Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 12:14, курс лекций
1-й вопрос. Информация и ее цифровое представление. Кодировка символов. Единицы информации.
Термин "Информатика" возник в начале 60-х годов ХХ века во Франции для выделения области знаний, связанной с автоматизированной обработкой информации с помощью электронно-вычислительных машин.
INFORMATIQUE– термин образован от слияния слов
2.1.1
2.1.2
3.1
7-й Вопрос. Распространение программных продуктов. Лицензионное право.
Существует несколько основных вариантов передачи прав на программные продукты:
1. Полное или частичное приобрете
Такой способ передачи прав применим как к уже полностью разработанному и протестированному тиражному ПО, так и к программам, которые еще предстоит разработать в соответствии с техническим заданием заказчика. Как правило, этот способ не используется при распространении наиболее массовых, тиражных программных продуктов.
2. Приобретение экземпляров программных продуктов (фактически – коробки с носителем) по договору купли-продажи (ст.1272 ГК). Таким образом, распространяются, как правило, недорогие программные продукты делового и домашнего назначения. Этот способ приобретения экземпляров редко используется корпоративными пользователями в связи с тем, что такие пользователи, как правило, приобретают программные продукты для использования на большом количестве однотипных рабочих мест и используют возможности различных схем корпоративного лицензирования, предоставляемые поставщиками программных продуктов.
3. Приобретение тиражных программных продуктов в форме так называемых стандартных лицензий по простому (неисключительному) лицензионному договору (ст. 1235, 1236, 1286 ГК). Именно этот способ является основным для корпоративного сектора. Существует множество разновидностей стандартных лицензий.
Можно, например, выделить класс лицензий с «ограничительными» условиями. В соответствии с ними, программные продукты распространяются по льготным ценам или вообще бесплатно. Вместе с тем, такие льготные лицензии накладывают на приобретателя определенные ограничения, связанные с использованием и распоряжением экземпляром. В итоге у конечного пользователя оказывается правомочий не больше (а чаще меньше), чем предусмотрено законодательно установленными «правилами по умолчанию». Ограничения можно встретить следующего рода:
В качестве примера льготных стандартных лицензий можно назвать лицензии для образовательных и правительственных учреждений, OEM-лицензии, поставляющиеся исключительно с оборудованием и «привязанные» к нему, NFR (not-for-resale) и бета-версии, распространяющиеся среди партнеров разработчика или в презентационных целях, льготные продукты для пользователей предыдущих версий программы (upgrades). К классу стандартных ограниченных лицензий можно отнести и большинство схем распространения freeware и shareware-продуктов в Интернет – как правило, условиями лицензии запрещается использование программ в коммерческой деятельности, дополнительно могут быть установлены ограничения по доступным для данного пользователя функциям или сроку использования экземпляра. Ограничения по сроку или по количеству запусков приложения позволяют также реализовывать такие схемы эксплуатации ПО, как аренда ПО и подписки на ПО (subscriptions).
Также условно можно выделить «расширенный» класс схем лицензирования, поскольку эти лицензии предоставляют конечному пользователю более широкий круг правомочий, по сравнению с установленными в ст. 1289 ГК «правилами по умолчанию».
Одной из разновидностей расширенных лицензий являются пакетные лицензии (volume licenses), на условиях которых обычно поставляется относительно дорогостоящее программное обеспечение делового назначения. Специфика данной формы поставки предопределена в значительной степени особенностями самих пользователей как правило, это организации, с юридической точки зрения представляющие собой одно лицо, однако, нуждающиеся в автоматизации большого количества рабочих мест своих сотрудников. Действительно, при отсутствии специальных установленных правообладателем правил использования экземпляра, действует презумпция однопользовательской лицензии, согласно которой организация должна была бы закупить количество экземпляров, соответствующее количеству компьютеров, на которых планируется использовать программу. Очевидной альтернативой закупки многочисленных коробок с дисками на каждое рабочее место является приобретение одного экземпляра с возможностью воспроизведения и использования программы на многих рабочих местах.
В качестве примера можно привести несколько моделей пакетного лицензирования:
Производными от пакетных лицензий являются схемы так называемого открытого лицензирования (open licenses), заключающиеся в том, что, разместив единовременно крупный заказ на ПО, организация в дальнейшем получает возможность закупать программы с фиксированной скидкой. Некоторые схемы пакетного лицензирования допускают возможность распространения действия лицензий не только на головную компанию, но и на ее аффилированных лиц (дочерних или зависимых компаний, являющиеся отдельными юридическими лицами).
Особым типом лицензий с расширенными условиями можно признать лицензии, сопровождающие инструментальные средства разработки ПО и «наборы разработчика» (SDK). Согласно таким лицензиям, пользователям может быть предоставлено право без выплаты дополнительного вознаграждения включать в создаваемые продукты отдельные типовые примеры, подготовленные правообладателем (sample code), и распространять вместе со своими продуктами библиотеки в виде объектного кода или даже сложные «движки» (redistributable components).
Особняком среди стандартных схем распространения тиражных продуктов стоят лицензии на так называемое свободное ПО (FOSS - free open source software), которому посвящен отдельный раздел настоящего справочника.
Приведенный краткий обзор различных схем поставок программных продуктов с использованием стандартных лицензий дает некоторое представление о разнообразии и неоднородности условий таких сделок. Можно попытаться выделить лишь некоторые общие моменты:
Названные особенности, как указывалось выше, не позволяют однозначно квалифицировать все сделки по поставке ПО на основе стандартных лицензий как куплю-продажу товара или как передачу имущественных прав по лицензионному договору. С этим связан определенный род проблем, так как неоднозначность правовой квалификации сделок ведет к неопределенности в отражении операций по приобретению и налогообложении объектов сделок.
В группу языков низкого уровня входят машинные языки и языки символического кодирования: (Автокод, Ассемблер). Операторы этого языка – это те же машинные команды, но записанные мнемоническими кодами, а в качестве операндов используются не конкретные адреса, а символические имена. Все языки низкого уровня ориентированы на определенный тип компьютера, т.е. являются машинно-зависимыми. Машинно-ориентированные языки – это языки, наборы операторов и изобразительные средства которых существенно зависят от особенностей ЭВМ (внутреннего языка, структуры памяти и т.д.).
Следующую, существенно более многочисленную группу составляют языки программирования высокого уровня. Это Фортран, Алгол, Кобол, Паскаль, Бейсик, Си, Пролог и т.д. Эти языки машинно-независимы, т.к. они ориентированы не на систему команд той или иной ЭВМ, а на систему операндов, характерных для записи определенного класса алгоритмов. Однако программы, написанные на языках высокого уровня, занимают больше памяти и медленнее выполняются, чем программы на машинных языках.
К языкам сверхвысокого уровня можно отнести лишь Алгол-68 и APL. Повышение уровня этих языков произошло за счет введения сверхмощных операций и операторов.
Другая классификация делит языки на вычислительные и языки символьной обработки. К первому типу относят Фортран, Паскаль, Алгол, Бейсик, Си, ко второму типу - Лисп, Пролог, Снобол и др.
Объект - некая сущность, которая четко проявляет свое поведение и является представителем некоторого класса подобных себе объектов.
Почти все, с чем производится работа в VISAUL BASIC, является объектами. Например, объектами являются: Форма, Командная кнопка, Текстовое поле и т. д.
Каждый объект характеризуется:
Свойство -это имеющий имя атрибут объекта. Свойства определяют характеристики объекта (цвет, положение на экране, состояние объекта).
Методы - это действия или задачи, которые выполняет объект (то, что можно делать с объектами).
Классом объектов в объектно-ориентированных языках программирования называется общее описание таких объектов, для которых характерно наличие множества общих свойств и общих действий, которые способны выполнять эти объекты
Например, класс «Командная кнопка» содержит общее описание кнопок в окнах приложений.
В VISAUL BASIC программный код почти всегда привязывается к какому-либо событию, которое является сигналом к началу работы программы.
Примеры событий:
Сначала проектируется экранная форма, затем устанавливаются события, которые будут происходить в работающем приложении, и только затем программируются действия, связанные с этими событиями.