Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:33, курсовая работа
Проблема классификации моделей, как и систем, сложна, многогранна и трудноразрешима. Объективная причина лежит в том, что исследователя интересует лишь какое-то одно свойство системы (объекта), для отображения которого и создана модель. Поэтому в основу классификации можно положить множество различных признаков: способ описания, функциональное назначение, степень детализации, структурные свойства, область применения и т.д.
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Понятие модели и моделирования. Формы представления и свойства моделей……………………………………………………….4-13
1.1. Моделирование……………………………………………...4-7
1.2. Формы представления моделей. Формализация………….7-9
1.3. Визуализация формальных моделей………………………10-11
1.4.Свойства моделей…………………………………………...12-13
Глава 2. Классификация представления моделей……………..14-21
2.1. Классификация по области использования……………….14-15
2.2. Классификация моделей по фактору времени…………….15-16
2.3. Классификация моделей по отрасли знаний……………….16
2.4. Классификация по форме представления………………….16-18
2.4.1. Знаковые и вербальные информационные модели……18-19
2.4.2. Компьютерные и некомпьютерные модели……………20-21
Заключение………………………………………………………..22
Список используемой литературы…………………
Такие модели отображают
В истории науки известны многочисленные описательные информационные модели. Так, гелиоцентрическая модель мира Коперника на естественном языке формулировалась следующим образом :
- Земля вращается вокруг Солнца, а Луна вращается вокруг Земли;
- все планеты вращаются вокруг Солнца.
Однако
более нагляден способ ее представления
в виде рисунка (Рис.3)
Рисунок 3
В
настоящее время широкое
1.4.
Свойства моделей.
Так же необходимо отметить:
Глава
2. Классификация представления
моделей.
Признаки классификаций моделей:
1) по области использования;
2) по фактору времени;
3) по отрасли знаний;
4) по
форме представления.
2.1.
Классификация по
области использования. (Рис.4)
Рисунок 4
Учебные модели – используются при обучении. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы.
Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик.
Например, модель корабля исследуется в бассейне для изучения устойчивости судна при качке, модель автомобиля «продувается» в аэродинамической трубе с целью исследования обтекаемости кузова, модель сооружения используется для привязки здания к конкретной местности и т.д.
Научно–технические модели - создаются для исследования процессов и явлений. К таким моделям можно отнести, например, прибор для получения грозового электрического разряда или стенд для проверки телевизоров.
Игровые модели – это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Эти модели как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. С помощью игровых моделей можно оказывать психологическую помощь больным, разрешать конфликтные ситуации.
Имитационные
модели непросто отражают реальность
с той или иной степенью точности, а имитируют
ее. Эксперименты с моделей проводят при
разных исходных данных. По результатам
исследования делаются выводы. Такой метод
подбора правильного решения получил
название (метод проб и ошибок). Например,
для выявления побочных действий лекарственных
препаратов их испытывают в серии опытов
над животными.
2.2.
Классификация моделей
по фактору времени. (Рис.5)
Рисунок 5
Статические – модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту). Например, обследование учащихся в стоматологической поликлинике дает состояние их зубов в данный момент времени: соотношение молочных и постоянных, наличие пломб, дефектов и т.п.
Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: описание движения тел, развития организмов, процесс химических реакций.
При строительстве дома рассчитывают прочность его фундамента, стен, балок и устойчивость их к постоянной нагрузке. Это статическая модель здания. Но надо так же обеспечить противодействие ветрам, движению грунтовых вод, сейсмическим колебаниям и другим изменяющимся во времени факторам. Эти вопросы можно решить с помощью динамических моделей.
Таким
образом, один и тот же объект можно
охарактеризовать и статической
и динамической моделью.
2.3.
Классификация моделей
по отрасли знаний.
-
это классификация по отрасли
деятельности человека: математические,
биологические, химические, социальные,
экономические, исторические и т.д.
2.4.
Классификация по
форме представления.
Все модели можно разбить на два больших класса: модели материальные (предметные) и модели информационные. (Рис.6)
Названия этих групп как бы показывают, из чего «сделаны» модели.
Рисунок 6
Материальные (предметные) модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи).
Материальные модели — это, к примеру, чучела птиц в кабинете биологии, карты при изучении истории и географии, схемы солнечной системы и звездного неба на уроках астрономии, макет многоступенчатой ракеты и еще многое другое.
Материальные модели — это не только школьные пособия, но и различные физические и химические опыты. В них моделируются процессы, например реакция между водородом и кислородом. Такой опыт сопровождается оглушительным хлопком. Модель предупреждает о последствиях возникновения «гремучей смеси» из безобидных и широко распространенных в природе веществ.
Подобные модели реализуют материальный подход к изучению объекта, явления или процесса.
Информационная
модель — совокупность информации,
характеризующая свойства и состояния
объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь
с внешним миром.
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.
Образные
модели (рисунки, фотографии) представляют
собой зрительные образы объектов, зафиксированные
на каком-либо носителе информации (бумаге,
кинопленке). Широко используются образные
информационные модели в образовании
(плакаты по различным предметам) и науках,
где требуется классифицировать объекты
по их внешним признакам.
2.4.1. Знаковые и вербальные
информационные модели.
Информация, характеризующая объект или процесс, может иметь разный объем и форму представления, выражаться различными средствами. Это многообразие настолько безгранично, насколько велики возможности каждого человека и его фантазии.
К информационным моделям можно отнести вербальные (от лат. «verbalis» — устный) модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или быть выражены словесно. Примером такой модели может стать наше поведение при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге (что показывает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т. п.) и вырабатывает свою модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то переход будет безопасным, если нет, то может произойти авария. К таким моделям можно отнести и идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, прозвучавшую пока еще в сознании поэта.
Вербальная модель — информационная модель в мысленной или разговорной форме.
Знаковая модель — информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка.
Знаковые модели окружают нас повсюду. Это рисунки, тексты, графики и схемы... Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в мозгу человека, может быть облечен в знаковую форму. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ.
Согласно легенде, яблоко, упавшее на голову Ньютону, вызвало в его сознании мысль о земном притяжении. И только впоследствии эта мысль оформилась в закон, т. е. обрела знаковую форму.
Человек прочитал текст, объясняющий некоторое физическое явление, и у него сформировался мысленный образ. В дальнейшем такой образ поможет распознать реальное явление.
По
форме представления можно
2.4.2. Компьютерные и некомпьютерные
модели.
Многообразие моделей предполагает огромный спектр инструментов для их реализации. Существует немало формальных языков, относящихся к разным областям деятельности, пригодных для описания моделей.
Если модель имеет материальную природу, то для ее создания годятся традиционные инструменты: резец скульптора, кисть художника, фотоаппарат, токарный или фрезерный станок, пресс, наконец пила и топор.
Если
модель выражена в абстрактной, умозрительной
форме, то нужны некоторые знаковые системы,
позволяющие описать ее, — специальные
языки, чертежи, схемы, графики, таблицы,
алгоритмы, математические формулы и т.
п. Здесь могут быть использованы два варианта
инструментария: либо традиционный набор
инженера или конструктора (карандаш,
линейка), либо самый совершенный в наши
дни прибор — компьютер.
Классификации
информационных знаковых моделей: по способу
реализации они подразделяются на компьютерные
и некомпьютерные модели.
Компьютерная модель — модель, реализованная средствами программной среды.
Имея
дело с компьютером как с