Особенности информационных банковских систем и технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:28, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие банковских информационных систем и возможности их использования в финансово - кредитной системе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть особенности информационных банковских систем и технологий;
рассмотреть рынок информационных банковских систем и продуктов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ 4
1.1 Понятие банковских информационных систем 4
1.2 Виды информационных банковских технологий 4
1.3 Основные принципы построения систем автоматизации в банках 9
2 РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ 17
2.1 Российский рынок банковских систем 17
2.2 Банковские продукты 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

Вложенные файлы: 1 файл

VVEDENIE.docx

— 141.49 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСОБЕННОСТИ  ИНФОРМАЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ  И ТЕХНОЛОГИЙ 4

1.1 Понятие  банковских информационных систем 4

1.2 Виды  информационных банковских технологий 4

1.3 Основные  принципы построения систем автоматизации  в банках 9

2 РЫНОК  ИНФОРМАЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ 17

2.1 Российский  рынок банковских систем 17

2.2 Банковские  продукты 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях стала  складываться в начале 1990-х годов, когда появились коммерческие банки. Развитие процесса автоматизации привело  к предложению разнообразных  банковских систем, что обусловлено  не столько множеством фирм-разработчиков, но и различием самих банков по выполняемым функциям, структур банковского  дела.

Сегодня повсеместное использование  информационных технологий (ИТ) стало  объективной необходимостью. Спектр областей, в которых применяются  информационные технологии, чрезвычайно  широк. Одной из сфер, где их значение было традиционно велико с момента  начала их бурного развития, является финансовая сфера. Несмотря на то, что  еще каких-нибудь десять-пятнадцать лет назад кредитные организации  использовали ручные методы обработки  информации, сейчас практически обязательными  атрибутами любого банка стали компьютеры, электронные терминалы, средства связи  и коммуникации и т.д.

Современные информационные технологии в финансовой среде на сегодняшний день предоставляют  собой обязательный и довольно обширный блок, обеспечивающий стабильное функционирование не только отдельных банков и их подразделений в различных сферах деятельности, но и, что ещё более  важно, поддерживающий современные  методы реализации межбанковских связей. Помимо этого, информационные технологии могут применяться единовременно  на финансовых рынках ряда развитых стран.

Безусловно, автоматизация  информационных и других технологий банка содействует решению стратегических задач. При этом наиболее приоритетными  направлениями применения процессов  автоматизации являются увеличение качества обслуживания и уменьшение непредусмотренных затрат, что полностью  согласуется с банковской политикой  извлечения прибыли и занятия  более выгодной конкурентной позиции. Банковские компьютерные системы на сегодняшний день являются одной  из самых быстро развивающихся областей прикладного сетевого программного обеспечения.

Цель данной работы - рассмотреть понятие банковских информационных систем и возможности  их использования в финансово - кредитной  системе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • рассмотреть особенности информационных банковских систем и технологий;
  • рассмотреть рынок информационных банковских систем и продуктов.

 

 

1 ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ  БАНКОВСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ

1.1 Понятие банковских информационных систем

Информационная банковская система (ИБС) –  программно-технический  комплекс, обеспечивающий с использованием специализированных банковских технологий автоматизацию обработки банковской информации, отражающей различные стороны  деятельности банков.

Информационная банковская технология (ИБТ) – процесс преобразования банковской информации на основе методов  сбора, регистрации, передачи, хранения  и обработки данных в целях  обеспечения подготовки, принятия и  реализации управленческого решения  с использованием средств вычислительной техники [4].

ИБТ способствуют качественному  выполнению банковских функций, повышая  уровень управления банковской системой. ИБС предназначены для автоматизации  задач банковского бизнеса –  сбора, регистрации, передачи, хранения и обработки информации, используемой в финансово-кредитной деятельности банков.

Структурно  ИБС состоят  из множества элементов, выделенных по определенным признакам:

  • функциональным, соответствующим предназначению каждого из блоков ИБС;
  • объектным, определяемым разветвленной структурой банка;
  • модульным, исходящим из технологии разработки программного обеспечения ИБС;
  • информационным, устанавливающим правила использования (доступа, характера и режима обработки) информационных массивов ИБС и др [3].

1.2 Виды информационных банковских технологий

Существуют различные  подходы к построению информационной технологии банка. В зависимости  оттого, что считается основными  ее элементами, можно выделить три  вида информационных технологий: операционные, документарные, объектные.

Операционные технологии построены в виде цепочки операций. Под операцией в данном случае понимается любая работа, выполняемая на одном рабочем месте независимо от функциональной задачи. Информационная технология в этом случае представляет собой набор технологических точек для каждого функционального отдела банка, состыковывать которые достаточно сложно. В местах стыка функциональных модулей, например, кредитный отдел выполняет операции по договорам, но проводки в баланс делают сотрудники бухгалтерии, вследствие чего происходят постоянные задержки и возможна потеря информации. С увеличением численности вовлеченного в процесс «выдачи кредита» персонала пропорционально быстро растут трудозатраты, в том числе за счет повторного ввода данных.

Документарные информационные технологии строятся на организации  электронного документооборота банка. Схемы проводок не вводятся бухгалтером, а формируются автоматически  по заранее выполненным настройкам. При внедрении документарной ИТ, работающей по данной схеме, происходит формализация процессов банка, что позволяет снизить трудозатраты и повысить скорость прохождения процессов. Этот вид информационных технологий автоматизирует документооборот банка. Бизнес-процессы являются ключевым элементом технологии [2].

В настоящее время именно этот вид технологий рассматривается  как один из наиболее удачных для  автоматизации банковского дела. Это объясняется тем, что он позволяет  построить ИБС как единый организм, в котором четко прослеживаются информационные связи между всеми  функциональными элементами. Существенным преимуществом является исключительная гибкость системы, которая предоставляет  возможности для настройки, как  новых потоков документов, так  и действующих, сохраняя их целостность  на основе корректировки и модернизации. Таким образом, этот вид информационных технологий обеспечивает наиболее полный учет специфики и потребностей самого банка и его адаптацию во внешней  среде, приспособляемость к изменяющимся условиям рынка [6].

Существуют три вида технологий: производственные, документарные, управленческие, на основе которых реализуются соответствующие  системы.

Первые поддерживают единый поток операций, связанных с деятельностью  какого-либо отдела. При этом банковская услуга определяется как продажа  специфического (банковского) продукта. Поэтому этот вид систем называется производственным.

Второй вид систем предусматривает  возможность рассмотрения и анализа  банковского продукта с разных точек  зрения и использование его для  разных целей. Поэтому возникает  необходимость в более сложной  обработке и в более сложном  внутреннем устройстве банковского  продукта. Поэтому в этих системах вводится новое понятие документа. Документ определяют как емкость для сбора всей информации по производству данного банковского продукта. Эти системы называютсядокументарными. Как правило, они значительно сложнее производственных, поскольку должны обеспечивать координацию работы нескольких подразделений банка и соответственно приспосабливаться к условиям, специфике и регламенту их работы [5].

Третий вид систем обеспечивает информационную поддержку принятия решений. Как правило, руководители банка и его подразделений  для эффективного выполнения своих  функций заняты одновременно в нескольких информационных процессах, переключаясь с одного вида деятельности на другой. Эти системы позволяют ускорить процесс ознакомления с новой  ситуацией, проанализировать ее и параллельно  отследить несколько бизнес-процессов, что обеспечивает своевременную  выработку наиболее эффективного управленческого  решения. Поэтому эти системы  называются управленческими. Управленческие системы не являются объектом нашего внимания, и в дальнейшем будут рассматриваться системы первого и второго вида.

В банке существует множество  бизнес-процессов, которые тесно  связаны между собой и образуют единый документооборот банка (рисунок 1).

Рисунок 1 Пример документарной технологии

Следует отметить, что коллективная обработка предусматривает обработку  информации по всем бизнес-процессам. Обработка документа завершена, когда он оформлен, распечатан и  проведем по балансу. Составление реестров - это другой «регламентный» бизнес-процесс, не имеющий ничего общего с документом. «Регламентный» процесс выполняется  всегда, даже если документов за день вообще не было.

Итак, основанием для запуска  бизнес-процесса является документ. Все  документы подразделяются на три  группы:

  • платежные;
  • договоры;
  • делопроизводства.

Для каждой группы документов разработаны технологии обработки, которые определяются инструкциями Банка России и правилами обслуживания клиентов конкретного банка. Правила  составляются на основе методического, организационно-технического и информационного  обеспечения банка. Таким образом, документарная технология позволяет  учитывать специфику любого банка.

Банковская технология включает:

  • описание операции (услуги банка);
  • описание клиентов (услуги пользователей);
  • описание документов и правил их заполнения и контроля;
  • описание технологической цепочки проведения операции (услуги);
  • описание особенностей бухгалтерского учета проведения данной операции (услуги).

Таким образом, документарная  технология, являясь совокупностью  бизнес-процессов, объединяет три составляющие: технологические цепочки, маршрутизацию, бухгалтерский учет (учетную политику).

Технологические цепочки  определяют направление обработки  документов. Они строятся на основе моделей состояния обрабатываемых документов. Модель состояния представляет собой последовательность действий, выполняемых над обрабатываемыми  документами, и набор состояний, в которых может находиться документ. Технологическая цепочка может меняться в зависимости от текущих условий.

В современных ИБС автоматизированы процессы рассылки обрабатываемых электронных  документов на рабочие места исполнителей, принимающих участие в обработке  данного документа. Система позволяет  точно воспроизвести потоки первичных  документов и ограничить доступ персонала  к документам в зависимости от этапа его обработки.

В процессе обработки, перемещаясь  от одного исполнителя к другому, документы могут по-разному отражаться в учете банка. Документарная  технология позволяет выполнять  настройки разных схем учета: расчет остатков на клиентских и корреспондентских  счетах, расчет отдельных категорий  средств по договорам, контроль за исполнением  бюджета отдельными подразделениями  и т.д. Все три составляющие и представляют собой документарную технологию [5].

В большинстве случаев  документарная технология обеспечивает автоматизацию документооборота через  поддержку многостадийности обработки  документов. Другими словами, для документа предусмотрено несколько стадий обработки. Например, этими стадиями могут быть ввод документа в ИБС, верификация и исполнение. Основным недостатком данного вида технологии является независимость технологических процессов жизнедеятельности отдельных документов именно внутри процесса. Согласно данной технологии в системе описываются основные типы документов (мемориальный ордер, платежное поручение, кассовый ордер, заявление на перевод валюты и ряд других), и настроить или жестко запрограммировать этапы их обработки невозможно.

В реальных бизнес-процессах  банка процессы обработки различных  документов достаточно тесно связаны  на протяжении всего жизненного цикла  документов. Результат обработки  одного документа при прохождении  им определенных стадий может влиять на обработку другого документа  или инициировать создание документа. В рамках документарной технологии этой возможности не существует [5].

Объектные информационные технологии являются результатом развития документарных  систем. В процессе деятельности банка одни документы могут порождать другие. Ввод в систему или обработка одного документа может приводить к изменению состояний других документов. Документы могут выстраиваться в цепочки со сложными внутренними связями, т.е. документооборот банка в действительности не является простым множеством документов, каждый из которых проходит свой цикл обработки. Реальная модель банковского финансового документооборота - это совокупность банковских документов различных типов, которые, изменяя в процессе обработки собственное состояние, изменяют состояние других документов. Возможность технологии взаимосвязано реализовывать бизнес-процессы обработки различных документов определяется ее ориентацией на работу с объектами. Можно выделить три основных типа объектов. Первый тип, наиболее сложный, - это сделка. Под сделкой понимается отражение совершенных (или планируемых к совершению) операций привлечения или размещения средств, покупки или продажи каких-либо активов (ценных бумаг, валют, драгоценных металлов), а также других неплатежных операций банка. Второй тип - это бумажные документы, т.е. документы, которые являются основанием для совершения операций. Третий тип - это проводки, т.е. документы, которые необходимы для отражения операций в бухгалтерском учете [1].

Информация о работе Особенности информационных банковских систем и технологий