Понятие информационного пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:04, реферат

Краткое описание

Проблема средств электронной коммуникации оказалась в центре внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей в результате тех глобальных изменений, который претерпевает окружающий мир на протяжении последних десятилетий. Большой объем психологических исследований, посвященных влиянию Интернета на мировоззрение подрастающего поколения или роли средств массовой информации в процессе социализации индивида, не позволяет в полной мере раскрыть динамику изменения информационного пространства и выявить социально-философские аспекты этого изменения, а также проследить роль средств электронной коммуникации в данном процессе.

Содержание

Введение.
Понятие информационного пространства.
Свойства информационного пространства и структура.
Субъекты деятельности в информационном пространстве.Роль и функции информационного пространства в современном мире.
Информационное пространство интернета.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 54.94 Кб (Скачать файл)

Информационное пространство социальных систем включает в себя следующие.

1.Единицы информационного  пространства, генерирующие информацию:

-в СМИ – групповые коммуникаторы (редакции СМИ) и ключевые коммуникаторы (коммуникаторы, непосредственно включенные в редакции СМИ, персонифицирующие информацию данного СМИ);

-ньюсмейкеры (англ. Newsmaker – букв. "творец новостей") – лидеры общественного мнения (политики, лидеры экономики, представители культурной элиты и др.);

-эксперты (интерпретаторы) – специалисты, активно и профессионально работающие с информацией, от их комментариев (интерпретации) зависит характер и форма информационных потоков (политологи, экономисты, социологи и др.);

-лидеры мнений – достаточно активные люди, в отличие от вышеперечисленных категорий не завязанные на определенные каналы распространения информации, имеющие совокупную потребность в распространении информации (в малых и средних социальных группах);

-производители специальной информации (театр, кино, реклама во всех ее проявлениях вне СМИ, мода, товары, деньги (в массовых коммуникациях), архитектура и т.п.).

2.Каналы коммуникаций:

-формируемые СМИ и МК (печатные, электронные и иные носители);

-каналы межличностных коммуникаций (межличностное общение);

-специализированные – направленные на узкие группы – профессиональные, элитарные и т.п. (специализированные профессиональные издания, частично – Internet);

-остальные (товарно-денежные каналы).

3.Области – в социальных  системах формируются по определенным  социально-психологическим принципам, включаются в определенную сеть (информационные каналы). Области, включенные  в определенные каналы в данный  момент времени, могут пересекаться; различают также области, не включенные  в канал(ы), но находящиеся под  влиянием контекста, общего ритма  информационных процессов и синхронизирующиеся  через вторичные воздействия.

По отношению к информации области (в социальных системах) делятся на (в том числе в процентном соотношении):

-генераторы информации (суперноваторы) ~ 3%;

-новаторы (быстро воспринимают новое от генераторов) ~ 15%;

-центр (умеренные новаторы/умеренные консерваторы) ~ 30%;

-суперконсерваторы (практически не воспринимают изменений за счет жестких внутренних барьеров на все новое) ~ 15%.

Помимо вышеперечисленных, в информационном пространстве можно выделить особые компоненты, значимые для информационной политики.

К одному из таких компонентов, в частности, относится виртуальная реальность, формируемая в виде виртуальных аналогов реальных объектов и процессов (например, чаты и форумы, электронный банкинг, система электронной торговли, геоинформационные системы, системы электронного документооборота, системы автоматизированного проектирования и моделирования физических процессов и т.п.), которые базируются на соответствующих программно-аппаратных платформах и информационно-телекоммуникационных сетях и системах связи и воспринимаемая человеком (пользователем) как модель-заместитель действительной реальности или же как некая реальность, первичная по отношению к объективной реальности (в случае полного "погружения" человека в ВР).

Хотя человек с момента зарождения цивилизации окружал себя предметами и процессами, не существовавшими ранее в природе, т.е. некой искусственной, рукотворной, реальностью, под современной ВР, как правило, понимают виртуальную модель действительности, базирующуюся прежде всего на информационных технологиях, которые дают возможность:

формировать в киберпространстве вполне адекватную действительной реальности (или произвольно, целенаправленно и злонамеренно измененную) ВР как некую модель мира (объектов, процессов) в любой удобной для восприятия человеческим сознанием форме;

-привязывать к элементам этой модели любые необходимые данные и оперировать ими;

-моделировать результаты воздействия (управления) до их реализации в реальном мире;

-влиять на объективную (действительную) реальность через ее сопряжения с ВР путем передачи информационных сообщений (управляющих воздействий).

При создании глобальной ВР на базе современных информационных технологий происходит интеграция в современное компьютеризированное информационное пространство базовых элементов традиционной виртуальной реальности, в которой исторически сложилось и существовало данное сообщество. То есть речь идет об адекватном переносе в новую сферу жизнедеятельности той искусственной реальности, в которой человек (данное сообщество) и живет изначально как существо символическое, а потому и весь его мир также есть нечто сделанное, искусственное (мир созданных предметов труда и быта, мир мифов, летописей, культуры в целом – мир искусственный, созданный самим человеком, и в этом смысле виртуальный). Причем мир этот вполне реален, по крайней мере, в том смысле, что может замещать собою реальность непосредственного чувственного восприятия.

Использование ВР в какой-либо человеческой деятельности помимо вышеупомянутых преимуществ имеет ряд особенностей, учет которых необходим для избежания (нейтрализации) влияния ряда негативных факторов, связанных с ВР.

Прежде всего, при создании виртуальной модели, следует, с одной стороны, обеспечить необходимую степень соответствия данной ВР действительной реальности, а с другой – избежать перегрузки ВР второстепенными данными (объектами). В любом случае ВР в принципе не может обеспечить полное соответствие действительной реальности, так как ВР имеет искусственное происхождение (она "сделана"), условна, неспонтанна, а потому конечна и исчерпаема. В модели всегда есть предел, положенный либо правилами, либо пространством замысла автора. В современной ВР невозможно выйти за рамки сценария, созданного авторами, так как у любой искусственно созданной ситуации есть предел сотворенности. В последующем этот недостаток будет преодолен только частично, так как плоды деятельности человеческого гения, в отличие от божественного интеллекта или от природы, исчерпываемы.

Используемая в интересах информационного обеспечения субъекта деятельности ВР в силу необходимости иметь наиболее полную картину мира не может быть ограничена только внутрисистемной (например, ведомственной) информационной средой. Она сопрягается, использует и прямо или косвенно включает в себя внешние информационные массивы и потоки. В силу этого управление ВР может осуществляться в том числе извне, что несет в себе угрозу манипуляции.

Специфической разновидностью ВР являются вовлекающие виртуальные реальности целевого субъект-назначения (ВВРЦСН), которые относятся к искусственно созданным ВР. Это такие ВР, целью которых является вовлечение в свою смысловую среду некоторых людей, чтобы затем использовать эту вовлеченность через последующее изменение смысла данной виртуальной реальности со стороны ее создателя и получить из такой ситуации выгоды для него.

Субъект-создатель ВВРЦСН именуется вовлекающим субъектом, субъект-вовлеченный в ВВРЦСН – вовлеченным субъектом.

Назначение ВВРЦСН – создать у определенной части общества устойчивое целостное представление о некоторых событиях, лицах, объектах, фактах, которые можно не только подтвердить на одном уровне референтно, но поддерживать многоуровневое подтверждение целым набором искусственной атрибутивной информации, множеством интенциональных отсылок извне, искусственно созданными релевантными побочными событиями, принудительной референцией к наперед созданным иным объектам и т.д.

ВВРЦСН создаются прежде всего с использованием средств массовой информации и массовой коммуникации, так как вместе с глобальным развитием системы массового информирования произошло изменение представления общества о самой реальности. Реальность (социальная реальность, любая непосредственно недоступная или удаленная содержательная реальность) дается сейчас отдельному индивидууму и обществу в целом не непосредственно, а исключительно через отражение реальности объективной в реальности виртуальной.

ВВРЦСН предназначены для построения целого комплекса соотношений фактов, лиц, событий, которые представляют определенную реальность, поддерживаемую длительное время и на большом пространстве. Тем самым создается смысловое пространство, в которое сознание вовлекается тотально: на уровне атрибутированных объектов и даже микро-идеологий. Виртуальная реальность – устойчивая во времени модель, которая работает в массовом масштабе и поддерживается ее авторами (сознательно или неосознанно) тоже довольно продолжительное время.

Возможности виртуальной реальности, существующей в информационном пространстве, активно используются для создания ВВРЦСН, в результате чего этот вид виртуальной реальности для вовлеченного субъекта выступает как подлинная или подлинно значимая реальность. Будучи практически всецело зависимым от получения информации через каналы массовых коммуникаций, вовлеченный субъект не имеет возможности самостоятельной референции ВВРЦСН на предмет ее достоверности с релевантной областью актуальной реальности. В таком случае субъект знает о целостности некоей виртуальной реальности, но весьма продолжительное время может не догадываться относительно ее искусственного характера и ее назначения.

Изменение (подмена) объективной реальности при создании ВВРЦСН производится с использованием ряда способов так называемого "виртуального утаивания", так как современные технологии манипулирования с информацией делают возможным реализацию следующего принципа: нет ничего явного, что нельзя было бы сделать тайным.

Во-первых, подмена релевантности. Это означает, что берущаяся во внимание среда анализа не является релевантной для данной виртуальной реальности. Сюда относятся все способы подмены или частичного замещения релевантности, подстановки другой (нерелевантной) среды анализа для самого анализа.

Во-вторых, изменение типа референции: то, что было следствием, преподносится как причина и наоборот. Сюда же можно отнести и вообще запрет на референцию: прямое утаивание.

В-третьих, диверсификация: рассредоточение атрибутивного содержания виртуальной реальности по множеству версий. Это самый надежный способ утаивания. При создании необходимого набора версий для их подтверждения используются или искусственно создаются фактические тенденции, после чего эти версии закрепляются в массовом сознании через средства массовой информации. Среди набора версий очень легко спрятать действительную (актуальную) версию. При заблаговременном планировании, нужные факты и тенденции, в равной степени подтверждающие необходимый набор версий, создаются умышленно – т.е. применяется "конструирование" реальности. Диверсификация работает и на релевантном, и на референтном уровне. На релевантном уровне она уничтожает возможность установления первоначальной целостности, насыщая атрибутивное содержание множеством тупиковых отсылок к иным средам анализа, и тем самым затрудняет референцию, делая ее многоступенчатой и неочевидной.

Создание ВВРЦСН невозможно без проведения соответствующей информационной политики, центральное место в которой занимает манипулятивное управление информационными процессами, скоординированное с конструированием объективной реальности.

Субъектом такой информационной политики может быть прежде всего тот, кто контролирует значительный сегмент информационного пространства (очевидно, что чем больший, тем лучше) и имеет ресурсы влияния на объективную реальность на уровне больших социальных групп, общества и государства в целом. Реально такими субъектами могут быть крупные промышленно-финансовые группировки, имеющие под контролем мощные медиа-холдинги, общественно-политические организации и лоббистские группировки в органах власти. При таком раскладе реальных возможностей и ресурсов влияния "равенство" субъектов в информационном пространстве становится не более, чем мифом.

В процессе общественных отношений структура информационного пространства видоизменяется. Помимо совершенствования технических средств в процессе информационно-телекоммуникационной революции, наиболее значимые для информационной политики изменения в информационном пространстве происходят в процессе его профессиональной сегментации.

Профессиональная сегментация информационного пространства представляет собой разновидность структурирования информационного пространства, связанную с профессиональной деятельностью в нем различных сообществ, осуществляющих в нем таковую целиком или частично, в ходе которой определенные его сегменты достаточно условно по определенным, характерным для такой профессиональной деятельности признакам и особенностям облика, содержания, функций и организации взаимной коммуникации, объединяются в формально отличные от других сегментов информационного пространства "зоны".

Массовое создание интегрированных в глобальное информационное пространство таких информационных ресурсов, как WEB-сайты и публикации материалов в режиме "онлайн" (от англ. on-line – "на линии"), порождают ситуацию, когда пользователи не могут извлечь из этого выгоду, так как количество информационных ресурсов, содержание которых им необходимо контролировать, становится слишком большим. Тем самым важная для пользователей информация (в принципе доступная в информационном пространстве) технически не доступна, так как это требует слишком больших затрат времени и/или денег на "обход" нужных ресурсов. В результате наблюдается появление качественно новых изменений в структурировании информационного пространства. Эти изменения заключаются в "профессиональной сегментации" информационного пространства глобальных информационных сетей, прежде всего – Internet. Члены определенного профессионального сообщества используют общий стандарт на представление в режиме онлайн своих ресурсов. Это позволяет им запустить сетевой сервис, который с заданной регулярностью собирает добавления/обновления с частных информационных ресурсов (WEB-сайтов) в единую базу данных. Если в эту систему ресурсов включены все информационные ресурсы профессионального сообщества, то контроль за поступлениями в эту интегральную базу данных заменяет контроль содержания исходного множества ресурсов.

Массовая "профессиональная сегментация" информационных ресурсов в глобальных сетях в принципе дает существенные преимущества. Она возможна прежде всего там, где есть достаточно большие профессиональные сообщества (или группы по интересам), члены которых ведут свою информационную активность в режиме онлайн.

3.Состав, степень влияния и особенности взаимодействия субъектов деятельности в информационном пространстве имеют ряд существенных особенностей и вместе с тем обладают общими базовыми свойствами для субъектов деятельности любой сферы.

Субъекты деятельности в информационном пространстве могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Отнесение рассматриваемых субъектов деятельности в информационном пространстве к одному из этих видов иногда может быть достаточно условным, так как в ряде случаев крупную корпорацию, осуществляющую масштабные информационные проекты (PR, медийная деятельность, бизнес-коммуникация и пр.), несмотря на возможное наличие в ней ряда самостоятельных подразделений, осуществляющих соответствующие виды информационной деятельности, можно рассматривать как индивидуальный субъект, так как чаще всего информационная деятельность таких субъектов подчинена единой логике и цели.

Информация о работе Понятие информационного пространства