Классификация информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:33, реферат

Краткое описание

В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационные технологии" (ИТ). Данный термин связан с двумя понятиями: информация и технология.
Технология (от греческих "techne" - мастерство, искусство и "logos" - понятие, учение) определяется как совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация информационных технологий.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

В современной науке существует много различных подходов к определению  термина "информационные технологии" (ИТ). Данный термин связан с двумя  понятиями: информация и технология.

 

 Технология (от греческих "techne" - мастерство, искусство и "logos" - понятие, учение) определяется как совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта. В ином понимании технология - это совокупность процессов, приемов обработки или переработки материалов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, а также научное описание способов производства, совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта.

 

 Термин "информация" (от латинского "informatio" - разъяснение, изложение) первоначально обозначает сведения, передаваемые от одного человека к другому устно, письменно или посредством каких-либо условных сигналов или с использованием каких-либо технических средств. С середины XX века понятие информации стало общенаучным.

 

Классификация информационных технологий

 

Классификация ИТ необходима для того, чтобы правильно понимать, оценивать, разрабатывать и использовать их в различных предметных областях (сферах жизни общества). Она зависит  от выбранных критериев.

 

В качестве критерия может выступать  один показатель или несколько признаков, а также свойства и типы самой  информации. Обычно ИТ отражают общепринятые формальные ИП и, следовательно, включают технологии сбора, регистрации, обработки, хранения, поиска, накопления, генерации, анализа, передачи и распространения данных, информации и знаний. Такие технологии называют базовыми ИТ, т. е. используемыми в различных (базовых) ИП

 

 ИТ систематизируются по  следующим классификационным признакам:

 

1. Назначение и характер использования

 

Кроме того, предлагается деление  на предметные, обеспечивающие и функциональные ИТ. Такое деление также достаточно условно. Некоторые технологии, относящиеся  к одной разновидности, зачастую входят в состав другой. Тем не менее рассмотрим эту классификацию.

К предметным ИТ  обычно относят  технологии, используемые в различных  предметных областях (обществе, политике, экономике, юриспруденции, науке, производстве, медицине, образовании и др.). При  этом по обслуживаемым предметным областям выделяют ИТ различных областей деятельности, например, бухгалтерского учета, банковской, налоговой, страховой и др.

К обеспечивающим ИТ можно отнести  технологии, обеспечивающие выполнение  определенных видов деятельности,  функций,  процессов и т. п. Необходимость или необязательность их использования обусловлена характером задач пользователя или средой функционирования. Так, по функциям обеспечения управленческой деятельности выделяют:

а)         технологии подготовки: текстовых документов на основе текстовых процессоров; иллюстраций и презентаций — графических процессоров; табличных документов — использования табличных процессоров;

б)         технологии разработки программ на основе алгоритмических,объектно-ориентированных  и логических языков программирования;

в)         технологии систем управления базами данных;

г)         технологии поддержки управленческих решений  на основе систем искусственного интеллекта;

д)         гипертекстовые технологии и технологии мультимедиа.

 

Обеспечивающие технологии включают:

 

а)         технологии и системы управления данными;

б)         средства и технологии распределенной обработки (сетевые технологии);

в)         средства удаленного доступа (телекоммуникационные технологии);

г)         средства и технологии человеко-машинного взаимодействия и ин

 терфейсы конечного пользователя;

д)         средства и технологии защиты информации.

 

К функциональным ИТ можно отнести  технологии, связанные с конкретными  информационными процессами. В этом случае они могут входить в состав базовых ИТ. Многообразие функциональных особенностей информации позволяет выделять и другие классы функциональных технологий.

В современной литературе предлагается использовать деление ИТ: на базовые, конечного пользователя (реализуются  в виде прикладных функционально-ориентированных продуктов), обеспечивающие и инструментальные технологии.

При этом инструментальные технологии обеспечивают жизненный цикл самих  ИТ, предполагают наличие технологий: проектирования и инструментальных средств разработки программного обеспечения; проектирования баз данных; реинжиниринга ИС.

Модификация обеспечивающих технологий в функциональную может быть сделана  как профессиональным разработчиком, так и самим пользователем. Взаимосвязь  между функциональными и обеспечивающими информационными технологиями приведена на следующем рисунке:

 

 2. Тип пользовательского интерфейса

 

Информационные технологии можно  рассматривать в отношении пользовательского  интерфейса, т.е. возможностей доступа  пользователя к информационным и вычислительным ресурсам в процессе обработки информации.

Пользовательский интерфейс —  это комплекс правил и средств, организующих взаимодействие пользователя с устройствами или программами персонального  компьютера.

 

Данный классификационный признак  позволяет выделить следующие ИТ.

 

Пакетные информационные технологии, которые характеризуются тем, что  операции по обработке информации производятся в заранее определенной последовательности и не требуют вмешательства пользователя. В этом случае задания или  накопленные заранее данные по определенным критериям объединяются в пакет для последующей автоматической обработки в соответствии с заданными приоритетами. Пользователь не может влиять на ход выполнения заданий, пока продолжается обработка пакета, его функции ограничиваются подготовкой исходных данных по комплексу задач и передачей их в центр обработки. В настоящее время пакетный режим реализуется применительно к электронной почте и формированию отчетности.

 

Диалоговые информационные технологии предоставляют пользователям неограниченную возможность взаимодействия с хранящимися в системе информационными ресурсами в режиме реального времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений. Эти технологии предполагают отсутствие жестко закрепленной последовательности операций преобразования данных и активное участие пользователя, который анализирует промежуточные результаты и вырабатывает управляющие команды в процессе обработки информации.

 

Сетевые информационные технологии обеспечивают пользователю доступ к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам с помощью специальных средств связи. В этом случае появляется возможность использования данных, накопленных на рабочих местах других пользователей, перераспределения вычислительных мощностей между процессами решения различных функциональных задач, а также возможность совместного решения одной задачи несколькими пользователями.

 

3. Способ организации сетевого  взаимодействия

 

По способу организации сетевого взаимодействия выделяют следующие виды ИТ.

 

Информационные технологии на базе локальных вычислительных сетей  представляют собой систему взаимосвязанных  и распределенных на ограниченной территории средств передачи, хранения и обработки  информации, ориентированных на коллективное использование общесетевых ресурсов — аппаратных, программных, информационных. Они позволяют перераспределять вычислительные мощности между пользователями сети в зависимости от изменения их потребностей и сложности решаемых задач и обеспечивают надежный и быстрый доступ пользователей к информационным ресурсам сети.

 

Построение информационных технологий на базе многоуровневых сетей заключается  в представлении архитектуры  создаваемой сети в виде иерархических  уровней, каждый из которых решает определенные функциональные задачи. Такие технологии строятся с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта и позволяют разграничить доступ к информационным и вычислительным ресурсам в зависимости от степени важности решаемых задач и реализуемых функций управления на каждом уровне.

 

Информационные технологии на базе распределенных сетей обеспечивают надежную передачу разнообразной информации между территориально удаленными узлами сети с использованием единой информационной инфраструктуры. Этот способ организации сетевого взаимодействия ориентирован на реализацию коммуникационных информационных связей между территориально удаленными пользователями и ресурсами сети.

 

4. По принципу построения информационные технологии делятся на следующие виды.

 

Функционально-ориентированные информационные технологии. При их организации деятельность специалистов в рассматриваемой  предметной области разбивается  на множество иерархически подчиненных  функций, выполняемых ими в процессе решения профессиональных задач. Для каждой функции разрабатывается технология ее реализации на рабочем месте пользователя, в рамках которой определяются исходные данные, процессы их преобразования в результатную информацию, а также выделяются информационные потоки, отражающие передачу данных между различными функциями.

Объектно-ориентированные информационные технологии. Их построение заключается  в проектировании системы в виде совокупности классов и объектов предметной области. При этом иерархический характер сложной системы отражается в виде иерархии классов, ее функционирование рассматривается как совокупность взаимодействующих во времени объектов, а конкретный процесс обработки информации формируется в виде последовательности взаимодействий. В качестве объектов могут выступать пользователи, программы, клиенты, документы, базы данных и т.д. Такой подход характерен тем, что используемые процедуры и данные заменяются понятием «объект», что позволяет динамически отражать поведение моделируемой предметной области в зависимости от возникающих событий.

 

5. По степени охвата задач  управления

 

По степени охвата задач управления выделяют следующие виды информационных технологий:

 

Информационные технологии обработки  данных предназначены для решения функциональных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы, а также стандартные процедуры их обработки. Эти технологии применяются в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческой деятельности, что позволяет существенно повысить производительность труда персонала. Характерной особенностью этого класса технологий является их построение без пересмотра методологии и организации процессов управления.

 

Целью информационной технологии управления является удовлетворения информационных потребностей сотрудников, имеющих дело с принятием решений. Эти технологии ориентированы на комплексное решение функциональных задач, формирование регулярной отчетности и работу в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. Они решают следующие задачи обработки данных:

 

-        оценка планируемого  состояния объекта управления;

 

-        оценка отклонений  от планируемых состояний;

 

-        выявление  причин отклонений;

 

-        анализ возможных решений и действий.

 

По функциям обеспечения управленческой деятельности ИТ делят на технологии:

 

-        подготовки  текстовых документов с помощью  текстовых процессоров;

 

-        подготовки иллюстраций и презентаций  с использованием графических процессоров;

 

-        подготовки табличных документов  с помощью табличных процессоров;

 

-        разработки программ на основе  алгоритмических, объектно-ориентированных  и логических языков программирования;

 

-        систем управления  базами данных;

 

-        поддержки  управленческих решений с использованием  систем искусственного интеллекта;

 

гипертекстовые технологии и технологии мультимедиа

 

 Информационные технологии  автоматизации офисной деятельности  направлены на организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Общеизвестно, что первоначально автоматизированные технологии использовались для автоматизации сложных и рутинных производственных процессов. Затем их, как ИТ, стали широко применять в различных организациях (офисах). В последнем случае они используются для автоматизации делопроизводства (канцелярия, секретари) и ДОУ, что в первую очередь обусловлено потребностью повышения эффективности управления и работы управленческого персонала.

В них реализуются типовые процедуры  делопроизводства и контроля управления:

 

-        обработка  входящей и исходящей информации;

 

-        сбор и последующее составление отчетности за определенные периоды времени в соответствии с различными критериями выбора;

 

-        хранение  поступившей информации,  обеспечение  быстрого доступа и поиск необходимых  данных.

Эти технологии предусматривают наличие интегрированных пакетов прикладных программ: текстового редактора, табличного процессора, электронной почты, телеконференций, специализированных программ реализации электронного документооборота и т.д.

Информационные технологии поддержки  принятия решений предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов и обоснованных выводов по изучаемым процессам и явлениям производственно-хозяйственной деятельности. Отличительными характеристиками этих технологий является ориентация на решение слабо формализованных задач, генерация возможных вариантов решений, их оценка, выбор и предоставление пользователю лучшего из них, а также анализ последствий принятого решения. Информационные технологии поддержки принятия решений могут использоваться на любом уровне управления и обеспечивать координацию лиц, принимающих решение, как на разных, так и на одном управленческом уровне.

Информация о работе Классификация информационных технологий