Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 23:34, курс лекций
Тема 1. Информационные процессы в экономике и объективная необходимость их автомати-зации.
1. Информационный ресурс как основа информатизации экономической деятельности.
Тема 1. Информационные процессы в экономике и объективная необходимость их автоматизации.
1. Информационный ресурс
как основа информатизации
Информационный ресурс – материальная база включающая наблюдения, статистика, варианты, диагнозы знания, факты, данные и т.д. накопленные человечеством в процессе его производственной, хозяйственной, финансовой, бухгалтерской, маркетинговой и т.д. видах деятельности, записанные на машинных и др. носителях.
Информатизация общества – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
2. Понятие и классификация ИС и информационных технологий (АИТ) в экономике.
ОУ – объект управления УО – управляющий орган
Информационная система – совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств и специалистов, участвующих в многоаспектных процедурах преобразования информации и принятия управленческих решений.
Разновидности ИС:
1. С ручной технологией процесса управления.
2. ИС с человеко-машинной
- по уровням управления (общегосударственные, ИС государственного значения к пр. при МИНФИне, отраслевые, АСУ предприятий, организаций и т.д.)
- по характеру объекта
- по функциональному назначению
(автоматизированная система
- по характеру производства (ИСУ
для предприятий с непрерывным
типом производством, с дискрет
- по территориальному признаку (ИСУ города, района, области, республики, края и т.д.)
- по преимущественному
- по способу организации
Технология - процесс преобразования объекта из одного качества в другое.
АИТ – это системно организованная для решения задач управления совокупность методов, средств и способов преобразования информации на базе использования современных ЭВМ, ЭММ, средств связи и передачи информации.
Классификация АИТ:
- по способу реализации в АИС (традиционные, новые ИТ)
- по степени охвата задач управления (электронная обработка данных, автоматизация функций управления (анализ себестоимости, издержек), поддержка принятия решений, электронный офис, экспертная поддержка)
- по классу реализуемых
- по типу пользовательского интерфейса (пакетные, диалоговые, сетевые)
- по способу построения сети (локальные, многоуровневые, распределенные)
- по обслуживаемым предметным областям (АИТ бух. учета, налогов и т.д.)
3. АРМ экономиста пользователя.
АРМ- совокупность аппаратных, программных, методических и языковых средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некоторой предметной области и обеспечивающих его информационные и вычислительные потребности используя программные, информационные, технические, эргономические и другие виды обеспечения системы.
Функции АРМ: Информационно-справочное обслуживание.
Архитектура АРМ: 1. на базе больших универсальных ЭВМ. 2. на базе малых ЭВМ специального назначения. 3. на базе массового ПК
Принципы создания АРМ: 1. максимальной ориентации на конечного пользователя. 2.проблемной ориентации. 3. соответствия информационных потребностей пользователей. 4. творческого постоянного контакта разработчиков АРМ и их потенциальных пользователей.
АРМ на базе ПЭВМ обеспечивает: 1. более низкую стоимость проектирования АРМ. 2. возможность расширения сферы применения за счет простоты изменения состава пакетов прикладных программ. 3. простоту, удобство по отношению к пользователю. 4. простоту адаптации АРМ к конкретным функциям пользователя. 5. компактность размещения и невысокие требования к условиям эксплуатации. 6. высокою надежность и живучесть.7. возможность поэтапного внедрения АРМ.
Структура АРМ: 1. функциональная часть – которая реализует отдельные задачи или комплексы задач данной функциональной принадлежности. 2. обеспечивающая – включает набор средств, позволяющих эффективно решать задачи функциональной части (информационное обеспечение, ПО, техническое, эргономическое, лингвистическое и т.д)
Тема 2. Методика создания автоматизированных систем и технологий в экономических объектах.
1. Структурная и
функциональная организация ИСП
АИС с точки зрения их структурного построения могут быть представлены как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой подсистем таких как технико-экономического, оперативно-календарного планирования, оперативного управления, бух.учета и т.д.
С точки зрения компьютерной реализации АИС: 1. представляет собой человеко-машинную систему, предназначенную для совершенствования управления предприятием на базе широкого использования современных ЭВМ, ЭММ и средств связи и передачи данных. 2. предназначена для совершенствования управления предприятием. 3. на базе современных ЭВМ, ЭММ, средств связи.
Каждая функциональная подсистема имеет свой состав комплекс задач и информации, предназначенный для реализации определенных функций управления:
- для промышленного предприятия наиболее распространенными является подсистема технико-экономического планирования, состав задач: 1. прогнозирование годовой производственной программы с разбивкой ее по кварталам и с учетом рынка этой продукции. 2. расчет финансового плана. 3. Расчет себестоимости продукции. 4. Расчет календарно-плановых норм активов.
- подсистема оперативного
- подсистема материально-
- подсистема оперативного
- подсистема оперативного учета:
1. учет незавершенного
- подсистема бухгалтерского
2. Теоретические и
организационные принципы
Принципы: 1. Системный подход – при проектировании АРМ, АИС , ИТ должны основываться на системном анализе как ОУ, так и УО и всей системы в целом. 2. Четкое определение взаимосвязанной системы экономических показателей и методология планирования и управления производством при построении АИС предприятия. 3. рациональный выбор функциональных задач. 4. Организация функционирования АИС в двух режимах: обычном временном (по графику) и реальном масштабе времени. 5. интеграция массивов данных, их обработки и решения задач. 6. оптимизации процесса управления. 7. типизация программного, информационного и технического обеспечения.
3. Стадии и этапы создания, внедрения и функционирования ИС и ИТ. Методы ведения проектировочных работ.
Стадии:
1. Предпроектная. Этапы:
1.Разработка программы
2. Проектирование. 1. Техническое проектирование (разработка технического проекта). 2. Рабочее проектирование (разработка рабочего проекта). Иногда осуществляется в один этап – техно-рабочее проектирование.
3. Внедрение.1. Подготовка
условных данных для опытной
апробации задач системы . 2. Опытная
апробация системы. 3. Корректировка
проектной документации по резу
Методы проектирования. Подходы к проектированию АИС:
1. Оригинальный (индивидуальный). 2. Групповой. 3. Типовых проектных решений. 4. Автоматизации проектирования (основные методы: блочное проектирование, идея которого заключается в разделении каждой из обеспечивающих подсистем, на отдельные блоки, т.е. комплексы документов, вычислительные, блок связи, блок передачи данных и последовательной типизации и стандартизации этих блоков АИС; пакетное проектирование, которое является закономерным развитием блочного проектирования, однако в отличии от блока пакет имеет наиболее развитую иерархическую структуру и предусматривает цикличность процесса на каждом уровне иерархии; модульное проектирование, которое представляет собой полный взаимоувязанный набор методу и средств для решения определенного узкого круга задач; тезаурусное, в основе которого лежит использование понятий и методик структурной лингвистики с целью комплексного анализа полного объема понятий, которым пользуются люди в процессе функционирования системы.
4. Роль экономиста пользователя в создании ИС и ИТ.
Роль экономиста пользователя сводится
к непосредственному или
5. Методика постановки
задач для последующего
1. Описание организационно-
1. Информационное обеспечение, его цели и задачи. Структура информационного обеспечения.
Совокупность сведений об управляемом объекте, а так же методов и средств сбора, классификации, поиска, обновления и обработки информации в АИС. ИО включает: 1. Состав информации, т.е. перечень информационных единиц, таких как показатель, реквизит, документ, сообщение и т.д. 2. Структуру информации и закономерности ее преобразования, т.е правила построения показателей, документов, файлов и т.д. 3. Характеристика движения информации, т.е. количественные оценки потоков информации, кие как объем, интенсивность, маршрут исследования. 4. Характеристика качественной информации, такие как полезность, полнота, своевременность, достоверность и др.
Структура ИО: 1. Внемашинное ИО, включает информационную модель предприятия, унифицированную систему документации, систему классификации и кодирования информации. 2. Внутримашинное ИО, включает системы банков и баз данных, системы сбора , преобразования и передачи информации.
2. Классификаторы и
коды, характеристика локальных
и отраслевых классификаторов
и единой системы
Классификация – разделение множества предметов, явлений, процессов на отдельные подмножества по общим признакам сходства или различия. Документ, который отражает законы классификации – классификатор.
Основные требования классификации и кодирования являются: постоянство признаков деления на каждом уровне классификации, полнота охвата всех групп классифицируемого множества элементов, достаточная гибкость, т.е. возможность внесения изменений при появлении новых и расширении существующих группировок, взаимное исключение, т.е. для каждого элемента должно предназначаться только одно определенное место в классификаторе, простота и логичность построения группировок, последовательность расположения элементов и их признаков в порядке возрастания и сложности.