Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 14:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экспертной системы и её назначение.
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть понятие, назначения и характеристики ЭС;
рассмотреть историю развития экспертных систем;
изучить классификацию и области применения экспертных систем;
Введение 3
1 Экспертные системы, их особенности и области применения 5
1.1 Характеристика и назначение экспертных систем 5
1.2 Структура экспертной системы 6
1.3 История развития экспертных систем 7
1.4 Классификация экспертных систем 9
1.5 Области применения экспертных систем 11
2 Обзор существующих экспертных систем 14
2.1 MicroMedex COMPUTERIZED CLINICAL INFORMATION SYSTEM 14
2.2 Семейство экспертных систем SIMER+MIR 15
2.3 Системы MUD и MORE 17
2.4 Оболочки экспертных систем 18
2.5 Использование опроса экспертов для извлечения знаний в системе COMPASS 22
2.6 Системы ODYSSEUS и MINERVA 23
Заключение 25
ГЛОССАРИЙ 27
Значительная часть интерфейса реализуется отдельным компонентом EMYCIN - программой TEIRESIAS. Эта программа представляет собой «редактор знаний», который упрощает редактирование и сопровождение больших баз знаний. Редактор проверяет синтаксическую корректность правил, анализирует взаимную непротиворечивость правил в базе знаний и следит за тем, чтобы новое правило не являлось частным случаем существующих. Противоречие возникает, когда два правила с одинаковыми антецедентами имеют противоречивые консеквенты. Одно правило является частью другого в том случае, когда совокупность условий антецедента одного правила представляет собой подмножество совокупности условий другого правила, а их консеквенты одинаковы. Но в состав TEIRESIAS не включены знания о какой-либо конкретной предметной области или о стратегии решения проблем, которая может быть использована в проектируемой экспертной системе.
Такая организация программы TEIRESIAS является, с одной стороны, ее достоинством, а с другой - недостатком. Общность интерфейса, его независимость от назначения проектируемой экспертной системы - достоинства TEIRESIAS. Используемые в ней методы синтаксического анализа могут быть применены к правилам, относящимся к любой предметной области. А тот факт, что эта программа привносит существенные сложности в процесс общения инженера по знаниям с экспертом, является ее недостатком. Зачастую знания, которыми располагает эксперт, не укладываются в жесткие рамки синтаксических правил, на соблюдении которых «настаивает» TEIRESIAS.
В программе TEIRESIAS можно выделить три уровня обобщения:
Эксперт может использовать программу TEIRESIAS для взаимодействия с экспертной системой, подобной MYCIN, и следить с ее помощью за тем, что делает экспертная система и почему. Поскольку на этапе разработки экспертной системы мы всегда имеем дело с неполным набором правил, в котором к тому же содержится множество ошибок, можно задать вопрос эксперту: «Что вы знаете такого, что еще не знает программа?» Решая конкретную проблему, эксперт может сосредоточить внимание на корректности правил, вовлеченных в этот процесс, из числа тех, что ранее введены в систему, их редактировании при необходимости или включении в систему новых правил.
В составе TEIRES1AS имеются и средства, которые помогают оболочке EMYCIN следить за поведением экспертной системы в процессе применения набора имеющихся правил.
Система EMYCIN была одной из первых попыток создать программный инструмент, позволяющий перенести архитектуру экспертной системы, уже эксплуатируемой в одной предметной области, на другие предметные области. Опыт, полученный в процессе работы с EMYCIN, показал, что те инструментальные средства, которые были включены в состав EMYCIN, пригодны для решения одних проблем и мало что дают при решении других.
Для переключения номеров в телефонной сети используется довольно сложная система, которая может занимать большую часть здания телефонной станции. Основная задача при обслуживании системы переключений - минимизировать число вызовов, которые необходимо перебросить на запасные маршруты из-за неисправности основных линий подключений, и быстро восстановить работу всей системы. Неисправность линий подключения может быть вызвана отказом каких-либо электронных схем, обеспечивающих связь между парой абонентов.
В процессе работы в системе переключения непрерывно выполняется самотестирование. При этом проверяется, нет ли разрыва в цепях, короткого замыкания, замедления срабатывания переключающих схем и т.д. При возникновении каких-либо нестандартных ситуаций система самотестирования формирует соответствующее сообщение. Причина появления неисправности в системе переключения может быть выявлена только на основании множества таких сообщений, причем на помощь приходит опыт специалистов-экспертов. Эти сообщения поступают в экспертную систему COMPASS, которая может предложить провести какой-либо специальный дополнительный тест или заменить определенный узел в системе (реле или плату). Система разработана компанией GTE и эксплуатируется во множестве ее филиалов.
Ранее для поддержания работоспособности телефонной сети компании требовался многочисленный штат опытных наладчиков, которые должны были за ограниченное время проанализировать большое количество зарегистрированных сообщений об отклонениях, обнаруженных в процессе самотестирования, отыскать и устранить неисправность. Радикально решить проблему обслуживания такой сложной структуры могло только создание системы, способной аккумулировать в виде программы опыт специалистов высокого касса и помочь обеспечить таким образом нужный уровень обслуживания. Накопление в системе знаний экспертов осуществлялось в процессе опроса. Эксперты описывали применяемые ими эвристические способы поиска неисправности, а инженеры по знаниям формулировали их в виде правил «если ... то». Затем эксперты повторно анализировали результаты формализации и проверяли, насколько эти правила согласуются с их опытом и интуицией. При обнаружении разночтений инженеры по знаниям изменяли формулировку правил и совместными усилиями с экспертами добивались, чтобы правила были приемлемыми.
Программа ODYSSEUS обучается тому, как совершенствовать базы знаний экспертных систем, предназначенных для решения проблем эвристической классификации. Она наблюдает за тем, как эксперт решает проблему, и формирует пояснение каждого действия эксперта (например, запрашивая эксперта, почему некоторому атрибуту присвоено то или иное значение). Формирование пояснений базируется на тех знаниях о проблемной области и стратегии решения проблем, которыми располагает программа. Если программе не удается сформировать пояснение, инициируется процесс коррекции базы знаний.
Оболочка экспертной системы MINERVA.
MINERVA— это оболочка экспертной системы, разработанная на базе EMYCIN и NEOMYCIN. Система MINERVA обеспечивает ODYSSEUS базой знаний и методом решения проблем и разработана специально для поддержки метода обучения EBL. Одно из главных отличий системы MINERVA от EMYCIN состоит в том, что в ней представлены не только знания о предметной области, но и стратегические знания, отражающие способ мышления практикующего врача. Такие знания можно рассматривать как дальнейшее развитие метаправил систем MYCFN, EMYC1N и NEOMYCIN.
Главным компонентом этой системы является база медицинских знаний о диагностировании менингита и других неврологических заболеваний. MINERVA реализована на языке PROLOG, и знания о предметной области представлены в этой системе в виде фраз Хорна, но правила по содержанию аналогичны тем, что использовались в MYCIN.
Такие стратегические знания используются для выработки суждения о текущем состоянии проблемы и принятия решения о том, располагает ли система в данном случае достаточными знаниями. Кроме того, наличие таких знаний упрощает программу обучения, которая может обращаться к структурам на метауровне экспертной системы.
Обучение в системе ODYSSEUS.
Способ обучения, который используется в системе ODYSSEUS, существенно отличается от рассмотренных ранее. При разработке этой системы преследовалась цель наделить ее способностью расширять существующую неполную базу знаний, а не включать в базу знаний новые понятия на основании анализа обучающей выборки большого объема. Система обучается, «наблюдая» за тем, как эксперт решает задачу, примерно так, как прилежный ученик постигает таинства мастерства учителя, стоя у него за спиной.
Основной вид действий, которые выполняются экспертом в процессе решения проблемы диагностики, — определение значений разнообразных переменных, т.е. характеристик пациента, таких как температура и т.п. Программа, наблюдая за работой эксперта, расширяет свои знания, пытаясь понять, почему эксперту понадобился ответ на тот или иной вопрос.
Таким образом, концепция процесса обучения в системе ODYSSEUS очень близка к формулированию пояснений. Фактически в контексте работы этой системы смысл термина «пояснение» отличается от общепринятого. В ODYSSEUS пояснение — это вид доказательства, которое несет информацию о том, почему эксперт задает определенный вопрос на конкретном этапе решения проблемы диагноза. Смысл определенного вопроса связан как с текущим состоянием проблемы, так и с той стратегией, которой пользуется эксперт. Поэтому, «уразумев», почему был задан вопрос, программа как бы постигает стратегию действий эксперта.
Если программа располагает исчерпывающими знаниями, она способна сформулировать вопрос как логическое следствие текущего состояния проблемы, стратегических знаний, заключенных в метаправилах, знаний о предметной области и одной из текущих целей.
Экспертные системы возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта - совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.
Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, на основе которых этими системами накоплены знания.
Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая компания может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые решения для их практического использования. На практике ЭС используются прежде всего как системы-советчики в тех ситуациях, где специалист сомневается в выборе правильного решения. Экспертные знания, хранящиеся в памяти системы, более глубокие и полные, чем соответствующие знания пользователя.
Экспертные системы вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Их работа заключается в создании новой информации и нового знания.
ЭС - это набор программ или программное обеспечение, которое выполняет функции эксперта при решении какой-либо задачи в области его компетенции. ЭС, как и эксперт-человек, в процессе своей работы оперирует со знаниями. Знания о предметной области, необходимые для работы ЭС, определенным образом формализованы и представлены в памяти ЭВМ в виде базы знаний, которая может изменяться и дополняться в процессе развития системы. ЭС может полностью взять на себя функции, выполнение которых обычно требует привлечения опыта человека-специалиста, или играть роль ассистента для человека, принимающего решения. Другими словами, система (техническая или социальная), требующая принятия решения, может получить его непосредственно от программы или через промежуточное звено – человека, который общается с программой.
ЭС выдают советы, проводят анализ, выполняют классификацию, дают консультации и ставят диагноз. Они ориентированы на решение задач, обычно требующих проведения экспертизы человеком-специалистом. В отличие от машинных программ, использующий процедурный анализ, ЭС решают задачи в узкой предметной области (конкретной области экспертизы) на основе дедуктивных рассуждений
Главное достоинство ЭС - возможность накапливать знания, сохранять их длительное время, обновлять и тем самым обеспечивать относительную независимость конкретной организации от наличия в ней квалифицированных специалистов. Накопление знаний позволяет повышать квалификацию специалистов, работающих на предприятии, используя наилучшие, проверенные решения.
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Искусственный интеллект (ИИ) |
способность компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека |
2 |
Экспертные системы (ЭС) |
набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области |
3 |
Цель создания ЭС |
компьютерная поддержка решения творческих задач |
4 |
Задачи ЭС |
моделирование человеческого интеллекта, выработка новых знаний в конкретной предметной области, обеспечение процессов принятия решений |
5 |
Эксперт |
опытный специалист в некоторой предметной области, который играет важную роль при создании ЭС |
6 |
Предметная или проблемная область |
совокупность взаимосвязанных сведений, необходимых и достаточных для решения некоторого класса задач |
7 |
Система, основанная на знаниях |
это любая система, процесс работы которой основан на применении правил отношений к символическому представлению знаний, а не на использовании алгоритмических или статистических методов |
8 |
Приобретение знаний |
передача потенциального опыта решения проблемы от некоторого источника знаний и преобразование его в вид, который позволяет использовать эти знания в программе |
9 |
Прозрачность системы |
способность системы объяснить методику принятия решения |
10 |
Интерпретация данных |
определение смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными |
11 |
Метазнания |
знаний о знаниях |
12 |
Языки представления |
компьютерные языки, ориентированные на организацию описаний объектов и идей, в противовес статическим последовательностям инструкций или хранению простых элементов данных |
13 |
Инженерия знаний (knowledge engineering) |
процесс создания, экспертной системы |
14 |
Логический вывод |
цикл работы экспертной системы |