Понятие информационного пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:04, реферат

Краткое описание

Проблема средств электронной коммуникации оказалась в центре внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей в результате тех глобальных изменений, который претерпевает окружающий мир на протяжении последних десятилетий. Большой объем психологических исследований, посвященных влиянию Интернета на мировоззрение подрастающего поколения или роли средств массовой информации в процессе социализации индивида, не позволяет в полной мере раскрыть динамику изменения информационного пространства и выявить социально-философские аспекты этого изменения, а также проследить роль средств электронной коммуникации в данном процессе.

Содержание

Введение.
Понятие информационного пространства.
Свойства информационного пространства и структура.
Субъекты деятельности в информационном пространстве.Роль и функции информационного пространства в современном мире.
Информационное пространство интернета.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 54.94 Кб (Скачать файл)

В информационном пространстве групповая принадлежность субъектов деятельности рассматривается в рамках реализации информационной политики с позиций преимущественно субъект-субъектных информационных взаимодействий, а в информационном противоборстве – в качестве объекта психологического (информационно-психологического) воздействия. В большинстве случаев объектом психологического воздействия выступает не один человек, а целые социальные группы людей.

Различные социальные группы в ряде случаев формируются и существуют в таковом качестве только в информационном пространстве. Социальная группа представляет собой относительно устойчивую, складывающуюся в рамках исторически определенного общества совокупность людей, объединенных единством интересов (а также культурных, национальных ценностей и норм поведения), находящихся в более или менее систематическом взаимодействии.

Устойчивость социальных групп в информационном пространстве, несмотря на порой значительную степень территориального удаления членов такой социальной группы друг от друга, обеспечивается прежде всего наличием возможностей поддерживать постоянное взаимодействие, используя глобальные информационно-телекоммуникационные системы.

Интересы, ценности и нормы поведения социальных групп в информационном пространстве могут существенно отличаться от традиционных, так как информационное пространство формирует свои интересы, культурные особенности, ценности и нормы поведения, а традиционные интересы, ценности и нормы при трансфере их в информационное пространство претерпевают зачастую существенные изменения.

Существуют следующие градации социальных групп:

1) по размеру – группы  большие, средние, малые, микрогруппы;

2)по общественному статусу  – формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);

3) по устойчивости взаимосвязей  членов группы друг с другом  – реальные (контактные) и условные (формально выделенные по какому-то признаку);

4) по уровню развития  – диффузные, ассоциации, корпорации, коллективы;

5) по значимости для  членов – референтные (эталонные) и нереферентные.

Для информационного пространства общества характерны некоторые уникальные субъекты и сообщества, не имеющие прямых аналогов в иных пространствах.

К таковым относятся:

-социальное виртуальное сообщество (ВСС);

-онлайновое сообщество;

-сетевой  социум;

-виртуальная коалиция.

Виртуальные социальные сообщества – социальные системы, включающие в себя совокупность различных социальных систем и их отдельных элементов, сегментов информационного пространства, источников интеллектуальных и материальных ресурсов, распределенных по земному шару и объединенных в рамках достижения общей цели единой для всех элементов виртуальной системы идеологией, являющейся наряду с открытыми телекоммуникационными сетями (ОТКС), которые обеспечивают для элементов системы взаимодействие между собой, главным системообразующим фактором.

ОТКС в этом процессе не только являются средством установления отношений между различными субъектами информационной (информационно-психологической) деятельности, объединения их интеллектуального и материально-технического потенциала в единую управляемую структуру, быстрого подбора необходимых сил и средств, их оперативной переброске (концентрации) на основных направлениях деятельности, но и как эффективное средство организации непрерывного процесса управления и координации этой деятельностью в режиме реального времени. В такой форме взаимодействия социальные структуры могут объединяться как временно (для решения конкретного вопроса или группы вопросов), так и на постоянной основе.

ВСС в информационно-психологическом пространстве являются принципиально новой устойчивой формой существования социальных отношений, превосходя сетевые социумы по степени организованности и влиянию. ВСС создаются ее организаторами для достижения определенных целей на территории выбранного ими государства (или группы государств) из элементов социальной структуры этих государств и других субъектов информационно-психологической деятельности.

Онлайновое сообщество представляет собой сообщество субъектов деятельности, основанное на массовом переносе людьми, группами и организациями информационной активности и взаимодействий интерсетях в режиме онлайн. Развитие Internet сопровождается массовым переносом людьми своей информационной активности, а также и информационных взаимодействий друг с другом, из среды, создаваемой традиционными информационно-коммуникационными технологиями в виртуальную среду сети Internet, т.е. в онлайн. Тем самым один из основных результатов социально-экономических приложений Internet-технологий заключается в появлении в обществе большого числа онлайновых сообществ.

Онлайновые сообщества в простейшем случае представляют собой группы людей, общение которых основано на использовании Internet-технологий (WEB-форумы, списки рассылки, чаты и т.п.). В более сложных случаях – дополнительно к виртуальному способу общения люди используют особые методы координации и согласования своей деятельности, которые отличаются как от рыночных, так и от иерархических моделей управления социально-экономическими системами.

Группы людей, которые осуществляют свою социально-экономическую деятельность в последнем режиме, образуют так называемые полнофункциональные онлайновые сообщества. Разновидностью онлайнового сообщества является, например, сетевая экономика в которой участники реализуют преимущественно экономические цели и задачи, осуществляя свои экономические взаимодействия посредством Internet-технологий.

В общем случае онлайновые сообщества существуют и могут возникать не только в экономике, но и применительно к любым другим видам совместной деятельности человека. Переход на новые информационные технологии позволяет повысить эффективность информационных взаимодействий между людьми при их переносе в онлайн. Это создает условия для массового формирования онлайновых сообществ во всех сферах человеческой деятельности.

Сетевой социум – это группа людей, взаимодействие которых протекает преимущественно в глобальных компьютерных сетях. Обязательной характеристикой сетевого социума является осознание своей общности, члены социума связаны общей идеологией, традицией и т.п. Формирование такого качественно нового вида социума, как сетевой социум, началось с развитием онлайновых сообществ.

В реальной жизни любая группа взаимодействует во внешней среде. Уникальность же сетевых сообществ состоит в том, что они действуют при полном отсутствии внешней среды.

Возникновение относительно устойчивых социальных групп в сети обусловлено тем, что достижение индивидуальных целей становится возможным только через создание группы. В большинстве случаев целью является интересное или полезное общение. Так как одному общаться довольно затруднительно, организуется группа. Эти группы не имеют некой внешней по отношению к самой группе цели. Весь смысл существования группы находится внутри ее самой, группа возникает для того, чтобы обслуживать интересы своих членов, и не более того. Как только участники группы "исчерпывают" друг друга, группа распадается. Это не относится к сетевым сообществам, имеющим внешнюю по отношению к группе цель – группам дистанционного обучения, различным коммерческим структурам, осуществляющим деятельность посредством сети и т.п.

Ярким примером сетевого социума является самый "долгоживущий" и самый большой виртуальный социум – ФИДО, в котором детально регламентированная и весьма жесткая система управления и отлаженный механизм обеспечения культурной преемственности обеспечили стабильность существования этого социума.

Виртуальные коалиции – это субъекты геополитической конкуренции, характерные для информационного общества и глобального информационного пространства. Кроме традиционных субъектов геополитической конкуренции, действующих на глобальном и региональном уровне, – государств и различного рода межгосударственных коалиций – в информационном пространстве возникают принципиально новые образования, включающиеся в геополитическую борьбу – "виртуальные" союзы и коалиции, в которые на равных правах могут входить государства, транснациональные корпорации, медиа-холдинги и т.д., масштабы деятельности которых имеют глобальный характер (т.е. охватывают значительные географические территории и/или сегменты информационного пространства), а результаты деятельности могут приводить к последствиям, влияющим на политику государств и их коалиций на международном уровне. При этом обладание государственным суверенитетом, собственной территорией и населением вовсе не является обязательным условием участия субъекта в геополитической конкуренции, что существенно отличает информационное общество от индустриального.

Относительная простота условий, при которых в информационном пространстве происходит объединение субъектов геополитической конкуренции в виртуальные коалиции, объясняется как высокой интенсивностью зарождения и развития информационных и информационно-психологических процессов, так и высокой способностью виртуальной коалиции, состоящей из любого количества разнородных субъектов геополитической конкуренции, приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней геополитической ситуации, маневрировать силами и средствами, быстро восстанавливать свой потенциал после временных неудач и подбирать для каждого из субъектов подходящие формы совместного участия в геополитической борьбе в соответствии с ее быстро и малопредсказуемо изменяющимися условиями в современном динамичном мире.

Непосредственно к субъектам деятельности в информационном пространстве общества, реализующим государственную информационную политику, относятся:

-органы государственной власти и управления;

-средства массовой информации и массовой коммуникации (СМИ и МК).

Органы государственной власти и управления в процессе построения информационного общества и развития информационной инфраструктуры формируют такой субъект деятельности в информационном пространстве общества, как "электронное правительство" (англ. – e-government).

Данный термин появился благодаря тому, что правительственные институты наряду с другими общественными институтами и механизмами в процессе стремительного развития информационных технологий стали обретать свой новый образ, действующую проекцию в виртуальной информационной среде, основанной на глобальных информационно-телекоммуникационных сетях, таких, как Internet. В Окинавской хартии глобального информационного общества, в частности, говорится: "Информационно-телекоммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества".

В целом информационные технологии для госаппарата – это такая обширная область, что она распадается на многие компоненты, и электронное правительство – только одна относительно небольшая область использования информационных технологий в этой сфере.

В США под электронным правительством понимают государственные компьютерные системы, предназначенные для взаимодействия с населением страны (гражданами США, а также иностранцами, например туристами) и структурами, не входящими в правительство. Такими структурами могут быть бизнес, общественные организации, региональные и муниципальные органы власти и др.

Вместе с тем однозначного определения понятия электронного правительства не существует. В общем случае под данным термином понимается не только сетевая инфраструктура исполнительной власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления, т.е. "электронное государство", "электронный государственный аппарат".

Основой электронного правительства является государственная сетевая информационная инфраструктура как информационно-телекоммуникационная система, обеспечивающая оптимальное с точки зрения общества функционирование всех ветвей и уровней государственной власти и управления.

В этом случае под "электронным правительством" понимается сетевая информационно-телекоммуникационная инфраструктура, поддерживающая процесс выполнения органами исполнительной власти своих функций в обществе.

Под "электронным правительством" в США понимают государственные компьютерные системы, предназначенные для взаимодействия с населением страны (гражданами страны, а также иностранцами, например, туристами) и структурами, не входящими в правительство. Такими структурами могут быть бизнес, общественные организации, региональные и муниципальные органы власти и др.

Все системы, работающие внутри правительства, – часть правительственных информационных систем, но не все они входят в состав электронного правительства. Например, использование вычислительной техники внутри государственных организаций для решения внешних задач не относят к электронному правительству.

Типичный пример систем электронного правительства – это представление в Internet информации о работе государственных структур или оплата налогов.

На базе развития современных методов информационного обмена между органами государственной власти и обществом создаются принципиально новые возможности для обеспечения информационной открытости и гласности принятия решений, для повышения уровня доверия и взаимодействия между обществом и органами государственной власти.

К средствам массовой информации и массовой коммуникации относятся информационные агентства, периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации (например, Internet-издания). СМИ и МК образуют систему средств массового информирования, осуществляющих распространение массовой социально значимой информации, объектом воздействия для которой выступает массовое сознание.

Сам термин "СМИ и МК" трансформировался из термина СМИ (средства массовой информации) благодаря интенсивному развитию информационно-телекоммуникационных систем, распространению интерактивного способа коммуникации между средствами массового информирования и пользователями массовой информации и вовлечению в систему массового информирования новых субъектов коммуникации.

Информация о работе Понятие информационного пространства