным системам, рассмотрит их возможности и основные функциональные свойства, приведет наиболее широко применяемые классификации информационных систем, а также рассмотрит основные этапы развития ИС в СССР и России.
Введение. …......................................................................................................3
Информационные системы. Основные понятия........................................4
Эволюция информационных систем в СССР — РФ.................................8
Возможности информационных систем...................................................11
Классификация информационных систем................................................13
Заключение ….................................................................................................17
Литература
Содержание
Введение. …...................
Заключение …..................
Литература
Введение
Термины «информационные технологии», «информационные системы» уже давно вошли в жизнь современного человека. Высокий уровень информатизации профессионального образования рассматривается как обязательное условие подготовки конкурентно способных специалистов во всех отраслях. Однако, далеко не каждый даже образованный человек, с легкостью ответит на вопрос: «Что же такое информационные системы?».
В данной работе автор даст определение информационным системам, рассмотрит их возможности и основные функциональные свойства, приведет наиболее широко применяемые классификации информационных систем, а также рассмотрит основные этапы развития ИС в СССР и России.
При написании работы были использованы книги и учебные пособия российских авторов, а также статьи периодических изданий.
Информационная система (ИС) — это система, предназначенная для ведения информационной модели, чаще всего — какой-либо области человеческой деятельности. Эта система должна обеспечивать средства для протекания информационных процессов:
Возвращаясь к понятию информационные системы, стоит отметить, что ученые не пришли пока к единому мнению касательно вопроса включения в информационные системы персонала, который их обслуживает.
Как очевидно, термин информационные системы складывается из двух больших самостоятельных понятий. Остановимся более подробно на каждом из них. Информацией (от лат. informatio — «научение», «сведение», «оповещение») называются сведения, то есть знания, передаваемые системой знаков любого рода. Более точное общепринятое определение, которое объединило бы все виды информации, пока еще не введено. Поэтому понятие «информация» принято определять через ее свойства (подобно понятию «материя»), т.е. информация - это явление, которое характеризуется наличием источника, приемника, канала связи и т.д. К сожалению многие из свойств информации, например, «смысл», еще не вполне познаны наукой, что еще более затрудняет формулировку точного определения. В XX веке термин «информация» был введён в ряде научных областей, получив особые для них толкования и определения.
Система (от греч. σύστημα, «составленный») — множество взаимосвязанных объектов, организованных некоторым образом в единое целое и противопоставляемое среде.
В настоящее время выделяют 5 основных классов систем, где человек:
При исследовании системы «человек-машина» ученые сталкиваются с рядом проблем, основная из которых – необходимость объединения нескольких отраслей науки (анатомии, физиологии, информатики, кибернетики и т.д.). Каждая из этих отраслей самостоятельная наука, в которой уже сложились и используются определенные методы исследований, анализа полученных данных и их преобразования. Таким образом от ученых, работающих в изучении этой области требуются обширные знания и умения владеть терминологией нескольких дисциплин.
Как было сказано выше,
системы значительно отличаются
между собой как по составу, так
и по главным целям. Это целое
приобретает некоторое
Признаки системности описываются тремя принципами.
Признаки системности:
В информатике понятие «система» широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.
Вернемся к понятию информационные системы и рассмотрим его более подробно. ИС (информационная система) является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения.
Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированной на нее ИТ. Информационные технологии могут существовать и вне сферы информационных систем. Таким образом, информационные технологии является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе.
В зависимости от конкретной области применения ИС могут очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Можно выделить основные свойства, которые являются общими для всех ИС.
Основные свойства информационных систем:
Как было сказано выше, идея информационных систем и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения.
Остановимся немного подробнее на основных этапах развития информационных систем в СССР и РФ.
Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.
Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как в профессиональной сфере, так и бытовой. Информационные технологии могут быть классифицированы по трем признакам:
1 признак деления -
вид задач и процессов
1 - й этап (60 - 70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.
2- й этап (с 80-х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.
2 признак деления - проблемы, стоящие на пути, информатизации общества
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2 - й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
3 - й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
4 - й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
• выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
• организация доступа к стратегической информации;
• организация защиты и безопасности информации.
3 признак деления - виды инструментария технологии
1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.
Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4-й этап (с начала 70-х гг.) – «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.
5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.