Патентная информация Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:54, реферат

Краткое описание

Япо́ния (яп. 日本 Нихон, Ниппон?), официальное название «Нихон коку», «Ниппон коку» (инф.) (яп. 日本国?) — островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи,России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.
Япония расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6852 островов[прим 2][6]. Четыре крупнейших острова — Хонсю,Хоккайдо, Кюсю и Сикоку — составляют 97 % общей площади архипелага. Большинство островов горные, многиевулканические. Высшая точка Японии — вулкан Фудзи.

Вложенные файлы: 1 файл

ПИН япония доклад.docx

— 36.61 Кб (Скачать файл)

              Федеральное государственное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

Российская государственная академия интеллектуальной собственности

 

 

 

 

Доклад на тему «Патентное ведомство Японии» по дисциплине

«Патентная информация»

 

 

Выполнили студенты

4 курса,фУИС,гр.ЭМ-012

Бегагаев Ф.,

Каплина Д.,

Мельничук Н.

Преподаватель Горбунова М.Э.

 

Москва 2013

 

Япония

Япо́ния (яп. 日本 Нихон, Ниппон?), официальное название «Нихон коку», «Ниппон коку» (инф.) (яп. 日本国?) — островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи,России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.

Япония расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6852 островов[прим 2][6]. Четыре крупнейших острова — Хонсю,Хоккайдо, Кюсю и Сикоку — составляют 97 % общей площади архипелага. Большинство островов горные, многиевулканические. Высшая точка Японии — вулкан Фудзи. С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире. Большой Токио, включающий в себя столицу Японии Токио и несколько близлежащих префектур, с населением более 30 миллионов человек является крупнейшей городской агломерацией в мире.

Являясь великой экономической державой, Япония занимает третье место в мире по номинальному ВВП и третье по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Япония является четвёртым по величине экспортёром и шестым по величине импортёром.

Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни (десятое место по индексу развития человеческого потенциала). В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертности.

Япония входит в число стран-членов Большой восьмёрки и АТЭС, а также регулярно избирается непостоянным членом Совета безопасности ООН. Хотя Япония официально отказалась от своего права объявлять войну, она имеет большую современную армию, которая используется в целях самообороны и в миротворческих операциях.

Япония является единственной страной  в мире, против которой было применено ядерное оружие.

Защита интеллектуальной собственности в Японии

В стране Восходящего Солнца  к интеллектуальной собственности (в аббревиатурном написании  и далее по тексту — ИС) и население и правительство относятся  весьма трепетно. 

Ежегодно японское правительство  занимается разработкой и  внедрением  национальных стратегических программ развития по  вопросам создания и защиты ИС.  

В кабинете министров успешно и  эффективно  взаимодействуют  три  научно-технических совета, главный из которых — Councilfor Scienceand Technology Policyвозглавляется непосредственно  премьер-министром. На правовом уровне  ими были разработаны соответствующие документы, детально регламентирующие  правоотношения  и  их развитие в сфере ИС уже вплоть до 2025 года.

Согласно  текстам ежегодных стратегических  программ (здесь необходимо отметить, что стратегическая программа, прежде всего,  является правовым документом и имеет определенную юридическую силу), создание и защита ИС – вот уже  с 2001 года является одним из приоритетных  направлений  развития японской экономики.

Современный мир, благодаря глобализационным процессам,  не может существовать без передовых  технических решений. В этой связи не возникает сомнений, что уже в ближайшие десятилетия экономика  будет максимально развиваться в тех странах, в которых  будет создана эффективная и  гибкая система  интеллектуальной  (главным образом промышленной) собственности, с четкими  механизмами  ее защиты и факторами повышенной  мотивации для сотрудников, занятых в сфере инновационного прогресса.

Основной целью  стратегических расчетов Японии  является  достижение  глобального  доминирования на рынке  ИС уже в самое ближайшее время. И, как свидетельствует неумолимая статистика,  пока что ей это прекрасно удается.

Япония уже давно  превратилась из потребителя  инноваций в  их крупнейшего производителя.  На данный момент Япония  является  вторым по счету государством в мире после Соединенных Штатов по объему  инвестиционных вложений в развитие  новейших технологий. И это еще только  самое начало пути.

Принципы реализации японской стратегии

Принципы реализации японской стратегии  базируются  на   положениях  классической китайской военной стратегии, изложенной в сочинениях Сунь — Цзы, У — Цзы  и других  великих китайских, а также некоторых японских мыслителей.

Суть этих положений сводится  к тому, что «настоящая выгода» (являющаяся непосредственной и единственной целью стратега) достигается  путем победы  без оружия, когда  чужие земли не разрушаются  и жители не страдают, но их побежденные правители оказываются в таком положении, что им ничего не остается, как  самим добровольно   стать вассалами  «совершенномудрого» господина-победителя.

Основная идея современных японских стратегических программ развития ИС  заключается в том, что  Страна Восходящего Солнца  должна стать неким мировым центром создания передовых  инновационных технологий, которому, как говорится в одной из стратегических программ, «ни одно государство в мире не сможет даже подражать».  В этом случае, Япония  захватит мировое господство по вопросу решения глобальных проблем человечества,  то есть по главному  тренду мирового развития уже в ближайшее время.

Чтобы достигнуть задуманного,  основными принципами реализации  такой политики деловой экспансии в сфере ИС, японское правительство считает:

  • Максимальное стимулирование  процессов  интеллектуального творчества внутри страны и эффективное использование его результатов;
  • Создание  передовой правовой системы защиты ИС, которая  способна  полностью регламентировать  правоотношения в сфере ИС с момента создания объектов ИС и до  момента их  активного внедрения  в производство, продвижения на рынке и  передачи исключительных прав в полном или неполном объеме, то есть путем отчуждения или выдачи лицензий или продажи франшиз;
  • Активное использование не  только отечественных инновационных разработок, но также и  уникальных зарубежных технических решений.   

Следует отметить, что Япония эффективно использует зарубежный опыт, привлекая  к себе лучших специалистов и позволяя передовым иностранным компаниям   выходить на японский рынок.

Особенности японского  правового механизма системы  развития и охраны ИС

Неуклонно следуя своей стратегии  развития интеллектуальной, и, как уже  ранее отмечалось, в особенности, промышленной собственности, Япония  последовательно внедряет  новые правовые механизмы, позволяющие, с одной  стороны, адекватно защищать  права Японии на свою интеллектуальную собственность, а с другой стороны, выводить на  рынок  национальные  компании, которые  занимаются усовершенствованием не своих, а   зарубежных разработок.

Таким образом,  японская  доля на мировом рынке инновационных технологий увеличивается не только за счет своих собственных уникальных  технических решений, но и за счет усовершенствования японскими компаниями иностранных изобретений и иных объектов ИС.

С этой целью в стране Восходящего  Солнца действует соответствующая  правовая норма,  предписывающая иностранным компаниям, желающим работать на японском рынке, в обязательном порядке предоставлять  лицензии на свои технологии  всем японским компаниям, которые выразят  свою заинтересованность в заключение того или иного лицензионного  договора.  

И это еще не все, чтобы избавить японские  компании  от высоких лицензионных платежей по подобным договорам, максимальные ставки лицензионных платежей жестко  регламентированы на уровне  правительства.

Чтобы стимулировать отечественные  компании к  постоянному  техническому прогрессу,  к японским компаниям правительство также выдвигает  соответствующие требования:

  • Компания, желающая использовать иностранную разработку и получить  иностранную лицензию должна представить  убедительные доказательства, что она располагает соответствующими  возможностями, позволяющими эффективно  использовать инновационные зарубежные технические решения;
  • Компания  должна  не только использовать иностранные  разработки по назначению, но также и  заниматься их  усовершенствованием, так как именно в усовершенствовании  зарубежных инноваций и заключается основная цель получения лицензии.

Определенные «палки в колеса»  для иностранных компаний встречаются  и на уровне процесса патентования в Японском Патентном Бюро (в аббревиатурном написании — ЯПБ) зарубежных разработок.

Так, если в мировой практике срок от момента подачи  заявки  до получения  правоустанавливающего документа (патента) составляет два-три года, в Японии  этот процесс затягивается на пять-семь лет, а в некоторых случаях и до десяти лет, если речь идет о выгодных передовых  технологиях в соответствующих областях, например, в микроэлектронике.

За это время японские компании, которые  могут в свободном доступе получать в ЯПБ необходимую информацию  о зарубежных патентных заявках, успевают создать на базе зарубежных решений  «свои» технологии  и внедрить их  в производство.

В результате чего, иностранные компании после получения патента на изобретение вынуждены выдавать так называемые «принудительные  лицензии» японским компаниям, которые уже начали использовать их технологии до момента получения  патента компанией — разработчиком.

Кроме этого японские компании  активно практикуют тактику «предварительного патентования», создавая, таким образом, для зарубежных компаний определенные проблемы с патентованием  целых инновационных направлений в наиболее интересных, с коммерческой точки зрения,  областях.

Патентное ведомство Японии

Официальные патентные бюллетени выполняют в основном информационно-правовые функции. 

В Японии ходатайство о проведении информационного поиска публикуется  в официальном патентном бюллетене и не может быть отозвано. Ведомство проводит не только поиск, но и экспертизу патентоспособности технического решения с предоставлением отчета о поиске и выводами эксперта по каждому пункту формулы полезной модели относительно того, обладает ли заявленное устройство новизной и изобретательским уровнем. 

Заявка, поданная в одной стране-участнице  конвенции, обладает в течение 12 месяцев  приоритетом во всех других странах-участницах, срок исчисляется с момента подачи первой заявки. Согласно конвенции, все  страны-участницы обязаны организовать специальные ведомства и хранилища  для ознакомления с отечественными и зарубежными изобретениями  и издавать официальные патентные бюллетени. 

Основной составной частью патентной  информации является патентная документация. Под патентной документацией  понимаются прежде всего официальные публикации патентных ведомств - описания изобретений к авторским свидетельствам и патентам, описания открытий, официальные патентные бюллетени, предварительные описания к заявкам на открытия и изобретения. 

 
Особенности национальных систем классификации  изобретений Япония.

Система классификации изобретений  отличается своеобразием, включает 174 класса, 1092 подкласса, 23505 других рубрик. Каждый класс охватывает определенную область техники или производства. Классы сгруппированы в 7 серий с  учетом смежных отраслей. Классы обозначаются последовательным рядом арабских чисел от 1 до 136. Вновь вводимые классы получают дополнительное цифровое обозначение, например, 13(7). 
С 1979 г. применяется МКИ, но фонд патентной документации Японии до 1979 г. не реклассифицирован, т.е. он по-прежнему систематизирован по национальной классификации.

Информация об изобретениях бывает полной, реферативной и библиографической. Единственным источником полной информации об изобретении является его описание, которое публикуется в составе отдельных брошюр, либо в виде листков к каждому официально зарегистрированному в данной стране изобретению. Публикация информации об изобретениях осуществляется в патентных ведомствах 68 стран мира и в двух международных организациях.

Реферативную информацию (в форме реферата или формулы  изобретения) публикуют 32 страны и две  международные организации. При этом в России, США и Франции, например, формула изобретения (реферат) помещается непосредственно в официальном бюллетене, а в ФРГ, Великобритании и Японии для этого используется специальное приложение к официальному бюллетеню. Текст формулы изобретения (реферата) в официальных изданиях сопровождается основным чертежом, что существенно повышает информативность публикации. 

Реферативная информация об изобретениях распространяется также информационными центрами. В России, например, ^ НПО «Поиск» издает на русском языке реферативный сборник «Изобретения стран мира», включающий информацию из официальных изданий России, ФРГ, Болгарии, Польши, Монголии, Кубы, Чехии, Словакии, Великобритании, США, Франции, Швейцарии, Японии, а также ЕПВ и ВОИС. Ежемесячно издается 140 тематических выпусков. Информация публикуется в виде переводов на русском языке формул или рефератов описаний изобретений с воспроизведением текста оригинала, чертежей и полных библиографических данных. Ежегодно в реферативном сборнике издается в среднем 330 тысяч публикаций об изобретениях.

Информация о работе Патентная информация Японии