Понятие информационной системы (ИС): основные термины и определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 09:43, доклад

Краткое описание

Все объекты представляют собой так называемую систему. Их поведение, характеристики рассматриваются в системном объекте.
Система - это образующая единое целое совокупность материальных и нематериальных объектов, объединенных некоторыми общими признаками, назначениями, свойствами, условиями существования, жизнедеятельности, функционирования и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные понятия ИС.docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Понятие информационной системы (ИС): основные термины и определения.

Все объекты представляют собой так называемую систему. Их поведение, характеристики рассматриваются в системном объекте.

Система - это образующая единое целое совокупность материальных и нематериальных объектов, объединенных некоторыми общими признаками, назначениями, свойствами, условиями существования, жизнедеятельности, функционирования и т.д.

Функционирование системы - процесс переработки входной информации в выходную, носящий последовательный характер во времени.

Подсистема - часть любой системы.

Свойства системы (в т.ч. ИС):

  • сложность - система зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а так же сложности внутренних и внешних связей;
  • делимость - система состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенным признакам и отвечающих конкретным целям и задачам;
  • целостность системы - означает то, что все элементы системы функционируют как единое целое;
  • многообразие элементов системы и различие их природы - свойство связано с функционированием элементов, их спецификой и автономностью;
  • структурность - определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням и иерархиям;
  • адаптивность системы - означает приспосабливаемость системы к условиям конкретной предметной области;
  • интегрируемость - означает возможность взаимодействия системы с вновь подключаемыми компонентами или подсистемами.

Системы значительно отличаются между  собой как по составу, так и  по главным целям. Приведем несколько  систем, состоящих из разных элементов  и направленных на реализацию разных целей (табл.1.1).

Табл.1.1 - Примеры различных систем

Система

Элементы системы

Главная цель системы

Фирма

Люди, оборудование, материалы, здания и др.

Производство товаров

Компьютер

Электронные и электромеханические  элементы, линии связи и др.

Обработка данных

Телекоммуникационная система

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое  программное обеспечение и др.

Передача информации

Информационная система

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство профессиональной информации


Информационная система - это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений.

Свойства информационных систем:

  • любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем;
  • при построении ИС необходимо использовать системный подход;
  • ИС является динамичной и развивающейся системой;
  • ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств, реализованную на базе современных технологий;
  • выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производятся автоматическое выполнение рутинных операций;
  • участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.

Процессы в информационной системе:

  • ввод информации из внешних и внутренних источников;
  • обработка входящей информации;
  • хранение информации для последующего ее использования;
  • вывод информации в удобном для пользователя виде;
  • обратная связь, т.е. представление информации, переработанной в данной организации, для корректировки входящей информации.

С учетом сферы применения выделяют: технические ИС, экономические ИС, ИС в гуманитарных областях и т.д.

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.

В зависимости от сферы применения ЭИС классифицируются:

  • ИС фондового рынка;
  • страховые ИС;
  • статистические ИС;
  • ИС в налоговой сфере;
  • ИС в таможенной деятельности;
  • финансовые ИС;
  • банковские ИС (БИС);
  • ИС промышленных предприятий и организаций (в этот контур входят бухгалтерские ИС - БуИС).

Этапы развития информационных систем.

Первые ИС появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены  для обработки счетов и расчета  зарплаты, а реализовывались на электромеханических  бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-е гг. знаменуются изменением  отношения к ИС. Информация, полученная  из них, стала применяться для  периодической отчетности по  многим параметрам. Для этого  организациям требовалось компьютерное  оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество  функций, а не только обрабатывать  счета и считать з/пл.

В 70-х - начале 80-х ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего  и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 80-х гг. концепция использования  ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации  любого профиля. ИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в  своей деятельности, создавать новые  товары и услуги, находить новые  рынки сбыта, обеспечивать себе достойных  партнеров, организовывать выпуск продукции  по низкой цене и многое другое.

Соотношение между ИС и  ИТ.

Информационная технология - процесс различных операций и действий над данными. Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий.

Информационная система - среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технологические и программные средства и т.д.

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, чем  информационная система. Реализация функций  информационной системы невозможна без знаний ориентированной на нее  информационной технологии. Информационная технология может существовать и  вне сферы информационной системы.

 

Состав и структура  ИС. Характеристика функциональных подсистем  ИС

Структура - фиксированное упорядоченное множество объектов и их связей (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3. - Структура ЭИС

Функциональная подсистема - подсистема, реализующая одну или несколько взаимосвязанных функций.

Обеспечивающая подсистема - среда, в которой используются средства для преобразования информации независимо от сферы применения.

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные задачи, цели и функции.

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, определяющими функциональный признак классификации ИС, являются:

  • производственная деятельность связанна с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств;
  • кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам;
  • финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности;
  • маркетинговая деятельность:

- анализ рынка, анализ продаж;

- организация рекламной компании  по продвижению продукции;

- рациональная организация материально-технического  снабжения.

Указанные направления деятельности и определяют типовой набор функциональных подсистем ИС:

  • производственная подсистема;
  • кадровая подсистема;
  • подсистема финансов и учета;
  • маркетинговая подсистема;
  • прочие вспомогательные подсистемы, выполняющие функциональные задачи в зависимости от специфики деятельности фирмы (подсистема руководства фирмы).

 

Характеристика  обеспечивающих подсистем ИС

1. Программное обеспечение (ПО) - совокупность программ, реализующих функции и задачи ИС и обеспечивающих работу компьютерных технических средств; инструктивно-методические материалы по применению средств ПО; а также персонал, занимающийся разработкой и сопровождением ПО на весь период жизненного цикла ИС.

ПО делится на:

  • общесистемное;
  • прикладное.

Общесистемное ПО классифицируется:

  • ОС (операционная система);
  • тестовые и диагностические программы;
  • антивирусные программы;
  • командно-файловые процессоры (оболочки).

Операционные системы являются основными программными комплексами, выполняющими следующие основные функции:

  • тестирование работоспособности вычислительной системы и ее настройка при первоначальном включении;
  • обеспечение аппаратного, программного и пользовательского интерфейсов.

Прикладное ПО классифицируется:

  • системы подготовки текстовых документов;
  • СУБД;
  • системы обработки финансово-экономической информации;
  • личные ИС;
  • система подготовки;
  • системы управления проектами;
  • экспертные системы (ЭС) и информационные системы поддержки принятия решения;
  • системы индивидуального проектирования и совершенствования управления.

2. Техническое обеспечение (ТО) - это комплекс технических средств, обеспечивающих работу ИС; методические и руководящие материалы, техническая документация; обслуживающий эти технические средства персонал.

В составе комплекса технических средств обеспечения ИТ выделяют:

  • средства компьютерной техники;
  • средства коммуникационной техники;
  • средства организационной техники.

Средства компьютерной техники - составляют базис всего комплекса технических средств ИТ и  предназначены для обработки и преобразования различных видов информации, используемой в экономической деятельности.

  • ПК - вычислительные системы, все ресурсы которых полностью направлены на обеспечение деятельности одного работника (ПК IBM PС и совместимые с ними компьютеры Macintosh фирмы Apple).
  • Корпоративные компьютеры (main frame) - вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность многих работников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы информационной деятельности при использовании одних и тех же информационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы. Область применения: реализация ИТ в крупных финансовых и производственных организациях, создание ИС, обслуживающих большое число пользователей в рамках одной функции (биржевые и банковские системы, бронирование и продажа билетов и т.д.).
  • Суперкомпьютеры - это вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов (военная, космическая области деятельности, фундаментальные научные исследования, глобальный прогноз погоды).

Информация о работе Понятие информационной системы (ИС): основные термины и определения