Понятие информационной системы (ИС): основные термины и определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 09:43, доклад

Краткое описание

Все объекты представляют собой так называемую систему. Их поведение, характеристики рассматриваются в системном объекте.
Система - это образующая единое целое совокупность материальных и нематериальных объектов, объединенных некоторыми общими признаками, назначениями, свойствами, условиями существования, жизнедеятельности, функционирования и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные понятия ИС.docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Средства коммуникационной техники обеспечивают одну из основных функций управленческой деятельности - передачу информации в рамках системы управления и обмен данными с внешней средой, предполагают использование разнообразных методов и технологий, в т.ч. и с применением компьютерной техники.

К средствам коммуникационной техники  относятся:

  • средства и система стационарной и мобильной телефонной связи;
  • средства и системы телеграфной связи;
  • средства и системы факсимильной передачи информации и модемной связи;
  • средства и системы кабельной и радиосвязи, включая оптико-волоконную и спутниковую связи (вычислительные сети).

Средства оргтехники - предназначены для автоматизации и механизации управленческой  деятельности.

Всю совокупность оргтехники можно  представить в виде следующих  групп:

  • носители информации;
  • средства изготовления текстовых и табличных документов;
  • средства репрографии и оперативной полиграфии;
  • средства обработки документов;
  • средства хранения, поиска и транспортировки документов;
  • банковская оргтехника;
  • малая оргтехника;
  • офисная мебель и оборудование;
  • прочая оргтехника.

3. Математическое обеспечение (МО) - совокупность математических методов и моделей, алгоритмов обработки информации, используемых для решения экономических задач и в процессе проектирования информационных систем; техническая документация (описание задач, заданий по алгоритмизации экономико-математической модели, задач и конкретных примеров их решения); персонал (специалисты по вычислительным методам, проектировщики ИС, постановщики задач управления и т.д.).

4. Организационное обеспечение (ОО) - комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала ИС в условиях функционирования ИС (взаимодействие работников управленческих служб и персонала ИС с техническими средствами и между собой). ОО реализовывается в методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации ИС.

5. Правовое обеспечение (ПрО) - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования (обработки) и использования экономической информации (законы, указы, постановления госорганов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств и местных органов власти).

6. Эргономическое обеспечение (ЭО) - это совокупность методов и средств, используемых на различных этапах разработки и функционирования ИС, предназначенная для создания оптимальных условий высокоэффективной деятельности человека (персонала) в ИС для ее быстрого освоения. К ЭО относятся: комплекс различной документации, содержащие эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также способы реализации этих требований и осуществление эргономической экспертизы уровня их реализации.

7. Лингвистическое обеспечение (ЛО) - совокупность языковых средств:

  • языки управления и манипулирования данными (язык СУБД);
  • система терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования ИС;
  • информационные языки для описания структуры информационной базы ИС (документов, показателей, реквизитов) и др.

8. Информационное обеспечение (ИО) - представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИС (информационные потоки). Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

 

Жизненный цикл автоматизированных информационных систем (ЖЦ АИС). Модели ЖЦ АИС

ЖЦИС - это период создания и использования ИС, начиная с момента возникновения потребности в ИС и заканчивая моментом полного ее выхода из эксплуатации.

Стадии жизненного цикла  информационной системы:

1. Предпроектное обследование:

  • сбор материалов для проектирования, при этом выделяют формулирование требований, с изучения объекта автоматизации, даются предварительные выводы предпроектного варианта ИС;
  • анализ материалов и разработка документации, обязательно дается технико экономическое обоснование с техническим заданием на проектирование ИС.

2. Проектирование:

2.1 предварительное проектирование;

  • выбор проектных решений по аспектам разработки ИС;
  • описание реальных компонент ИС;
  • оформление и утверждение технического проекта (ТП).

2.2 детальное проектирование:

  • выбор или разработка математических методов или алгоритмов программ;
  • корректировка структур БД;
  • создание документации на доставку и установку программных продуктов;
  • выбор комплекса технических средств с документацией на ее установку.

2.3 разработка техно-рабочего проекта ИС (ТРП).

2.4 разработка методологии реализации  функций управления с помощью  ИС и описанием регламента  действий аппарата управления.

3. Разработка ИС:

  • получение и установка технических и программных средств;
  • тестирование и доводка программного комплекса;
  • разработка инструкций по эксплуатации программно-технических средств.

4. Ввод ИС в эксплуатацию:

  • ввод технических средств;
  • ввод программных средств;
  • обучение и сертификация персонала;
  • опытная эксплуатация;
  • сдача и подписание актов приемки-сдачи работ.

5. Эксплуатация ИС:

  • повседневная эксплуатация;
  • общее сопровождение всего проекта.

Модели жизненного цикла  информационной системы:

  • каскадная модель - предлагает переход на следующие этапы после полного осуществления работ по предыдущему этапу. Модель демонстрирует классический подход в любых прикладных областях;
  • итерационная модель - поэтапная модель с промежуточным контролем и циклами обратной связи. Преимущество данной модели - поэтапные корректировки, которые обеспечивают меньшую трудоемкость по сравнению с каскадной. Однако время жизни каждого из этапов рассчитывается на весь период разработки;
  • спиральная модель - данная модель делает упор на начальные этапы анализа и проектирования. Эта модель представляет собой итерационный процесс разработки, где каждая итерация (цикл), представляет собой законченный цикл разработки, приводящий к выпуску версии изделия (версии проекта ИС), который совершенствуется от итерации к итерации, чтобы стать значимой информационной системой. При этом каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания информационной системы. Т.о. углубляется и последовательно конкретизируется обоснованный вариант ИС, который и доводится впоследствии до реализации.

 

Основные способы построения ИС:

  • разработка системы "под себя";
  • использование прототипов - вместо полной системы создается прототип, отвечающий основным потребностям пользователей:

- определение основных запросов;

- создание рабочего прототипа;

- использование рабочего прототипа;

- пересмотр и улучшение прототипа;

- работа с окончательной версией  прототипа;

  • использование готовых решений - рекомендуется в максимальной степени использовать стандартные технологии и автоматизации бизнеса;
  • использование услуг сторонней организации для передачи функций управления ИС - организация использует специализированную фирму, которая выполняет управляющие функции по функционированию и развитию ИС компании.

Плюсы:

  • гарантийное качество обслуживания;
  • экономия денежных средств;
  • человеческие ресурсы.

Минусы:

  • не дешево;
  • утечка информации;
  • зависимость;
  • потеря контроля за ИТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие информационной системы (ИС): основные термины и определения