Перспективы и направления развития информатизации органов прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:01, контрольная работа

Краткое описание

Информатизация органов прокуратуры обусловлена функциями надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В силу названного функционального положения прокурора является проводником государственной воли, гарантом законности и правопорядка, поэтому информационному обеспечению должно придаваться особое значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Информационные системы делопроизводства в органах прокуратуры 6
2. Информационные системы обеспечения прокурорского надзора и расследования преступлений 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные технологии.docx

— 42.79 Кб (Скачать файл)

Фомичева Галина Сергеевна

НИЖЕГОРОДСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕНИЯ

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Информационные технологии в юридической деятельности»

Тема: «Перспективы и направления  развития информатизации органов прокуратуры»

 

Выполнила: студентка гр.1603

Фомичева Г.С.

Проверил: Лагутин Д.Ю.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. Информационные системы делопроизводства в органах прокуратуры

6

  1. Информационные системы обеспечения прокурорского надзора и расследования преступлений

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

15

   
   

 

ВВЕДЕНИЕ

Информатизация органов прокуратуры обусловлена функциями надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В силу названного функционального положения прокурора является проводником государственной воли, гарантом законности и правопорядка, поэтому информационному обеспечению должно придаваться особое значение.

Во-первых, прокурор должен быть своевременно осведомлен о нарушении  закона либо об условиях, способствующих таким нарушениям. Это обстоятельство становится решающим при формировании информационных потоков  в деятельности прокуратуры.

Во-вторых, работники прокуратуры  должны сами хорошо знать законы и  другие нормативные правовые акты, а также практику их применения для  того, чтобы давать правовую оценку действиям субъектов права. Этот постулат обусловливает необходимость  постоянного обновления правовой информации в органах прокуратуры и обучения его работников правовым знаниям.

В-третьих, прокурор обязан немедленно реагировать на нарушения  закона. Поэтому принимать правильные решения работники прокуратуры  должны на основе своевременно полученной и достоверной информации.

Формирование и развитие системы информационного обеспечения  органов прокуратуры предполагает:

  • создание автоматизированных рабочих мест сотрудников органов прокуратуры;
  • создание единой информационно-вычислительной сети, объединяющей центральную и региональные сети системы прокуратуры;
  • внедрение информационных технологий в деятельность органов прокуратуры;
  • интеграцию с информационными системами всех государственных органов и других организаций.

Единое информационное пространство прокуратуры обусловлено трехуровневой  системой ее органов. Первый уровень - Генеральная прокуратура РФ и ее представители в федеральных округах, второй уровень – прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокурорам областей; третий уровень – прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.

Информатизация органов  прокуратуры развивается в соответствии с Концепцией создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры РФ (далее – АСИО «Прокуратура»), разработанной НИИ укрепления законности и правопорядка при генеральной прокуратуре РФ (163). В соответствии с данным документом на всей территории страны формируется единая информационная система, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.

Целью формирования и развития системы информационного обеспечения органов прокуратуры является повышение эффективности функционирования всех ее институтов.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • качественное расширение возможностей анализа состояния законности и правопорядка, защиты прав и интересов граждан;
  • повышение достоверности обрабатываемой информации за счет автоматизированного сопоставления и контроля однотипных данных, полученных из разных источников;
  • упрощение существующей системы делопроизводства, главным образом за счет упорядочения документооборота;
  • обеспечение поддержки принятия решений по основным направлениям деятельности прокуратуры, заключающейся в реализации единой методологии автоматизированного сбора, учета, интегрированного хранения и многоцелевой обработки информации, необходимой для решения всех типов функциональных задач;
  • значительное сокращение сроков обработки информации и обеспечение высокой оперативности требуемых сведений.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  СИСТЕМЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ

Информационные системы  в сфере делопроизводства представлены в настоящее время автоматизированными  рабочими местами, обеспечивающими  те или иные направления работы с документами, которые могут действовать и в составе локальной вычислительной сети.

Развитие информатизации органов прокуратуры выражается в создании и развитии информационной системы обеспечения надзора  за исполнением законов по четырем  основным направлениям: ведомственный  документооборот; системы для обработки  статистической информации; правовые системы; кадровая система.

Электронный (автоматизированный) документооборот в органах прокуратуры обеспечивает выполнение следующих функций, включающих организацию:

  • регистрации входящих и исходящих документов;
  • учета картографических документов в хранилище объектов учета (карточек) и объединением документов и папки надзорных производств;
  • учета папок документов путем упрощенного их расположения по разделам, главам, томам, в алфавитном порядке, по контрольным датам исполнения и другим учетным способом;
  • контроля исполнения документов;
  • хранилища архивных документов;
  • уничтожения документов в соответствии с принятым порядком.

Система электронного документооборота является основой информационной системы  органов прокуратуры. Организация  такого документооборота предполагает охват всех подразделений органов прокуратуры вычислительной сетью и образованием автоматизированных рабочих мест в канцелярии каждого подразделения. Автоматизированный документооборот защищен специальными программно-техническими средствами, системами разграничения доступа к информации.

Уникальность документооборота в органах прокуратуры заключается  в многообразии форм и средств  регистрации документов, характеризующихся  созданием большого количества регистрационно-контрольных  и отчетных форм журналов, книг, карточек, объектов учета.

Системы для обработки  статистической информации. Возложение на органы прокуратуры функций координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью повысило значение обобщающей и аналитической работы со статистической информацией, что вызвало необходимость построения в органах прокуратуры интегрированного банка данных статистических показателей о состоянии законности  и состоянии преступности в России. Этот банк данных, наряду с учетными данными правоохранительной статистики, должен содержать и обобщенные показатели.

Сейчас основу банка данных составляют государственные и ведомственные  формы статистического учета. Но уже сегодня ставится вопрос о  том, что такой банк данных должен охватывать всю имеющуюся информацию: сведения из отраслевых министерств  и ведомств, данные контролирующих органов, результаты собственной надзорной  деятельности, статистические данные работы судебных органов и тематические обзоры судебной практики, аналитические  обзоры правоохранительных органов. Его  наполнение предполагает своевременное  получение в электронном виде достоверной статистической отчетности, что представляет самостоятельную  проблему.

Программа АРМ «Статистика» обеспечивает ведение свободной  базы данных формирования статистической информации о деятельности органов  прокуратуры всех уровней. Она является основой для проведения аналитической работы.

Информационные  правовые системы. Следующей задачей является информационное обеспечение органов прокуратуры всех уровней правовыми базами данных. Она решается в рамках самостоятельного направления в АСИО «Прокуратура». Это создание и использование ведомственных информационно-правовых фондов в органах прокуратуры. На федеральном уровне задача обеспечения такими фондами решается  специализированными подразделениями (Центрами правовой информации ФСО России и НТЦ «Система»). Такие фонды предназначаются главным образом для организации межведомственного информационного обмена и для обеспечения «электронными оригиналами» нормативных правовых актов из официального источника.

Наибольшее распространение в органах прокуратуры получили справочные правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», которые содержат огромные массивы правовой информации (нормативные правовые акты и комментарии к ним, обзоры судебной практики и практики судов по конкретным делам, периодические правовые издания и др.).

Кадровая информационная система. Основной компонентой информационного обеспечения деятельности кадровых подразделений является автоматизированная информационная система «Кадры». Она построена и технологически увязана с документами личного дела сотрудник: личным листком по учету кадров, анкетой, личной карточкой сотрудника, приказами. Информация об аттестации заносится в аттестационную карточку, а о резерве - в карточку резерва. После ввода данных полная информация содержится в удобной для работы электронной карточке сотрудника. В дополнение к таким карточкам формируются различные списки документов, приказов, информационно обеспечивающих деятельность кадровых подразделений: по районам, по должностям, по классному чины, образованию, семейному положению, возрасту, о сотрудниках, находящихся в следственной бригаде, выдвинутых в резерв, награжденных и поощренных, о сотрудниках, имеющих взыскание, пониженных в должности, уволенных из органов прокуратуры.

На основе электронного массива  документов формируется отчет о  работе с кадрами. Информационная система  «Кадры» внедрена во многих прокуратурах субъектов РФ. Наличие телекоммуникационной системы, отвечающей требованиям безопасности, позволяет создать распределенный электронный банк данных персонального учета сотрудников прокуратуты.

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО  НАДЗОРА И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Важное место в деятельности прокуратуры занимает надзор за исполнением  законов при регистрации, учете  и расследовании преступлений. Для  информационного обеспечения этой деятельности существуют автоматизированные системы.

Для надзора за исполнением  закона на стадии возбуждения уголовного дела разработан и функционирует  информационная система «Надзор за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях». Сведения, содержащиеся в этой системе, позволяют постоянно осуществлять надзор за своевременностью и обоснованностью принятия решений по заявлениям и сообщениям о преступлении, выявлять и пресекать нарушения, проводить анализ и обобщения. На основе сведений первичного учета может формироваться отчет по форме 2-Е «О работе с заявлениями и сообщениями граждан».

Стадию расследования  по уголовному делу информационно сопровождают системы «Учет уголовных дел» и «Надзор за сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей».

В каждой из этих систем содержаться  базы данных: движение по уголовному делу от момента его возбуждения и  до принятия окончательного решения; сведения по обвиняемым – даты задержания и  ареста, квалификация совершенного преступления, сроки следствия и содержания обвиняемых под стражей; результаты расследования по делу и рассмотрения его в суде, причины освобождения из-под стражи и другие процессуальные решения.

К сфере надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, относится действующая автоматизированная система «Учет нераскрытых убийств». Ее информационной основой служит формализованный бланк специального донесения об умышленных убийствах.

В настоящее время все  большую актуальность приобретает  работа по раскрытию убийств, связанных  с безвестным исчезновением граждан. В целях обеспечения конституционных прав граждан, совершенствования прокурорского надзора за разрешением заявлений и сообщений о безвестно пропавших и об обнаружении неопознанных трупов создана справочно-информационная система с условным наименованием «Опознание». В данной системе реализованы такие функции, как ввод информации о безвестно пропавших; неопознанных трупах и больных, не имеющих возможности о себе сообщить; поиск информации по материалам и уголовным делам данной категории; получение аналитических справок и т.д.

Режим поиска позволяет контролировать своевременность и правильность разрешения заявлений и сообщений  о безвестно пропавших гражданах, а также дает возможность определять заявления и сообщения, имеющие  общие признаки, что может свидетельствовать  о едином лице (группе лиц), совершившем преступления. Выходные формы характеризуют эффективность работы с заявлениями, способствую выявлению нарушений при их разрешении.

Информация о работе Перспективы и направления развития информатизации органов прокуратуры