Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:47, реферат
Самое главное в информационной безопасности – это ее правовое обеспечение, что является главной целью моей работы. Для раскрытия поставленной задачи я ставлю перед собой следующие вопросы:
- понятие информационной безопасности;
- особенности правового обеспечения информационной безопасности;
- основные направления правового обеспечения.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Уральская государственная юридическая академия
Институт прокуратуры
Кафедра информационного
права и естественно-научных
по курсу: информационное право
Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации
выполнил:
студент 403 ИП
Варданян А.А.
проверил:
д.ю.н., доцент
Волков Ю.В.
Дата сдачи: Оценка:
г. Екатеринбург, 2007
Оглавление:
Говоря об информационной безопасности, в настоящее время имеют в виду, собственно говоря, безопасность компьютерную. Действительно, информация, находящаяся на электронных носителях играет все большую роль в жизни современного общества. Уязвимость такой информации обусловлена целым рядом факторов: огромные объемы, многоточечность и возможная анонимность доступа, возможность «информационных диверсий». Все это делает задачу обеспечения защищенности информации, размещенной в компьютерной среде, гораздо более сложной проблемой, чем, скажем, сохранение тайны традиционной почтовой переписки.
Если говорить о безопасности информации, сохраняющейся на «традиционных» носителях (бумага, фотоотпечатки и т.п.), то ее сохранность достигается соблюдением мер физической защиты (т.е. защиты от несанкционированного проникновения в зону хранения носителей). Другие аспекты защиты такой информации связаны со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами. Таким образом, понятие «компьютерной» информационной безопасности в целом является более широким по сравнению с информационной безопасностью относительно «традиционных» носителей.
Самое главное в информационной безопасности – это ее правовое обеспечение, что является главной целью моей работы. Для раскрытия поставленной задачи я ставлю перед собой следующие вопросы:
- понятие информационной безопасности;
- особенности правового обеспечения информационной безопасности;
- основные направления правового обеспечения.
Прежде всего, примем понятие информационной безопасности – это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.
Проблема обеспечения безопасности носит комплексный характер, для ее решения необходимо сочетание законодательных, организационных и программно-технических мер. К сожалению, законодательная база еще отстает от потребностей практики. Имеющиеся в России законы и указы носят в основном запретительный характер. В то же время следует учитывать, что в нашей стране доминирует зарубежное аппаратно-программное обеспечение. В условиях ограничений на импорт и отсутствия межгосударственных соглашений о взаимном признании сертификатов, потребители, желающие быть абсолютно законопослушными, оказываются по существу в безвыходном положении – у них нет возможности заказать и получить «под ключ» современную систему, имеющую сертификат безопасности.
Информационная безопасность определена Доктриной как состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
«Информационная сфера определяется как совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений».1 В Доктрине дается несколько иное определение понятия информационной сферы, основанного на расширенном его определении: как бы упоминается состав этой сферы информация, информационная инфраструктура, субъекты информационных правоотношений. Информационные процессы даны в усеченном виде, отсутствуют процессы производства информации (возможно, под производством информации понимается ее формирование). Добавлена также правовая составляющая информационной сферы как система регулирования общественных отношений в информационной сфере.
Информационная сфера
рассматривается как
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления: запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.2
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Система обеспечения информационной безопасности РФ является частью системы обеспечения национальной безопасности страны. Система обеспечения информационной безопасности РФ строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Одним из важных факторов общественного развития второй половины XX века, значение которого будет усиливаться и в XXI веке, является продолжающаяся научно-техническая революция в области вычислительной техники и телекоммуникаций. Ее следствием стали глобализация процессов экономического и политического развития, усиление взаимодействия национальных культур, изменения социальной структуры человеческого общества, которые в совокупности создали предпосылки для перехода некоторых стран мира к новому этапу развития, получившему название «глобальное информационное общество». Основным признаком этого этапа следует считать такое развитие экономики, при котором основная или значительная часть валового продукта производится благодаря наукоемким технологиям, производству информационных продуктов и услуг, интеллектуальному труду граждан.3
Неравномерное экономическое развитие стран мира, различия в степени развития их информационных инфраструктур, в возможностях производить информационные продукты, современные информационные технологии, а также значимость экономических, политических, социальных, оборонных и экологических последствий отставания от передовых стран в этих областях, ставят многие страны перед историческим вызовом.
Необходимость адекватного ответа обусловливает как содержание национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, так и основные направления государственной информационной политики по их реализации.
Сложность данной проблемы существенно
возрастает в связи с тем, что
интенсивное внедрение
Важным направлением обеспечения информационной безопасности является правовое обеспечение. С учетом этого решением секретаря Совета безопасности Российской Федерации от 15 января 1999 года при аппарате Совета безопасности была образована рабочая комиссия по вопросам совершенствования нормативной правовой базы в области обеспечения информационной безопасности, одной из основных задач которой стала разработка основных направлений нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
В основу подготовки предложений по основным направлениям нормативного правового обеспечения информационной безопасности были положены следующие положения.4
1) Информационная безопасность представляет собой состояние защищенности национальных интересов от угроз в информационной сфере, которая представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы возникающих при этом общественных отношений. Она включает в качестве составляющей значительную часть духовной сферы общества и обеспечивает функционирование всех остальных областей общественной жизни: производственной, социальной и общественного управления.
2) Правовое обеспечение информационной безопасности представляет собой совокупность средств правового воздействия на общественные отношения по поводу информации и информационной инфраструктуры, включенных в реализацию национальных интересов в информационной сфере, для защиты этих отношений от угроз внутреннего и внешнего характера. Оно, с одной стороны, является областью права, а с другой – видом обеспечения информационной безопасности. Его сущность заключается в правовом воздействии на поведение субъектов для предупреждения и пресечения проявления угроз национальным интересам в информационной сфере или минимизации последствий проявления угроз.
3) Основным объектом правового обеспечения безопасности являются включенные в реализацию национальных интересов в информационной сфере общественные отношения, которым может быть нанесен вред. Эти интересы являются совокупностью социальных интересов личности, интересов общества и государства, объектами которых выступают информация и информационная инфраструктура и реализация которых гарантирует существование, развитие и безопасность нации. В современном демократическом обществе выделяют четыре основные составляющие национальных интересов: обеспечение правового статуса личности в информационной сфере, создающего условия для ее активного участия в общественной жизни; обеспечение устойчивого и непрерывного информационного взаимодействия государства и общества; включенность в систему международного разделения труда в области производства и использования современных информационных технологий, другой наукоемкой продукции; обеспечение безопасности функционирования информационной инфраструктуры общества.
4) Угрозы представляют собой совокупность условий и факторов, способных нанести вред общественным отношениям, включенным в реализацию национальных интересов в информационной сфере. Угрозы проявляются в форме деятельности, наносящей вред либо объектам национальных интересов в информационной сфере, либо деятельности по реализации этих интересов.
Выделяются следующие области проявления наиболее опасных угроз информационной безопасности:5
- административное управление, связанное с нормативным регулированием органами государственной власти информационной деятельности граждан;
- формирование, получение и распространение информации, связанные с организацией и структурой системы массовой информации, деятельность средств массовой информации на информационном рынке, установление ограничений на доступ к государственным информационным ресурсам, формирование и хранение архивного фонда;
- установление и поддержание ограничений доступа к охраняемой законом информации в целях реализации конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;
- обеспечение доступа к государственным информационным ресурсам, их формированием и поддержанием в актуальном состоянии;
- сохранение национальных духовных ценностей, национальной идентичности в духовной сфере;
- информационное взаимодействие государства и общества и прежде всего деятельность органов государственной власти по распространению в России и за рубежом информации об основных направлениях внешней и внутренней политики, позиции государства по наиболее важным событиям общественной жизни, о планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах их выполнения;
- производство, торговля и внедрение современных информационных технологий, связанные с деятельностью российских организаций на внутреннем и внешнем информационных рынках, с созданием и торговлей конкурентоспособными информационными технологиями, с развитием индустрии информационных услуг;
- использование кадрового потенциала специалистов по современным информационным технологиям, связанное с созданием условий для эффективной деятельности специалистов по современным информационным технологиям, подготавливаемых в российской системе высшего образования, в отечественных организациях и учреждениях, в органах государственной власти и местного самоуправления;
- развитие, использование и обеспечение функционирования российской информационной инфраструктуры, связанные с предотвращением несанкционированного доступа к информационным ресурсам, информационным и телекоммуникационным системам и сетям связи, средствам автоматизации управления производством.
Информация о работе Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации