История систем защиты информации во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 09:17, реферат

Краткое описание

Вопросами организации доступа к такой информации занимается специальная Комиссия по доступу к правительственным документам. Комиссия ежегодно публикует отчет о своей деятельности, который является важным источником информации о работе системы доступа к документам государственных органов. Чтобы оспорить решение государственного органа об отказе в доступе к информации, необходимо сначала обратиться в Комиссию и получить ее заключение, т. к. государственная администрация соглашается обычно с решением Комиссии. В этой области широко применяется прецедентное право.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗИ во Франции.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Составы преступлений, связанных  с разглашением государственной тайны:

- передача иностранной державе  секретных сведений о национальной  обороне;

- деяния, направленные на получение  доступа к секретным сведениям  о национальной обороне;

- организация скрытой системы  получения информации, связанной с национальной обороной;

- производство без разрешения  зарисовок или фотосъемок в  запретной зоне;

- пребывание в запретной зоне;

- сбор сведений, хотя и не  являющихся секретными, но передача  информации о совокупности которых  могла бы нанести ущерб  интересам национальной обороны;

- умышленное или неосторожное  разглашение секретной информации  или уничтожение документов или  предметов-носителей секретной информации  о национальной обороне лицом,  уполномоченным на их хранение;

- получение, разглашение и уничтожение секретной информации лицом, не имеющим права на доступ к ней;

- передача изобретений, связанных  с интересами национальной обороны;

- разглашение военной информации, не подлежащей опубликованию;

- недонесение о деятельности, наносящей  вред интересам национальной обороны.

(Меры наказания: тюремное заключение  от 5 до 7 лет; по неосторожности  или небрежности хранителя –  3 года).

Проблемы регулирования в информационной области во Франции рассматриваются  в тесной связи с проблемами национальной безопасности и сохранения государственной тайны. Используется принцип, заключающийся в том, что информация считается, прежде всего, фактором национальной безопасности, следовательно, и в отношении к ней должно преобладать общее требование обеспечения секретности без учета того, наносит ли ее разглашение ущерб национальным интересам. Основным критерием засекречивания является критерий «тайны в области национальной обороны» (в некоторых исследованиях используется термин «национальная защита»).

Применяются три уровня секретности информации и соответствующие им грифы секретности:

- очень (совершенно) секретно-оборона;

- секретно-оборона;

- конфиденциально-оборона.

Нормы о компьютерных преступлениях, связанных с нарушением интересов  национальной обороны:

Передача информационных данных или данных компьютерных картотек иностранному государству, что влечет за собой ущерб основополагающим интересам нации (ст. 411-6);

Саботаж, связанный с уничтожением, повреждением или хищением информационных систем, внесением неполадок в  их работу (ст. 411-9);

Уничтожение, хищение, изъятие или  воспроизведение информационных данных, имеющих характер тайны национальной обороны, либо ознакомление с ними посторонних  лиц (ст. 413-10);

Терроризм, выразившийся в совершении какого-либо преступного деяния в области информатики, с целью нарушить существенно общественный порядок путем устрашения или террора (ст.421-1).

(Меры наказания: тюремное заключение  на сроки от 10 до 15 лет и денежные  штрафы).

В УК Франции определяются следующие  посягательства на АСОД, не связанные с интересами национальной обороны:

- обманный доступ к АСОД;

- умышленное нарушение их функционирования;

- обманное введение, стирание или  изменение информационных данных;

- участие в организованной группе  или сговоре, созданных для  подготовки перечисленных деяний.

Все посягательства на информационные системы являются уголовно наказуемыми, за которые для физических лиц  в качестве наказания предусматривается  исправительное тюремное заключение сроком от 1 года до 3 лет и штраф в размере  от 100 тысяч до 300 тысяч франков. В качестве наказаний для юридических лиц предусматривается штраф в размере от 500 тысяч до полутора миллионов франков и запрещения, предусмотренные для юридических лиц в качестве дополнительных наказаний.

Коммерческая тайна

Защита интересов предпринимателей в области коммерческих секретов при отсутствии специализированного нормативного акта обеспечивается применением общих положений уголовного, трудового и гражданского законодательства.

Законодательство Франции включает следующие направления защиты коммерческой тайны:

1. В рамках трудовых отношений  на работника возлагается обязанность  поддерживать режим конфиденциальности  информации, работник не вправе  конкурировать с работодателем  после увольнения.

2. Предусмотрена гражданско-правовая ответственность за «злоупотребление доверием», т. е. за разглашение коммерческой тайны лицом, которому она доверена обладателем.

3. Предусмотрена уголовная ответственность  для государственных служащих  и должностных лиц контролирующих  органов за разглашение конфиденциальной информации.

Аналогичным образом проблема защиты коммерческой тайны решается в ряде других европейских государств, например, в Финляндии, Швейцарии и др.

Защита коммерческих секретов обеспечивается применением статей УК, которые устанавливают санкции за хищение материальных ценностей, временно доверенных какому-либо лицу.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, были определены прецедентным правом.

К коммерческой и промышленной тайне  относятся три вида информации: промышленные технологии, экономическая и финансовая информация, коммерческая стратегия.

Во Франции нет специального закона о НДК (однако, именно здесь  впервые стал применяться термин «недобросовестная конкуренция»). В  связи с этим понятие недобросовестной конкуренции, условия ответственности, санкции за правонарушения разрабатывались судебной практикой.

НДК определяется как любые действия, состоящие в использовании обманных средств в экономическом соперничестве. Цели НДК: причинить вред лицу, занимающемуся  коммерческой деятельностью, или привлечь на свою сторону его клиентуру.

Ответственность за НДК предусмотрена  статьями 1382 и 1383 Французского гражданского кодекса (ФГК 1804 г.).

Гражданско-правовая ответственность  за причинение вреда (деликтная ответственность) закреплена в ст. 1382 ФГК: «какое бы то ни было действие человека, которое причиняет другому ущерб, обязывает того, по вине которого ущерб произошел, к возмещению ущерба».

Дезорганизация предприятия конкурента как вид НДК включает: промышленный шпионаж, завладение коммерческими секретами, ноу-хау конкурента, переманивание персонала конкурента, отвлечение чужих заказов, игнорирование договоров исключительной продажи, о воздержании от конкуренции, уничтожение или маскировка рекламы конкурента и др.

Для предотвращения противоправных действий работодатели включают в трудовые договоры положения о воздержании от конкуренции в течение определенного срока и на определенной территории. При нарушении договора бывший служащий несет договорную ответственность, а его новый наниматель – деликтную, если он был информирован о наличии такого договора. Если такой договор не был составлен, то служащий имеет право заниматься любой предпринимательской деятельностью, используя свои знания и опыт, однако, не нарушая торговых обычаев (использование добытых обманным путем документов, переманивание клиентов и др.).

В случае признания факта НДК  суд может применить к правонарушителю  следующие гражданско-правовые санкции:

- запрет противоправных действий  под угрозой принуждения к  исполнению вынесенного решения;

- возмещение причиненного вреда;

- опубликование судебного решения.

Мера принуждения к исполнению вынесенного судом решения заключается  в уплате лицом, к которому эти  меры применяются, штрафа за каждый просроченный период времени после истечения срока данного ему судом для исполнения решения.

Кодекс интеллектуальной собственности от 4 июля 1992 г.

В Кодексе предусмотрен специальный  раздел «Охрана технических знаний», в котором рассматриваются вопросы  охраны производственных секретов.

Признаки:

- находит непосредственное применение  в сфере промышленного производства;

- обладает новизной;

- обладает коммерческой ценностью,  поэтому правовая охрана может  выполнять ту же стимулирующую  роль, что и патенты на изобретение.

«Раскрытие или попытка раскрытия производственного секрета служащим предприятия или его директором подлежит наказанию в виде тюремного заключения сроком на 2 года и штрафа в размере 200000 франков». По решению суда могут быть применены и дополнительные меры воздействия в виде социальных ограничений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса.

Организация и защита коммерческой тайны осуществляется Службами безопасности. Во Франции различаются следующие категории служб безопасности:

- службы безопасности в промышленно-торговых  фирмах и финансовых учреждениях (банки, страховые компании, инвестиционные фирмы);

- службы безопасности и офицеры  безопасности в фирмах, выполняющих  государственные заказы, особенно  в сфере оборонной промышленности, космических и ядерных исследований, новых видов вооружений, средств связи и транспорта;

- частные службы безопасности  и частные охранно-сыскные бюро. Частные службы промышленной  и коммерческой безопасности  особенно часто привлекаются  предпринимателями для работы  на слабо изученных рынках  в целях уменьшения коммерческих рисков, повышения безопасности предпринимательской деятельности, обеспечения личной безопасности предпринимателей;

- профессиональные объединения  частных служб промышленной и  коммерческой безопасности и  частных охранных бюро. Цель  их создания – усиление взаимодействия и координация деятельности. Они выходят с законодательной инициативой, отстаивают социально-экономические права своих участников. К ним относятся Высший национальный совет частных детективов, созданная в январе 1991 г. Национальная федерация частных детективов – агентов розыска.

Общими функциями служб безопасности являются:

- борьба со злоупотреблениями  торговой маркой;

- выявление недобросовестной конкуренции;

- промышленный шпионаж и контршпионаж;

- меры безопасности в банковской системе;

- выявление различного рода  подделок и мошенничества в  т. ч. путем анализа финансовых  документов;

- организация охраны помещений,  зданий, строительных объектов, транспортных  средств, отдельных лиц и членов  их семей.

К функциональным обязанностям офицера безопасности (инспектора по вопросам безопасности и режима) относятся:

- обеспечение порядка и процедуры  контактов в фирме (банке) лиц,  владеющих секретом, с иностранцами;

- введение или отмена режимных  мер безопасности;

- разработка совместно с государственными спецслужбами и полицией нормативно-методических документов, регламентирующих работу с секретной информацией.

 


Информация о работе История систем защиты информации во Франции