Понятие информационный образовательный ресурс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:08, курс лекций

Краткое описание

Неотъемлемым компонентом обеспечения современной образовательной системы являются информационные ресурсы (далее - ИР). Масштабная информатизация приводит к существенному увеличению как общего числа ИР, так и их разновидностей. В образовании находит применение множество разнообразных ИР, отличающихся как по содержанию, так и по характеру информации, по её знаковой природе и способу представления, объему, структуре и типу носителя, функциональности, исходному целевому назначению и другим атрибутам. Определим описания каких сущностей могут представляться в общедоступных каталогах ИР, предназначенных для распространения в сфере образования.

Содержание

Подходы к трактовке понятия информационный образовательный ресурс
Классификация информационных образовательных ресурсов
Требования, предъявляемые к информационным образовательным ресурсам

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsia_2.docx

— 29.54 Кб (Скачать файл)

Тема  № 2. Понятие информационный образовательный  ресурс

План лекции:

  1. Подходы к трактовке понятия информационный образовательный ресурс
  2. Классификация информационных образовательных ресурсов
  3. Требования,  предъявляемые к информационным образовательным ресурсам

Литература:

  1. Башмаков, И.А. Систематизация ИР для сферы образования [Текст]: Классификация и метаданные / И.А. Башмаков, В.А. Старых.- М.: «Европейский центр по качеству», 2003.- 384 с.
  2. Бордовский, Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе [Текст]: Научно-методические материалы /Г. А. Бордовский, И. Б. Готская, С. П. Ильина, В. И. Снегурова — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.-312 с.
  3. Булычев, В.А. Цифровые образовательные ресурсы: тенденции развития и перспективы использования [Текст]/ В.А. Булычев // Вестник Калужского университета.-2006.-№1.-С.41-48
  4. Волков, П.Д. Информационные ресурсы глобальной информационно – образовательной среды [Электронный ресурс] / П.Д. Волков.- Режим доступа: www.ecsocman.edu.ru/data/417/688/1219/04.pdf
  5. Гаврилов, С.И. Система оценки качества информационно-образовательных ресурсов [Текст] /С.И. Гаврилов, А.И. Гусева // Качество. Инновации. Образование .- 2010.-№5.-С.9-15
  6. Геркушенко, Г.Г. Автоматизированная подготовка электронных образовательных ресурсов [Текст] /Г.Г. Геркушенко // XI Всероссийская научно-методическая конференция “Телематика” 2004 Секция: C. Информатизация общего среднего и профессионального образования Волгоградский государственный технический университет.-Волгоград, 2009.-С. 25-29
  7. Григорьев, С.Г. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий [Текст] /С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова и др.—Томск: Издво Томского университета, 2002.-278с.
  8. Гура, В.В. Система проектирования электронных образовательных ресурсов [Текст] / В.В. Гура, С.Б. Дикарев, М.: Знание.-2003.-125с
  9. Курбеева, И. А. Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий в обучении английскому языку младших школьников [Текст] / И.А. Курбеева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.-2011.-№ 1.-С.180-185

 

1. Прежде чем говорить  об эффективном использовании  информационных образовательных  ресурсов при обучении школьников  необходимо уточнить понятие  «информационные образовательные  ресурсы».

Неотъемлемым компонентом  обеспечения современной образовательной  системы являются информационные ресурсы (далее - ИР). Масштабная информатизация приводит к существенному увеличению как общего числа ИР, так и их разновидностей. В образовании находит применение множество разнообразных ИР, отличающихся как по содержанию, так и по характеру информации, по её знаковой природе и способу представления, объему, структуре и типу носителя, функциональности, исходному целевому назначению и другим атрибутам. Определим описания каких сущностей могут представляться в общедоступных каталогах ИР, предназначенных для распространения в сфере образования.

В законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации»  ИР определены как отдельные документы  и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Важнейшим вопросом любой  науки является типология изучаемых  данной наукой объектов. С момента начала первых работ в области создания программных средств для учебного процесса и до настоящего времени,  в педагогической литературе используются различные понятия для обозначения подобных программ (программных систем): «обучающие программы», «компьютерные обучающие программы», «автоматизированные обучающие системы», «педагогические программные средства», «программные средства учебного назначения», «электронные средства учебного (образовательного) назначения» и т.д.. По отношению к информационным ресурсам образовательного назначения решение вопроса типологии является очень непростым делом, но крайне необходимым, так как отнесение конкретного программного средства к некоторому типу определяет педагогическую целесообразность и сферу его использования в образовательном процессе. [131, c.93]

Следует отметить, что многие исследователи, в том числе и  специалисты государственного научно-исследовательского института информационных образовательных  технологий, четко не разводят понятия, используемые в исследованиях, и  отмечают примеры «... многозначности одного и того же специфического средства обучения, имеющего различные названия в научно-педагогической среде, а  именно: электронный справочник, компьютеризированный справочник, АОС, ПСУН, КОПР и т.д.»  Принять волевое решение об однозначности  использования какого-либо определения вряд ли возможно, поскольку идет научный поиск теоретических основ обучения в новых информационно-образовательных средах, уточняются формулировки, изучаются границы применения понятий и их взаимосвязь с другими определениями и дефинициями. [157, c. 11]

В образовательной сфере  наибольшее распространение получили понятия информационные образовательные  ресурсы, цифровые образовательные  ресурсы (далее - ЦОР), электронные издания  учебного назначения (далее - ЭИУН), электронные  образовательные ресурсы (далее - ЭОР), ознакомимся с этими понятиями  данными различными авторами.  

А.В. Осин под электронными изданиями и ресурсами понимает информационные продукты, для воспроизведения которых нужен компьютер. [213, с. 8]

В рамках педагогической концепции  Н.Б. Москвина рассматривает электронные ресурсы, как средство формирования «нового опыта профессиональной деятельности, личностно-профессиональных проявлений человека, отличных от своих характеристик от ранее существующих». [194, с.11]

С.И. Макаров определяет ЭОР, как «совокупность электронных учебных средств, необходимых и достаточных для обеспечения учебного процесса в пределах методической системы обучения». [177, c.111]

В.В. Гура, С.Б. Дикарев понимают ЭОР, как «часть культурной деятельности, зафиксированной на электронном носителе в виде программы и служащей для удовлетворения информационно-образовательных потребностей субъектов образовательного процесса». [99, c.23]

В своей работе Г.Г.  Геркушенко,  А.М. Дворянкин рассматривают ЭОР, как электронный информационный ресурс, содержащий систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, рассчитанный на учащихся разного возраста и степени обучения, разработанный с содержанием, соответствующим полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин. [66].

Н.С. Мацинина  и М.С. Помелова в своих работах ЭОР называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства – компьютер, проектор, интерактивная доска или панель. ([186],[228])

И.В. Роберт  определяет электронное издание учебного назначения (ЭИУН) или электронное средство учебного назначения (ЭСУН) как учебное средство, реализующее возможности средств ИКТ и ориентированное на выполнение следующих функций: предоставление учебной информации с привлечением средств технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, геоинформационных; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением. [236]

О.В. Штеймар  описывает ЦОР, как совокупность данных в цифровом виде: информационные источники, содержащие графическую, речевую, музыкальную информацию, применимые для использования в учебном процессе и направленные на реализацию целей и задач современного образования. [308]

И.А. Курбеева  понимает под ЦОР цифровой содержательный модуль, отличающийся простотой использования, не требующий специальных навыков программирования. [166]

Е.Ю. Панцева, А.С. Парфенова  в своих исследованиях дают следующее определение для ИОР - это комплексное средство обучения, разработанное на основе Государственного образовательного стандарта, позволяющее осуществить индивидуально-деятельностный подход к процессу целенаправленного формирования профессиональных компетенций в предметной области. ([220, с.127], [ 222, с.31] )

В рамках проекта ИСО ИОР  определяются как - отдельные документы и массивы документов в информационных системах, предназначенные для использования в сфере образования, в т.ч. в системе образовательных порталов.

С.М. Авдеева определяет ИОР как наиболее широкое понятие, охватывающее различные виды информационных ресурсов (в отличие от ресурсов материальных), используемых в образовании. Примерами информационных ресурсов являются: учебник, видеофильм, редактор текста, еженедельная телевизионная передача и т.д.. [5]

А.М. Кондаков соотносит понятия ИОР и ЭОР следующим образом: ИОР можно считать электронными образовательными ресурсами в том случае «...если они отвечают ожиданиям, представлениям, требованиям, целям, нормам, как внутри сферы образования, так и вне её». [149, c.14]

Обобщая результаты проведенного анализа различных трактовок  понятия информационные образовательные  ресурсы, выделим следующие подходы  к определению данной категории:

  1. ИОР, как часть культурной деятельности, зафиксированной на электронном носителе ([99], [93], [232], [257] и др.);
  2. ИОР, как комплексное средство обучения, разработанное на основе государственного образовательного стандарта ([177], [220], [222], [236] и др.);
  3. ИОР, как отдельные документы и массивы документов в информационных системах ([66], [166], [213],[231], [308] и др.);
  4. ИОР, как учебный материал [5], [186], [228];
  5. ИОР, как средство формирования нового опыта профессиональной деятельности [194].

2. Одной из важнейших  черт информационных образовательных  ресурсов является способ организации  его содержания. В настоящее время  существует множество различных  классификаций форм (типов) информационных  образовательных ресурсов, однако, большинством современных исследователей  выделяется четыре основных типа  ИОР по составляющим входящего  контента: лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.

Е.В. Нужнов классифицирует ИОР по следующим направлениям:

  1. По характеру содержания (дисциплины): гуманитарные, естественнонаучные, технические.
  2. По решаемым педагогическим задачам:

• средства теоретической  и технологической подготовки:

  • компьютерные обучающие программы (КОП) – содержащие текстовые, встроенную статическую или запрограммированную динамическую графику;
  • компьютерные учебники (КУ) и учебные пособия;
  • автоматизированные обучающие модули (АОМ) – программы визуальной поддержки процесса изучения наиболее сложных и важных вопросов учебных дисциплин и его контроля;
  • автоматизированные (или компьютерные) обучающие системы (АОС или КОС), представляющие собой развитие и обобщение АОМ – ПС, облегчающие процесс изучения материала целой дисциплины;
  • автоматизированные системы тестового контроля знаний;

• средства практической подготовки;

  • компьютерные задачники;
  • компьютерные тренажеры (КТ) – предназначены для выработки умений и навыков определенной деятельности, а также развития связанных с ней способностей;

• вспомогательные средства (способствующие решению задач теоретической, технологической или практической подготовки, но в самостоятельном  качестве не достаточные для достижения соответствующих целей):

  • компьютерные лабораторные практикумы (КЛП) – программы поддержки визуальной среды выполнения лабораторных работ;
  • демонстраторы динамических процессов (ДДП), эффектов и явлений – ПС, обеспечивающие визуальную поддержку процессов, изменяющихся во времени и по законам, задаваемым посредством ввода необходимых значений некоторой системы параметров;
  • компьютерные энциклопедии (КЭ), компьютерные справочники (КС), атласы, карты, схемы, альбомы, каталоги и перечни изучаемых объектов – ПС, обеспечивающие текстовую и графическую поддержку систематизации, просмотра и анализа характеристик и свойств изучаемых объектов;

3. По широте охвата  учебного материала: интегральные (междисциплинарные), неинтегральные (дисциплинарные).

4. По уровню образования:  для школьного образования, для  начального и среднего профессионального  образования, для высшего профессионального  образования, для профессиональной  подготовки и повышения квалификации  в отраслевых образовательных  системах.

5. По формам представления  информации: мультимедийные, немультимедийные.

6. По характеру модели  изучаемого объекта или процесса:

• использующие математические (программно реализуемые) модели;

• использующие физические модели;

• сопряженные с реальными объектами.

7. По виду пользовательского  интерфейса:

• с традиционным ГИП;

• использующие технологии виртуальной реальности.

8. По реализации интеллектуальных  функций: интеллектуальные, неинтеллектуальные. [208]

И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова разделяют информационные образовательные ресурсы на две группы: динамические ИОР и статические ИОР. Под динамическими ИОР понимаются ресурсы, которые можно изменить, внести коррективы и дополнения и т.п., а статистическими образовательными ресурсами называют ресурсы, которые не подлежат изменению. К ним относятся электронные учебные издания учебного или образовательного назначения, изданные на CD-ROM, в которые уже нельзя внести коррективы, их можно только переделать и издать снова. По технологическому признаку данные авторы разделяют ресурсы на распределенные информационные образовательные ресурсы (ресурсы, распределенные в локальной или глобальной сетях) и локальные информационные образовательные ресурсы (ресурсы, хранящиеся преимущественно на жестких носителях). [131]

Информация о работе Понятие информационный образовательный ресурс