История систем защиты информации во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 09:17, реферат

Краткое описание

Вопросами организации доступа к такой информации занимается специальная Комиссия по доступу к правительственным документам. Комиссия ежегодно публикует отчет о своей деятельности, который является важным источником информации о работе системы доступа к документам государственных органов. Чтобы оспорить решение государственного органа об отказе в доступе к информации, необходимо сначала обратиться в Комиссию и получить ее заключение, т. к. государственная администрация соглашается обычно с решением Комиссии. В этой области широко применяется прецедентное право.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗИ во Франции.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Доступ к документам государственных органов. Закон от 17 июля 1978 г. № 78-753 «О мерах, направленных на улучшение отношений между органами управления и общественностью, и об административных, социальных и финансовых положениях» предоставляет право доступа к документам государственных органов, за некоторыми исключениями. «Закон определяет восемь условий, запрещающих доступ к подобной информации. Администрация может отказаться сделать тот или иной документ открытым, если это повредит: 1) сохранению тайны совещаний государственных и правительственных органов; 2) сохранению тайны национальной обороны и иностранной политики; 3) валютному и государственному кредитованию; 4) безопасности государства и общества; 5) судопроизводству и проведению досудебных процедур, за исключением случаев, когда компетентными органами дано соответствующее разрешение; 6) сохранению тайны личных и медицинских досье; 7) сохранению коммерческой и промышленной тайны; 8) проведению расследований уполномоченными органами, занимающимися нарушениями налогового таможенного законодательства», сохранению иных, охраняемых законом тайн.

Вопросами организации доступа  к такой информации занимается специальная  Комиссия по доступу к правительственным  документам.

Комиссия ежегодно публикует отчет  о своей деятельности, который является важным источником информации о работе системы доступа к документам государственных органов. Чтобы оспорить решение государственного органа об отказе в доступе к информации, необходимо сначала обратиться в Комиссию и получить ее заключение, т. к. государственная администрация соглашается обычно с решением Комиссии. В этой области широко применяется прецедентное право.

В соответствии с законом от 3 января 1973 г. введен институт уполномоченного  по делам администрации. Уполномоченный назначается правительством сроком на 6 лет. Государственные органы обязаны предоставлять ему информацию, связанную с расследуемым делом. Исключения: информация, относящаяся к национальной обороне, безопасности государства или внешней политике. Эти сферы не находятся вне контроля уполномоченного (как в Великобритании), однако он не может расследовать вопросы, связанные с секретностью.

Ежегодно он представляет общий  доклад о выполнении своих функций  парламенту и президенту. Доклад публикуется.

Одним из принципов французского права является гласность судопроизводства (открытый доступ к судебным заседаниям, подготовка сообщений о судебных заседаниях – в соответствии с законом «О свободе печати» от 29 июля 1881 г. с последующими поправками и дополнениями).

Существуют исключения из принципа общественного доступа к судебным заседаниям: невмешательство в частную  жизнь; вопросы, связанные с национальной обороной.

Государственные органы могут применять  меры по конфискации тиража издания  или по предотвращению его распространения с целью неразглашения информации, защиты права на невмешательство в частную жизнь.

2. Органы защиты информации

В системе разведки и контрразведки  Франции особое место занимает Главное управление внешней безопасности (ГУВБ), которое является головным по возложенным на него функциям, службой внешней разведки. ГУВБ числится при министерстве обороны. Основные задачи и функции ГУВБ определены в декрете от 2 апреля 1982 г.

Данная служба была создана на основе декрета от 4 января 1946 г. и имела  название Служба внешней документации и контрразведки (СВДК). Официально СВДК находилась в подчинении премьер-министра, однако фактически – под контролем аппарата президента. В январе 1966 г., после осуществления реорганизации полицейских служб и спецслужб, СВДК передана в подчинение министерства вооруженных сил (современное министерство обороны). В соответствии с декретом от 2 апреля 1982 г. – современное название.

К его основным задачам  относятся:

- сбор и анализ информации, относящейся  к национальной безопасности Франции;

- выявление и предупреждение  разведывательной деятельности, направленной  против Франции, за ее пределами;

- проведение при необходимости  в национальных интересах секретных  операций.

Финансируется это учреждение из спецфонда  премьер-министра. В штате Управления преобладают гражданские лица, несмотря на подчинение оборонному министерству.

Возглавляет ГУВБ генеральный директор, назначаемый декретом Совета Министров, подчиненный министру обороны.

В структуре ГУВБ:

- Управление финансовых служб  и кадров;

- Управление разведки (отделы по  странам и группам стран) (сбор  информации о зарубежных странах  и их секретной деятельности  во Франции);

- Управление исследований и  документации (анализ и обработка  разведывательной информации и  подготовка аналитических отчетов для правительства).

Внутренняя организация и порядок  деятельности ГУВБ определяется постановлениями  министерства обороны.

В ведении Министерства обороны находятся также:

- Управление военной разведки, которое занимается всеми направлениями военной разведки, включая службу оповещения с воздуха;

- Управление по обеспечению оборонной безопасности, которое специализируется на охране военных объектов и оборонных предприятий;

- Военная полиция – предупреждение шпионажа, обеспечение безопасности в воинских формированиях как внутри страны, так и за рубежом.

В подчинении МВД  Находятся:

- Управление государственной безопасности – Управление наблюдения за территорией (ДСТ), главный контрразведывательный орган, основной задачей которого является пресечение шпионажа внутри страны, в основном со стороны иностранцев, защита государственной тайны;

- Служба общей разведки, которая отвечает за внутреннюю безопасность страны, осуществляет анализ поступающей информации, готовит для правительства рекомендации по определенным проблемам.

- Межминистерская группа контроля, которая находится в ведении Отдела общей информации Главного управления полиции (прослушивание телефонных переговоров; анализ внутриполитической ситуации в стране; сбор и проверка сведений о лицах, информация используется при решении кадровых вопросов при приеме на государственную службу, в частные фирмы и предприятия).

Функции, аналогичные САС (Специальная  воздушно-десантная служба) в Великобритании, во Франции и других европейских  странах возложены на полицейские ведомства. Антитеррористическая группа французской жандармерии осуществляет свою деятельность в тесном контакте с САС.

В аппарате президента - внешнеполитические советы:

- Высший совет обороны (ВСО);

- Совет (Комитет) обороны («узкий совет»). Данные комитеты созданы на основе декрета № 59-147 от 7 января 1959 г.

Возглавляет ВСО президент, в составе: премьер-министр, министры: иностранных  дел, обороны, внутренних дел, экономики, генеральный секретарь министерства обороны, начальник генерального штаба и начальники штабов родов войск.

Задачи:

- разработка стратегии национальной  обороны, общее руководство обороной;

- разработка программ развития  областей, связанных с обороной  и безопасностью, обеспечение  их финансирования;

- вопросы внешней политики;

- решение вопросов, связанных с  разведывательной и контрразведывательной  деятельностью.

Совет собирается 6-7 раз в год. Текущие  вопросы деятельности решаются в  работе «узкого совета».

Генеральный секретариат  национальной обороны (ГСНО) (создан в 1862 г. и заменил Генеральный штаб национальной обороны) – аппарат президента и премьер-министра. Основные задачи определены в декрете № 78-78 от 25 января 1978 г.

Основные задачи:

- руководство обороной и военной  политикой;

- координация деятельности министерств по проблемам обороны;

- международные переговоры по  военным вопросам;

- военное сотрудничество с другими  странами;

- программы в области национальной  обороны;

- оценка международных кризисных  ситуаций. В этих целях в ГСНО  создана постоянно действующая  группа оценки кризисных ситуаций;

- обобщение и анализ разведывательной  информации, поступившей из спецслужб,  министерств обороны и иностранных  дел. Для этих целей созданы  центр обработки разведывательных  данных и центр обработки научно-технической  информации;

Организационно-техническое обеспечение  деятельности Межминистерского комитета по разведке. К его компетенции  относится.

Межминистерский комитет  по разведке во главе с премьер-министром. В составе: министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, экономики и финансов, научных исследований, генеральный секретарь правительства, генеральный секретарь ГСНО, генеральный секретарь ГУВБ.

Основные задачи:

- подготовка предложений по  вопросам организации разведывательной  деятельности;

- координация деятельности  разведывательных и контрразведывательных служб;

- подготовка проекта генерального  плана по разведке. План утверждается  Высшим советом обороны.

Национальное собрание Франции  образует на публичном заседании  постоянные комиссии, в которых осуществляется основная часть работы депутатов. С обеспечением национальной безопасности и вопросами защиты информации связана деятельность следующих комиссий:

- Комиссия по национальной обороне и вооруженным силам:

- - вопросы общей организации  обороны;

- - оборонная политика;

- развитие вооруженных сил, военной  промышленности;

- обеспечение национальной безопасности.

Комиссия по иностранным  делам:

- международные отношения;

- международное сотрудничество;

- внешняя политика;

- заключение международных договоров  и соглашений.

В своей работе комиссии правомочны требовать любые «служебные документы», за исключением имеющих секретный  характер и касающихся национальной обороны, иностранных дел, внутренней и внешней безопасности государства.

Администрация учреждений, стремясь ослабить парламентский контроль за своей деятельностью, ограничивает понятие «служебные документы», исключая из них «документы внутреннего пользования» и, напротив, широко рассматривает понятие «секретный характер».

Законодательная деятельность комиссий по иностранным делам и по национальной обороне чрезвычайно ограничена.

3. Организационно-правовые  основы защиты тайны.

Защита государственной тайны

22 июля 1992 г. Национальное собрание  и Сенат Франции приняли, Президент  Французской Республики утвердил 4 закона, излагающие положения нового Уголовного кодекса, сменившего УК 1810 года, принятого еще в период правления и при непосредственном участии Наполеона Бонапарта, Закон № 92-683 от 22 июля 1992 года утвердил Общие положения Уголовного кодекса, которые устанавливались книгой 1-ой «Общие положения», прилагаемой к данному закону. Здесь излагаются общие принципы действия уголовного закона и вопросы, связанные с уголовной ответственностью и мерой наказания.

Закон № 92-684 от 22 июля утвердил книгу II «О преступлениях и проступках против человека», которая открывает Особенную часть УК Франции.

Закон № 92-685 от 22 июля 1992 г. утвердил книгу III «О преступлениях и проступках против собственности».

Законом № 92-686 от 22 июля 1992 г. утверждена Книга IV «О преступлениях и проступках против нации, государства и общественного порядка».

Новый Уголовный кодекс вступил  в действие с 1 марта 1994 года.

В книге 4 УК в разделе первом «Посягательства  на основополагающие интересы нации» предусматривается ответственность  за самые тяжкие политические преступления – измену и шпионаж (ст. с 441-1 по 413-12).

Составы преступлений: измена, шпионаж, разглашение государственной тайны

Измена и шпионаж

Различие составов измены и шпионажа (отличие от Великобритании) проводится по субъекту преступления: преступление, совершенное гражданином или военнослужащим Франции, представляет собой измену, преступление, совершенное другим лицом (гражданином или военнослужащим другой страны, лицом без гражданства) – шпионаж. К таким преступлениям относятся:

- сдача иностранному государству,  иностранной организации или  организации, находящейся под  иностранным контролем, либо их  уполномоченным войсковых частей  Франции, всей или части национальной  территории, либо военной техники,  сооружений, снаряжения и т. п., предназначенных для национальной обороны (пожизненное заключение);

- поддержание связей с иностранным  государством с целью вызвать  военные действия или акты  агрессии против Франции; саботаж,  т. е. уничтожение, повреждение  или хищение документов, оборудования, технических устройств, информационных систем и т. д.; внесение неполадок в их работу, способное причинить вред основополагающим интересам нации (30 лет заключения);

- предоставление гражданским или  военным органам власти Франции  ложной информации с целью оказания помощи иностранному государству, способное причинить вред основополагающим интересам нации (7 лет тюремного заключения).

(Меры наказания: длительные  сроки тюремного заключения или  пожизненное и денежные штрафы). Смертная казнь отменена законом от 9 октября 1981 г.

Тайна национальной обороны (используется вместо термина «государственная тайна»). В соответствии со ст. 413-9 характер тайны национальной обороны имеют сведения, технологии, документы, информационные данные и данные картотек, относящиеся к национальной обороне и ставшие объектом специальных мер, предусмотренных соответствующим декретом Государственного Совета Франции и направленных на исключение их распространения или предоставления недозволенным лицам.

Информация о работе История систем защиты информации во Франции