Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 19:10, курс лекций
Информацией называются сведения об объектах и явлениях окружающего мира, их свойствах, характеристиках и состоянии, воспринимаемые информационными системами. Информация является характеристикой не сообщения, а соотношения между сообщением и его анализатором. Если отсутствует потребитель, хотя бы потенциальный, говорить об информации не имеет смысла.
Тема 1 Общие теоретические основы информатики
Тема 2 Компьютерные технологии обработки информации
Тема 3 Архитектура аппаратных и программных средств IBM-совместимых технологий
Тема 4 Основы работы пользователя в операционной среде персонального компьютера
Тема 5 Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей
Тема 6 Сети Интернет
Тема 7 Основы работы с прикладными программами общего назначения
Тема 8 Специализированные профессионально ориентированные программные средства
Тема 9 Основы алгоритмизации и программирования
Тема 10 Основы защиты информации
Тема 11 Базы данных
Информация является мерой устранения неопределенности относительно исхода интересующего события.
Данные представляют собой материальные объекты произвольной формы, выступающие в качестве средства предоставления информации. Информацию иначе называют знанием о том или ином предмете, процессе или явлении.
Эффективное управление экономическими системами невозможно без наличия и анализа информации, обработки имеющихся данных. Эту функцию берет на себя специальное программное обеспечение, помогающее результативно осуществлять функцию управления.
8.2. Современные информационные технологии в системах организационно-экономического управления
Система методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, которые осуществляются в процессе производства конечной продукции, называется технологией.
На практике технология характеризует, что, как и сколько нужно делать для получения материала или вещи с заданными свойствами. С научной точки зрения технология является наукой о законах реализации целенаправленных воздействий в разных сферах человеческой деятельности. Определение закономерностей построения производственных процессов, перехода от логического построения проектов к процессам изготовления готовых продуктов с полезными функциями и свойствами является задачей технологии как науки.
Информационные технологии – это технологические процессы, охватывающие информационную деятельность управленческих работников, которая связана с подготовкой и принятием управленческих решений.
Особенность информационных технологий состоит в том, что они включают в себя процессы сбора, передачи, хранения и обработки информации во всех ее возможных видах проявления. К таким видам проявления относится текстовая, графическая, визуальная, речевая информация и т. д.
Разработка новых технических средств, открытие новых концепций и средств организации данных, их передачи, хранения и обработки приводит к постоянному развитию и совершенствованию информационных технологий. Для обеспечения эффективного взаимодействия конечных пользователей с вычислительной системой новые информационные технологии используют принципиально иную организацию интерфейса пользователей с вычислительной системой. Такая система называется системой дружественного интерфейса и выражается в следующем:
1) обеспечиваются права пользователя на ошибку благодаря защите информационно-вычислительных ресурсов системы от непрофессиональных действий на компьютере;
2) существует широкий набор иерархических меню, системы подсказок и обучения и т. п., которые облегчают процесс взаимодействия пользователя с компьютером;
3) существует система «отката», которая позволяет при выполнении регламентированного действия, последствия которого по каким-либо причинам не удовлетворили пользователя, вернуться к предыдущему состоянию системы.
База знаний является важнейшим элементом экспертной системы, которая создается на рабочем месте специалиста управления. Подобная база представляет собой накопитель знаний в конкретной области профессиональной деятельности и выступает как помощник при проведении анализа экономической ситуации в процессе выработки управленческого решения.
Сейчас
информационные технологии
в области организационно-
• активизацию роли специалистов управления в подготовке и решении задач экономического управления;
• персонализацию вычислений на основе использования компьютера и соответствующих программно-инструментальных средств;
• совершенствование систем интеллектуального интерфейса конечных пользователей разных уровней;
• объединение информационно-вычислительных ресурсов с применением вычислительных сетей различных уровней;
• разработку комплексных мер защиты информационно-вычислительных ресурсов от несанкционированного доступа и искажения.
Обеспечение наибольшей экономической эффективности от применения информационных технологий в сфере организационного управления возможно достигнуть в случае создания автоматизированных информационных систем.
8.3. Информационные системы организационно-экономического управления
Для того чтобы раскрыть понятие «информационная система», следует исходить из двух аспектов:
1) цель создания и деятельности информационной системы. Здесь каждая информационная система должна поставлять сведения, способствующие снятию неопределенности у руководства и других заинтересованных сторон при утверждении управленческих и других решений в отношении объекта;
2) учет реальных условий, в которых достигается поставленная цель, т. е. всех внешних и внутренних факторов, обусловливающих специфические особенности, индивидуальность объекта.
Информационная система объекта является комплексом взаимосвязанных компонентов. Данные компоненты описывают различные стороны информационной деятельности объекта при реализации функций управления в рамках его организационно-управленческой структуры.
Для разделения информационных систем раньше были приняты критерии классификации по степени автоматизации функций:
• информационно-справочные (фактографические);
• информационно-советующие (документальные);
• информационно-управляющие.
В настоящий момент данное деление воспринимается несколько упрощенным. Это вызвано целым рядом причин.
1. Основой функционирования современных фактографических систем могут быть принципы ассоциативного поиска с применением семантических карт. Главным, что объединяет подобные системы с элементарными фактографическими системами, является то, что они обеспечивают выдачу только имеющейся информации.
2. Документальные системы, основанные на имеющейся информации, формируют один или несколько вариантов возможных решений, а окончательный выбор остается за человеком-пользователем. Выбор таких систем крайне широк: от решения элементарных задач прямого счета и многовариантных оптимизационных задач до экспертных систем.
3. Информационно-управляющие системы считаются наивысшим уровнем автоматизации и могут использовать довольно простые в реализации алгоритмы, например автоматическое уведомление поставщиков (плательщиков, дебиторов) через сопоставление текущей даты и всех фактических поступлений на текущий момент времени с запланированными на этот момент.
Реально такие системы могут функционировать не только самостоятельно, но и совместно, дополняя друг друга.
Основополагающую классификацию информационных систем в сфере организационного управления можно дополнить следующей классификацией:
1) по способу автоматизации органов управления:
• автономные автоматизированные рабочие места специалистов управления;
• автономные локальные сети, объединяющие функционально взаимосвязанные автоматизированные рабочие места управленцев;
• единая сеть организации, включая ее головные структуры и территориально удаленные филиалы;
2) по видам автоматизируемых управленческих функций:
• функциональные (автоматизирующие бухгалтерские, кадровые, плановые функции управления и т. п.);
• административные (автоматизирующие делопроизводство, документооборот и т. п.);
• комплексные (охватывающие все виды управленческой деятельности);
3) по уровню специализации:
• специализированные;
• адаптивные универсальные;
• общеуправленческие;
4) по характеру взаимосвязи с внешней информационной средой:
• закрытые (без автоматизированного взаимодействия с внешними информационными системами);
• открытые (с выходом в общедоступные информационные системы);
• экстрасистемы (полноценно функционально взаимодействующие с некоторым кругом внешних информационных систем).
8.4.
Офисная деятельность
в системах организационно-
Понятие офиса включает в себя материальный и организационный аспекты, при этом в первом случае имеются в виду помещения и оборудование, а во втором – формы и структура управления. Офис чаще всего представляет собой или самостоятельное учреждение, или может входить в более крупную организационную структуру. Особенность работы офиса состоит в том, что он является источником не только конечных информационных услуг, но и решений, которые ограничивают поведение людей или распределение материальных ресурсов. Основная задача офиса заключается в выработке решений, имеющих ценность для клиента. Кроме того, офис является информационным предприятием, преобразующим информационные ресурсы в информационные продукты.
Процесс использования компьютерной и другой организационной техники в офисе включает в себя несколько стадий: традиционный офис, производственный офис, электронный офис.
Традиционный офис состоит из сравнительно небольшого коллектива людей с достаточно широким диапазоном обязанностей. В типовой состав рабочих операций в офисе входит: подготовка материалов, печать, ведение картотек, выверка документов, работа с почтой, поиск информации, поддержание информационных фондов, выполнение расчетов, ведение деловых разговоров по телефону, работа за терминалом.
Производственный офис характеризуется большими объемами однотипной работы, ее четкой формализацией, жестким распределением функций сотрудников. В таком офисе суть автоматизации заключается в формировании и поддержании крупных информационных фондов, их систематизации, производстве выборок данных.
<span class="Normal__Char" style=" font-fam