Модели жизненного цикла информационных систем на примере ООО "Стройка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследование основных моделей жизненного цикла информационной системы, выявление их достоинств и недостатков, изучить возможность практического применения моделей на примере ООО "Стройка".
Для достижения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить основные модели жизненного цикла ИС;
- определить критерии выбора той или иной модели жизненного цикла ИС;
- рассмотреть применение конкретной модели при внедрении ИС в рассматриваемой организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Модели жизненного цикла информационных систем……….
1.1 Понятие жизненного цикла ИС ……………………………………..…….
1.2 Характеристика основных моделей жизненного цикла ИС …………….
1.2.1 Каскадная модель жизненного цикла ИС ………………………………
1.2.2 Модель протипитирования жизненного цикла ИС ……………………
1.2.3 Инкрементная модель жизненного цикла ИС ……………………….…
1.2.4 Спиральная модель жизненного цикла ИС ……………………….……
Гава 2. Практическое применение моделей жизненного цикла ИС при внедрении программного продукта вООО«Стройка»………………….
2.1 Основные направления деятельности ООО Стройка»……………
2.2 Основные характеристики программного обеспечения «1С: Заказчик строительства»………………………………………………………………….
2.3 Этапы внедрения «1С: Заказчик строительства» в ООО "Стройка" по каскадной модели жизненного цикла ИС ………………………………
2.4 Преимущества внедрения в ООО "Стройка" «1С: Заказчик строительства» …………………………………………………………………
Глава 3. Расчет эффективности использования программного обеспечения «1С: Заказчик строительства» ……………………………...
3.1 Методика определения эффективности использования «1С: Заказчик строительства» …………………………………………………………………
3.2 Факторный анализ критериев преимущества использования «1С: Заказчик строительства» ………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы …………………….
Приложение ………………………………………………………...…………

Вложенные файлы: 1 файл

kurs_proekt_2.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                  С.

Введение………………………………………………………………………..

Глава 1. Модели жизненного цикла информационных систем……….

1.1 Понятие жизненного цикла ИС ……………………………………..…….

1.2 Характеристика основных  моделей жизненного цикла ИС  …………….

1.2.1 Каскадная модель жизненного  цикла ИС ………………………………

1.2.2 Модель протипитирования  жизненного цикла ИС ……………………

1.2.3 Инкрементная модель  жизненного цикла ИС ……………………….

1.2.4 Спиральная модель  жизненного цикла ИС ……………………….……

Гава 2. Практическое применение моделей жизненного цикла ИС при  внедрении программного продукта вООО«Стройка»………………….

2.1 Основные направления  деятельности ООО Стройка»……………

2.2 Основные характеристики программного обеспечения «1С: Заказчик строительства»………………………………………………………………….

2.3 Этапы внедрения «1С:  Заказчик строительства» в ООО  "Стройка" по каскадной модели  жизненного цикла ИС ………………………………

2.4 Преимущества внедрения  в ООО "Стройка" «1С: Заказчик строительства» …………………………………………………………………

Глава 3. Расчет эффективности использования программного обеспечения «1С: Заказчик строительства» ……………………………...

3.1 Методика определения  эффективности  использования  «1С: Заказчик строительства»  …………………………………………………………………

3.2 Факторный анализ критериев  преимущества использования «1С:  Заказчик строительства» ………………………………………………………

Заключение ……………………………………………………………………

Список использованных источников и литературы …………………….

Приложение ………………………………………………………...…………

 

 

 

Введение

Сущность развития информационной системы (далее –  ИС) во времени отражает такая категория, как «жизненный цикл».

Жизненный цикл - период создания и использования  информационных систем, охватывающий ее различные состояния, начиная  с момента возникновения необходимости в данной информационной системе и заканчивая моментом ее полного выхода из эксплуатации.

Жизненный цикл заканчивается, как правило, не в  результате физического износа информационной системы, а в результате морального устаревания. Моральный износ, моральное устаревание - прекращение удовлетворения требований к информационной системе. При этом возможные модификации информационной системы экономически невыгодны или невозможны, что влечет за собой необходимость разработки новой информационной системы. Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми.

Жизненный цикл ИС можно представить как ряд  событий, происходящих с системой в  процессе ее создания и использования.

Модель жизненного цикла отражает различные состояния системы, начиная с момента возникновения необходимости в данной ИС и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления. Модель жизненного цикла - структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования.

Объектом исследования в данной работе служат модели жизненного цикла информационных систем.

Цель данной работы - исследование основных моделей  жизненного цикла информационной системы, выявление их достоинств и недостатков,  изучить возможность практического  применения моделей на примере ООО "Стройка".

Для достижения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:

 - изучить основные модели жизненного цикла ИС;

 - определить критерии выбора той или иной модели жизненного цикла ИС;

- рассмотреть  применение конкретной модели  при внедрении ИС в рассматриваемой  организации.

Данная курсовая работа состоит из трёх основных частей.

Первая часть  посвящена анализу основных моделей  жизненного цикла ИС. В ней дается определение жизненного цикла ИС, его основных моделей и область  их применения. В целом в этой части говорится о теоретических  основах изучения жизненного цикла ИС.

Во второй части  работы рассмотрено применение каскадной  модели жизненного цикла ИС при внедрении  программного продукта «1C: Заказчик строительства» в ООО Стройка.

В третьей части  работы проводится факторный анализ.

И в заключении подводятся итоги и делаются выводы по работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Модели жизненного цикла ИС

1.1 Понятие жизненного  цикла информационных систем

Жизненный цикл информационной системы  — период времени, который начинается с момента принятия решения о  необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации [9;45].

Понятие жизненного цикла является одним из базовых понятий методологии  проектирования информационных систем.

Методология проектирования информационных систем описывает процесс создания и сопровождения систем в виде жизненного цикла ИС, представляя его как некоторую последовательность стадий и выполняемых на них процессов. Для каждого этапа определяются состав и последовательность выполняемых работ, получаемые результаты, методы и средства, необходимые для выполнения работ, роли и ответственность участников и т.д. Такое формальное описание жизненного цикла ИС позволяет спланировать и организовать процесс коллективной разработки и обеспечить управление этим процессом.

1.2Характеристика  основных моделей  жизненного  цикла  ИС

Модель жизненного цикла - структура, определяющая последовательность осуществления процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении жизненного цикла ИС, а также взаимосвязи между этими процессами, действиями и задачами [9;50].

Существуют  несколько моделей жизненных  циклов ИС. В данной работе остановимся  на четырех моделях: каскадной модели, модели прототипирования, инкрементной модели и спиральной модели.

Модели жизненного цикла могут пересекаться и объединяться. Например, начало проекта может начинаться по каскадной модели, затем осуществляется переход на модель прототипирования или спиральную модель, а в конце опять на каскадную модель. Данный процесс зависит от специфики деятельности организации, возможностей типовых конфигураций, а также компетентности разработчиков в данной области.

1.2.1 Каскадная  модель жизненного цикла ИС

Принципиальной  особенностью каскадного подхода является следующее: переход на следующую  стадию осуществляется только после того, как будет полностью завершена работа на текущей стадии, и возвратов на пройденные стадии не предусматривается [5;42].

Характеристика.

Начальный этап выполнения каскадной модели показан  в левой верхней части рисунка (Рисунок 1). Продолжение процесса выполнения реализуется с помощью упорядоченной последовательности шагов. В модели предусмотрено, что каждая последующая фаза начинается лишь тогда, когда полностью завершено выполнение предыдущей фазы.

Рис.1 Схема каскадной модели жизненного цикла ИС 

Краткое описание фаз каскадной  модели.

Первичные работы  - демонстрация и предпродажные работы. На данном этапе происходит демонстрация возможностей типовых конфигураций и определения возможности взаимодействия с заказчиком.

Экспресс  обследование, определение требований. На данном этапе происходит первичное знакомство с деятельностью заказчика методом опросных листов и анализом возможности автоматизации на типовых конфигурациях или необходимости их доработки (адаптации) под специфику деятельности заказчика. Выбирается наиболее подходящая модель жизненного цикла разработки программного обеспечения, а также происходит оценка стоимости проекта или его этапов.

Анализ  и построение технической архитектуры. На данном этапе анализируется техническая оснащенность заказчика с целью возможности эксплуатации необходимого программного обеспечения.

Поставка  и установка программного обеспечения – покупка заказчиком выбранной конфигурации, и ее установка.

Детальное обследование. Адаптация и тестирование  – в результате его выполнения эскизное описание программное обеспечение превращается в полноценный программный продукт.

Внедрение – включает установку адаптированного программного обеспечения, его проверку, тестирование и официальную приемку заказчиком.

Документирование  и обучение. На данном этапе производится выбор способа изучения сотрудниками заказчика отражения в системе деятельности предприятия. Документирование адаптированной конфигурации, написание инструкций работы пользователей, обучение работы с системой.

Процесс сопровождения – связан с разрешением программных ошибок, неисправностей и сбоев, модернизацией и внесением изменений, генерируемых процессом поддержки. Состоит из итераций разработки и предполагает обратную связь по предоставлению информации об некорректных ситуациях.

Процесс вывода из эксплуатации – вывод существующей системы из ее активного использования либо путем прекращения ее работы, либо благодаря ее замене новой системой или модернизированной версией существующей системы.

Преимущества каскадной  модели.

Каскадная модель имеет преимущества, если ее использовать в проекте, для которого она достаточно приемлема:

    • Модель хорошо известна потребителям, не имеющим отношения к разработке и эксплуатации программ, и конечным пользователям.
    • Она упорядоченно справляется со сложностями и хорошо срабатывает для тех проектов, которые достаточно понятны, но все же трудно разрешимы.
    • Доступна для понимания, так как преследуется простая цель – выполнить необходимые действия.
    • Проста и удобна в применении, так как процесс разработки выполняется поэтапно.
  • Отличается стабильностью требований.
    • Представляет собой шаблон, в который можно поместить методы для выполнения анализа, проектирования, кодирования, тестирования и обеспечения.
    • Позволяет участникам проекта, завершившим действия на выполняемой ими фазе, принять участие в реализации других проектов.
    • Определяет процедуры по контролю за качеством. Каждые полученные данные подвергаются обзору. Такая процедура используется командой разработчиков для определения качества системы.
    • Ход выполнения проекта легко проследить с помощью использования временной шкалы (диаграммы Ганта), поскольку момент завершения каждой фазы используется в качестве стадии.

Недостатки  каскадной модели.

При использовании каскадной модели для проекта, который трудно назвать подходящим для нее, проявляются следующие недостатки:

  • В основе модели лежит последовательная линейная структура, в результате чего попытка вернуться на одну или две фазы назад, чтобы исправить какую-либо проблему или недостаток, приведет к значительному увеличению затрат и сбою в графике.
  • У клиента не всегда есть возможность ознакомиться с системой заранее, это происходит лишь в самом конце жизненного цикла.
  • Клиент не имеет возможности воспользоваться промежуточными результатами, и отзывы пользователей нельзя передать обратно разработчикам. Поскольку готовый продукт не доступен вплоть до окончания процесса, пользователь принимает участие в процессе только в самом начале – при сборе требований, и в конце во время приемочных испытаний.
  • Каждая фаза является предпосылкой для выполнения последующих действий, что превращает такой метод в рискованный выбор для систем, не имеющих аналогов, так как он не поддается гибкому моделированию.
  • Для каждой фазы создаются результативные данные, которые по его завершении считается замороженными. Это означает, что они не должны изменяться на следующих этапах жизненного цикла продукта. Если элемент результативных данных какого-либо этапа изменяется, на проект окажет негативное влияние изменение графика, поскольку ни модель, ни план не были рассчитаны на внесение и разрешение изменения на более поздних этапах жизненного цикла.
  • Все требования должны быть известны в начале жизненного цикла, но клиенты не всегда могут сформулировать все четко заданные требования на этот момент разработки.

Информация о работе Модели жизненного цикла информационных систем на примере ООО "Стройка"