Основные принципы разработки и внедрения ИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию. Выбранная тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки информационных систем 5
1.1. Понятие разработки (создания) ИС, модель создания ИС 5
1.2. Структура среды информационной системы и ее базовые компоненты 8
1.3.Жизненный цикл информационной системы. Основные этапы и их характеристика 10
1.4.Бизнес-модели предприятия. Принципы разработки ИС 13
1.5. Оценка эффективности разработки ИС 16
Глава 2. Теоретические основы внедрения информационных систем 20
2.1. Основы внедрение информационных систем 20
2.2. Оценка эффективности внедрения ИС 31
Заключение 36
Список используемой литературы: 37

Вложенные файлы: 1 файл

KursovayaAbramovich.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Устройство и функционирование ИС»

на тему: «Основные принципы разработки и внедрения ИС»

                      

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса группы 2012-С-ИС

Абрамович А.П.

Научный руководитель:

Коноваленко В.А.

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2014

 

Содержание

 

Введение

 

 

Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию. Выбранная тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.

В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями осуществляется на базе современной электронно-вычислительной техники.

Важнейшим фактором повышения эффективности производства в любой отрасли является улучшение управление ресурсами. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития экономической кибернетики, которая рассматривает экономику, а также её структурные и функциональные части как сложные системы, в которых протекают процессы регулирования и управления, реализуемые движением и преобразованием информации.

Различные информационно-технические новшества следует воспринимать как средство сокращения и удешевление аппарата управления. Так, например, появление телефона, телевидения, персональных компьютеров, локальных сетей и глобальной сети Интернет приводило в свою очередь к совершенствованию системы информационного обеспечения управления предприятием. Роль информационных систем (ИС) в организационном управление фирмой постоянно возрастает, что связано с изменениями социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий. Научно-техническая революция выдвинула информационные системы в качестве важнейшего фактора производственного процесса. ИС необходимы как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочий силы, как предпосылка успешной организации самого процесса производства.

Основные идеи современной информационной технологии базируются на концепции баз данных (БД). Согласно данной концепции основной информационной технологией являются данные, организованные в БД, адекватно отражающие реалии действительности в той или иной предметной области и обеспечивающие пользователя актуальной информацией в соответствующей предметной области.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы на основе тщательного и всестороннего изучения научного опыта показать механизм практического осуществления построение и внедрения ИС в деятельность предприятия.

Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • изучить теоретические основы проектирования, разработки и внедрения ИС в экономическую деятельность предприятия;
  • рассмотреть пути совершенствования информационного обеспечения на предприятии, путем выявления неавтоматизированных участков работы;
  • внедрить разработанный программный продукт в экономическую деятельность предприятия и оценить эффективность внедрения.

 

Глава 1. Теоретические основы разработки информационных систем

 

1.1. Понятие разработки (создания) ИС, модель создания ИС

 

Информационная система (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современные информационные технологии предоставляют широкий набор способов реализации ИС, выбор которых осуществляется на основе требований со стороны предполагаемых пользователей, которые, как правило, изменяются в процессе разработки.

Под проектом ИС будем понимать проектно-конструкторскую и технологическую документацию, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации ИС в конкретной программно-технической среде.

Под проектированием ИС понимается процесс преобразования входной информации об объекте, методах и опыте проектирования объектов аналогичного назначения в соответствии с ГОСТом в проект ИС. С этой точки зрения проектирование ИС сводится к последовательной формализации проектных решений на различных стадиях жизненного цикла ИС: планирования и анализа требований, технического и рабочего проектирования, внедрения и эксплуатации ИС.

Масштабы разрабатываемых систем определяют состав и количество участников процесса проектирования. При большом объеме и жестких сроках выполнения проектных работ в разработке системы может принимать участие несколько проектных коллективов (организаций-разработчиков). В этом случае выделяется головная организация, которая координирует деятельность всех организаций-соисполнителей.

Осуществление проектирования ИС предполагает использование проектировщиками определенной технологии проектирования, соответствующей масштабу и особенностям разрабатываемого проекта.

Модель (лат. “modulus” - мера) - объект-заместитель объекта-оригинала, обеспечивающий изучение некоторых свойств последнего; упрощенное представление системы для её анализа и предсказания, а также получения качественных и количественных результатов, необходимых для принятия правильного управленческого решения.

Моделирование - представление объекта моделью для получения информации о нём путём проведения экспериментов с его моделью.

Для проектирования ИС используют информационные модели, представляющие объекты и процессы в форме рисунков, схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.п.

Информационная модель - это модель объекта, процесса или явления, в которой представлены информационные аспекты моделируемого объекта, процесса или явления.

Она является основой разработки моделей ИС.

Модель создания ИС имеет четыре стадии:

1. Эскиз проекта. Подробное описание целей и задач проекта, ожидаемой прибыли, временных ресурсов, любых ограничений, доступных ресурсов и т.д. Стоит также определить "менеджера проекта", который отвечает за его осуществление, и ответственного за проект в высшем руководстве, который будет главной персоной в бизнесе и будет поддерживать менеджера проекта, когда это необходимо и в самом конце выполнения проекта.

2. Оценка проекта. Это самая главная часть проекта. В ней принимаются все важные решения - что будут делать системы, как они будут работать, какая аппаратура и прикладные программы будут использоваться и как они будут обслуживаться. Важнее всего, что здесь анализируются возможные затраты и прибыли от различных действий и производится конечный выбор. В качестве основного правила следует использовать принцип, согласно которому система должна быть настолько простой, насколько возможно. Грандиозные проекты системы могут вылиться в невероятные затраты. Изменения, которые вносятся позже, являются более дорогими.

3. Сначала готовят список требований  к системе - детальный перечень  того, что система будет делать  для бизнеса и как ею управлять. Изучаются потребности постоянных  пользователей (и других заинтересованных  лиц), так как только они действительно знают, что им нужно и как это вписать в существующую деятельность.

4. Список включает в себя данные  которые предназначены для ввода, основные результаты и отчеты, количество пользователей, размеры  информации, связи с другими существующими  системами и т.д. и должен быть достаточно подробным для того, чтобы можно было послать запрос поставщикам аппаратуры и программного обеспечения.

5. На этой стадии мы не должны просто компьютеризировать существующие способы работы. Проект информационных технологий - это хорошая возможность еще раз подумать, как лучше сделать информационную систему.

6. Следующая стадия состоит в  том, чтобы посмотреть на требования  к аппаратуре и программному  обеспечению. Проконсультироваться  с потенциальными поставщиками, просмотреть другие деловые решения и посоветоваться со знающими консультантами. Некоторые трудные решения должны подвергнуться тщательной оценке. Следует ответить, например, на такие вопросы: использовать ли уже готовый пакет прикладных программ либо заказать новое программное обеспечение. Ответы будут зависеть от степени риска, к которой Вы готовы, и от отличий Вашего бизнеса от других типичных фирм.

Анализ затрат и прибыли - это финальный шаг перед окончательным решением. Затраты на прикладные программы и аппаратуру относительно невелики, особенно если Вы используете стандартный пакет. Большими затратами являются время, на установку системы и время на поддержку ее работы

7. Построение и тестирование. Одним из самых недооцененных шагов в установке любой системы является ввод всех данных в систему до ее запуска.

8. Персонал должен убедиться, что  с системой легко работать. Ничто  не убивает энтузиазм по отношению  к новой системе быстрее, чем  серия технических проблем.

9. Управление проектом и оценка риск. Если только проект не совсем тривиален, то необходимо существование менеджера проекта, у которого есть достаточно времени, чтобы работать с проектом и иметь дело с массой проблем, которые могут возникнуть. Проект не завершен до тех пор, пока менеджер проекта не сможет продемонстрировать, что система работает надежно и приносит прибыль.

10. Важная часть его роли состоит  в том, чтобы постоянно осознавать  риск проекта. Риски должны обсуждаться  открыто, несмотря на соблазн  спрятать голову в песок и  надеяться, что все обойдется. Риск можно спланировать: приняв альтернативные решения, приготовившись к крайним действиям и т.д. Примером послужит выбор программного обеспечения, при котором различные решения могут быть рискованны в различной степени. Более нет места для подробного обсуждения, но использование следующего перечня вопросов может помочь выделить некоторые пункты.

 

  1. 2. Структура среды информационной  системы и ее базовые компоненты

 

Обобщенная структура любой ИС может быть представлена двумя взаимодействующими частями:

· функциональная часть, включающая прикладные программы, которые реализуют функции прикладной области;

· среда или системная часть, обеспечивающая исполнение прикладных программ.

С этим разделением тесно связаны две группы вопросов стандартизации:

· стандарты интерфейсов взаимодействия прикладных программ со средой ИС, прикладной программный интерфейс (Application Program Interface - API);

· стандарты интерфейсов взаимодействия самой ИС с внешней для нее средой (External Environment Interface - EEI).

Эти две группы интерфейсов определяют спецификации внешнего описания среды ИС - архитектуру, с точки зрения конечного пользователя, проектировщика ИС, прикладного программиста, разрабатывающего функциональные части ИС.

Спецификации внешних интерфейсов среды ИС и, как будет видно далее, спецификации интерфейсов взаимодействия между компонентами самой среды, - это точные описания всех необходимых функций, служб и форматов определенного интерфейса. Совокупность таких описаний составляет эталонную модель открытых систем (Reference Open System Model).

Эта модель используется более 20 лет и определяется системной сетевой архитектурой (SNA), предложенной IBM в 1974 году. Она основана на разбиении вычислительной среды на семь уровней, взаимодействие между которыми описывается соответствующими стандартами и обеспечивает связь уровней вне зависимости от построения уровня в каждой конкретной реализации (рис.1). Основным достоинством этой модели является детальное описание связей в среде с точки зрения технических устройств и коммуникационных взаимодействий. Вместе с тем она не принимает в расчет взаимосвязь с учетом мобильности прикладного программного обеспечения.

Эталонная модель среды открытых систем (OSE/RM) определяет разделение любой информационной системы на приложения (прикладные программы и программные комплексы) и среду, в которой эти приложения функционируют. Между приложениями и средой определяются стандартизованные интерфейсы (API), которые являются необходимой частью профилей любой открытой системы. Кроме того, в профилях ИС могут быть определены унифицированные интерфейсы взаимодействия функциональных частей друг с другом и интерфейсы взаимодействия между компонентами среды ИС.

 

1.3.Жизненный цикл информационной системы. Основные этапы и их характеристика

 

Совокупность стадий и этапов, которые проходит ИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом ИС.

Содержание жизненного цикла разработки ИС сводится к выполнению следующих стадий:

1. Планирование и анализ требований (предпроектная стадия) - системный  анализ. Проводится исследование  и анализ существующей информационной  системы, определяются требования  к создаваемой ИС, формируются  технико-экономическое обоснование (ТЭО) и техническое задание (ТЗ) на разработку ИС;

Информация о работе Основные принципы разработки и внедрения ИС