Особенности информационных банковских систем и технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:28, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие банковских информационных систем и возможности их использования в финансово - кредитной системе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть особенности информационных банковских систем и технологий;
рассмотреть рынок информационных банковских систем и продуктов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ 4
1.1 Понятие банковских информационных систем 4
1.2 Виды информационных банковских технологий 4
1.3 Основные принципы построения систем автоматизации в банках 9
2 РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ 17
2.1 Российский рынок банковских систем 17
2.2 Банковские продукты 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

Вложенные файлы: 1 файл

VVEDENIE.docx

— 141.49 Кб (Скачать файл)

Технология «клиент-сервер»  бывает двухзвенная и многозвенная (рисунок 2). При двухзвенной архитектуре система состоит из клиентов, которые непосредственно взаимодействуют с сервером. В контексте банковских технологий в качестве сервера, как правило, выступает СУБД. Многозвенная архитектура отличается существованием еще одного (или нескольких) звена, так называемых серверов приложений или серверов обслуживания, которые являются промежуточными звеньями между клиентами и сервером СУБД. Частным случаем многозвенной архитектуры является трех-звенная архитектура, состоящая из клиентов, сервера приложений и СУБД. Сервер приложений выполняет ряд функций, как системных, так и пользовательских, которые в случае использования двухзвенной архитектуры выполняет либо клиент, либо СУБД. Применение технологий «клиент-сервер» тесно связано с техническим обеспечением банковской технологии [5].

На современном этапе  все большее число банков имеет  тенденцию к территориальной  диверсификации. Это означает, что  банк имеет ряд филиалов, находящихся  в различных регионах страны, а  иногда и за рубежом, а также ряд  отделений или подразделений  в пределах одного города, но находящихся  на значительном отдалении друг от друга.

 

Рисунок 2 «Клиент-серверная» архитектура: а – двухзвенная, б - многозвенная

Как правило, территориально локализованные подразделения банка  и головная организация, в которой  сосредотачиваются основные органы управления банком, имеют локальные  вычислительные сети, позволяющие организовать процесс обмена информацией и  данными внутри подразделения. Локальные  вычислительные сети помимо средств  передачи данных включают рабочие станции, т.е. персональные компьютеры, на которых  работают сотрудники подразделения, и  серверы, т.е. компьютеры, на которых  хранятся данные и которые обеспечивают процессы обмена и обработки информации и данных. Кроме того, в состав технического обеспечения также  входит аппаратура связи, которая может  состоять из отдельного коммуникационного  сервера и модемов или из более  сложного комплекса технических  средств, включающих маршрутизаторы, коммутаторы, модемы и распределительные шкафы [3].

С помощью средств связи  реализуется обмен данными между  подразделениями кредитной организации  и объединение всех вычислительных средств банка в единую глобальную корпоративную сеть (ГКС). Связь между  территориями может осуществляться по некоммутируемым проводным каналам, оптоволоконным каналам, радио- и спутниковым  каналам, а также в редких случаях  с использованием телефонных коммутируемых  соединений. База данных банка может  быть реализована по двум основным архитектурам: как единая централизованная база данных и как распределенная по уровням (филиалам) вычислительной сети. В первом случае база данных хранится на достаточно мощном и высокопроизводительном центральном сервере (или интегрированной группе серверов) вычислительной системы, доступ к которой осуществляется по каналам связи со стороны удаленных пользователей. Во втором случае база данных ведется как на сервере центрального отделения, так и на серверах филиалов, при этом базы данных могут автоматически синхронизироваться.

В настоящее время помимо простого обмена информацией ГКС  необходима еще для создания единого  информационного вычислительного  пространства, которое позволяет  повысить качество обмена информацией и мощность ее обработки, а соответственно и качество собственно банковской технологии. Как правило, центральным вычислительным узлом и управляющим центром ГКС является вычислительный (или процессинговый) центр банка, в котором сосредоточены основные мощности по обработке банковских данных и информации [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ  БАНКОВСКИХ СИСТЕМ

2.1 Российский рынок банковских систем

На российском рынке присутствует целый ряд фирм-разработчиков  информационных банковских систем. На рисунке 3 показан рейтинг наиболее известных фирм-разработчиков, полученный в результате анализа рынка банковского программного обеспечения России, проведенного совместно изданиями «КоммерсантЪ» и iONE.

Рисунок 3 Ррейтинг наиболее известных фирм-разработчиков,

Наиболее известной фирмой-разработчиком  ИБС был признан «Диасофт» (31%), на втором месте - «R-Style» (26%), на третьем - ПрограмБанк (10%). Рассмотрим кратко банковские продукты отдельных фирм-разработчиков программных продуктов в порядке убывания их известности.

Программные продукты 5NT©  Центра банковских технологий компании «Диасофт» ориентированы на автоматизацию  деятельности кредитных и финансовых организаций, инвестиционных компаний, паевых инвестиционных фондов, депозитариев, регистраторов.

Основное преимущество решения 5NT©- комплексная автоматизация организации  средствами одной системы, в рамках единого информационного пространства. Решение позволяет перевести  на один программный продукт все  подразделения банка, занимающиеся расчетно-кассовым обслуживанием, кредитными, депозитными операциями, операциями с ценными бумагами, операциями на денежных рынках, операциями с пластиковыми картами и другими видами операций [6].

Система 5NT© включает в  себя несколько продуктов, работающих на едином финансовом ядре, общей нормативно-справочной базе, инструментах настройки и администрирования, единой аппаратно-системной платформе  и системе подготовки отчетности, каждый из которых отвечает за автоматизацию  одной из сфер банковской деятельности. Модульный принцип построения системы  обеспечивает установку только тех  модулей, которые реально необходимы кредитной организации, оставляя при  необходимости возможность максимального  расширения. Финансовое ядро 5NT© содержит в себе базовую для всех бизнес-модулей системы нормативно-справочную информацию и бухгалтерские учетные механизмы. Системой предусмотрено обеспечение деятельности мпогофи-лиального банка в режимах online и offline.

Система 5NT© реализована  в традиционной архитектуре «клиент-сервер». «Серверная» часть системы функционирует  под управлением реляционной  СУБД MS SQLServer или Sybase ASE. В первом случае в качестве «серверной» платформы могут использоваться аппаратная платформа Intel и операционная система MSWindows NT или Windows 2000, во втором - широкий набор аппаратно-системных решений: от Intel-серверов и операционных систем семейства MS Windows до мощных многопроцессорных RISC-серверов, работающих под управлением ОС UNIX. «Клиентская» часть системы разработана с использованием инструментальной среды Borland Delphi 5 [6].

Среди разработок компании «R-Style Softlab» наиболее расространенным является продукт RS-Bank V.5.O. Ядро программного комплекса RS-Bank/Pervasive -RS-Bank V.5.0 - предназначено для автоматизации расчетно-кассового обслуживания и бухгалтерского учета. Оно позволяет также вести параллельный налоговый учет в соответствии с российским законодательством, формировать обязательную отчетность для Банка России и МНС. Кроме того, RS-Bank выполняет весь цикл задач по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц, включая взаимодействие с РКЦ, расчет и начисление процентов, плату за обслуживание, ведение картотек и пр. При этом в рамках входящих в комплекс автоматизированных систем RS-Retail, RS-Loans и RS-Incounting возможно ведение аналитического учета (например, по вкладчикам, кредитным договорам, материальным ценностям), в то время как синтетический учет ведется в RS-Bank V. 5.O.

В состав RS-Bank V.5.0 входят следующие системы:

  • RS-Banking V.5.0 - автоматизация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, межбанковских расчетов, ведения бухгалтерии банка и формирования внутрибанковской, а также регламентированной отчетности;
  • RS-Retail V.5.0 - автоматизация розничных услуг и работы с физическими лицами;
  • RS-Loans V.5.0 - решение для автоматизации кредитной деятельности банка;
  • RS-Dealing V.5.0 - автоматизация заключения и сопровождения сделок на валютном и фондовом рынках, различных технологических цепочек работы дилинговых служб;
  • RS-Securities V.5.0 - автоматизация торговых операций с ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынках, депозитарного учета, операций банка с собственными и учтенными векселями;
  • Interbank - реализация удаленного банковского обслуживания клиентов; поддержка всех имеющихся на сегодня технологий электронного взаимодействия клиентов и банков через открытые и закрытые каналы передачи информации;
  • RS-DataHouse - поддержка принятия управленческих решений, выполнение анализа активов и пассивов банка, маркетинга и оценки рисков, а также формирование специализированной отчетности (в том числе по МСФО).

Компания «ПрограмБанк»  предлагает на рынке две системы: интегрированные банковские системы «Гефест» и «Центавр Дельта».

Система «Гефест» ориентирована  на решение вопросов управления, организации  работы персонала и контроля деятельности банка. Она имеет встроенный генератор  отчетов и дизайнер экранных форм, существует возможность удаленного администрирования и управления самостоятельными филиальными системами, а также системами различных  отделений банка в режимах online и offline. В ИБС «Гефест» возможна интеграция ядра системы с подсистемами, отдельными модулями или другими продуктами [6].

«Центавр Дельта» - это  современная система, основанная на технологии «клиент-сервер», которая  обеспечивает высокую производительность при автоматизации банковской деятельности и исключает затраты, связанные  с традиционными SQL-СУБД. Система «Центавр Дельта» является развитием ИБС «Центавр/ ЦентаврADS» и совмещает в себе все функциональные возможности ИБС «Центавр» с мощностью и надежностью СУБД Advantage Database Server.

Компания «Новая Афина» возникла в 1998 г. в результате объединения  двух проектов - «Афина» и «DiasoftBANK 5NT» - компаний «ПрограмБанк» и «Диасофт», занимающихся разработкой информационных банковских систем. Система построена на архитектуре «клиент-сервер» с использованием СУБД Oracle. В «Новой Афине» реализованы обработка и учет всех типов банковских операций, клиентов, договоров, счетов и т.д. в виде настраиваемой workflow-модели электронных документов; существует разделение функций и ответственности: операционная работа выполняется рядовыми сотрудниками, настройка - узким кругом специалистов, генерация вторичных документов и проводок по настройкам - автоматическая. Система позволяет использовать в текущей работе и подготавливаемой банковской отчетности информацию одновременно из различных подсистем - расчетного обслуживания, кредитной, депозитной и других, принимает и представляет требуемые данные в различных форматах (РКЦ, S.W.I.F.T. и др.), позволяет быстро настраиваться на новые стандарты обмена. Предусмотрена возможность создания собственных отчетов, а также экспорт данных в форматы различных офисных приложений (MS Word, MS Excel и т.п.). Централизованная база данных по всем филиалам и отделениям банка обеспечивает доступ к данным с любой территории. Удаленный доступ может осуществляться путем прямого доступа удаленных рабочих мест к центральной базе данных через выделенные каналы связи либо посредством прямого доступа удаленных рабочих мест к центральной базе данных через распределенные сети (Интернет). Следует отметить, что именно этой системе присвоен серебряный сертификат международного сообщества S.W.I.F.T. -S.W.LF.T. Ready Silver label в категории Payments (платежи) [6].

Компания «Центр финансовых технологий» (ЦФТ), г. Новосибирск, предлагает на рынке CFT-Bank (платформа развития на основе СУБД Oracle) - объектно-ориентированную банковскую систему.

В состав системы входят:

  • CFT-Bank Object - банковский информационный комплекс (IB System Object);
  • CFT-Retail Bank Object - банковский информационный комплекс для обслуживания частных клиентов (Retail IB System Object);
  • CFT-Retail Bank (Oracle) - система для обслуживания частных клиентов (Retail Banking System);
  • CFT-Retail Bank (Btrieve) - система для обслуживания частных клиентов;
  • CFT-Bank Client - система «Банк-Клиент» для удаленного обслуживания частных и корпоративных клиентов;
  • CFT-Bank Office - система для удаленных офисов банка, позволяющая обслуживать клиентов в режиме offline.

Компания «Банковские  информационные системы» (БИС) предлагает ПП «БИСквит». Среда разработки - реляционная  СУБД Progress фирмы Progress SoftwareCorporation (США), широко применяемая для создания сложных высоконадежных прикладных систем корпоративного уровня в архитектуре «клиент-сервер» или хост/терминал. Работа всех входящих в систему функциональных модулей основывается на единой информационной базе. Модульная структура дает возможность банку нести только обоснованные в данный момент сферой его деятельности и объемом документооборота затраты на программное обеспечение. Модуль «Обмен электронными документами» обеспечивает автоматизированную обработку в режиме offline электронных сообщений, циркулирующих между узлом и его абонентами, а также в совокупности с другими модулями образует узел системы межфилиальных автоматизированных расчетов по корреспондентским и клиентским счетам. Узлы выступают в качестве абонентов по отношению друг к другу. Кроме того, абонентами узла могут являться АРМы клиентов, расчетные, клиринговые центры, банки-корреспонденты. Технология электронного обмена базируется на использовании стандартов S.W.I.F.T [6].

Автоматизированная банковская система «Кворум» фирмы «Кворум» является решением, способным обеспечить автоматизацию широкого диапазона  бизнес-процессов современного банка. В рамках ИБС «Кворум» развиваются  и поддерживаются две линии программных  продуктов. Первая линия в качестве системы управления доступом к данным использует СУБД Oracle Server, вторая линия работает на платформе Btrieve Record Manager (Pervasive SQL), что позволяет использовать ИБС «Кворум» в различных по величине байках и филиалах. Модульный принцип построения ИБС «Кворум» позволяет каждому банку выбрать свою конфигурацию системы, наиболее полно соответствующую его специфическим требованиям и технологиям работы. Это достигается благодаря наличию двух версий ядра системы: версии для Btrieve (для небольших и средних банков и филиалов) и версии для Oracle (для крупных банков). Вошедший в 2002 г. в состав системы новый программный продукт «Межбанковские переводы» обеспечивает автоматизацию документооборота банков при расчетах банковскими переводами в системахS.W.I.F.T. и TELEX. Применение программного комплекса «Кворум-RAS» (Remote Access Service) в рамках трехзвенной архитектуры позволяет организовать эффективное функционирование системы «Кворум» в режиме online как для банков с отделениями, так и для многофилиальных банков с единой базой данных по всем филиалам.

Информация о работе Особенности информационных банковских систем и технологий