Предмет и метод экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 15:38, контрольная работа

Краткое описание

1. Намеренное упрощение экономической реальности в ходе экономического анализа представляет собой реализацию ____________ как метода экономической теории.
абстрагирования
моделирования
нормативного подхода
позитивного подхода

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 1.71 Мб (Скачать файл)

 

Тема 16: Конкуренция

1. Реклама новой услуги сотовой связи по предоставлению доступа к сети Internet, основанная на указании стоимости, является примером ______ конкуренции.

внутриотраслевой ценовой

внутриотраслевой неценовой

межотраслевой ценовой

межотраслевой неценовой

Решение:

Если фирма в представлении своего продукта на рынке делает акцент на его стоимости, то следует говорить о ценовой конкуренции, поскольку потенциальный потребитель, принимая решение о покупке, невольно будет сравнивать цены двух похожих товаров. Кроме того, реклама является средством внутриотраслевой конкурентной борьбы. Следовательно, правильным ответом в данном случае будет являться «внутриотраслевая ценовая конкуренция».

2. Автомобили Лада Priora, Лада Kalina, Лада 4х4, Лада Samara находятся между собой в _______ конкуренции.

видовой

функциональной

ценовой

неценовой

Решение:

Видовая конкуренция – соперничество между разновидностями товара, которые, как правило, удовлетворяют одну и ту же потребность и различаются между собой лишь техническими параметрами (например, автомобили, велосипеды, мотоциклы).

3. Примером применения ценового метода конкуренции является …

предоставление рассрочки по оплате товара

повышение надежности, безопасности товара

бесплатное обучение работы на проданном оборудовании

копирование фирменного стиля другой компании в дизайне упаковки

Решение:

Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:

1) ценовой; 2) неценовой.

Ценовой метод конкурентной борьбы означает управление ценами на продукцию, а неценовой осуществляется посредством совершенствования качества продукции, ее сбыта и прочих неценовых характеристик.

Предоставление продавцом рассрочки по оплате товара делает более привлекательными ценовые условия сделки, поэтому относится к примерам применения ценового метода конкурентной борьбы.

4. К методам недобросовестной конкуренции не относят …

повышение экономичности продукции

введение в заблуждение потребителя относительно качества товара

промышленный шпионаж

использование элементов дизайна упаковки товара-конкурента в оформлении собственной продукции

Решение:

Недобросовестная конкуренция представляет собой нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. 
Так в законе РФ «О защите конкуренции» приведен перечень форм недобросовестной конкуренции:

– распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

– введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

– некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

– продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

– получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Повышение экономичности продукции не относится к недобросовестной конкуренции, а является примером неценовой конкуренции.

5. Русская печь, микроволновая печь, газовая плита находятся между собой в ________ конкуренции.

функциональной

неценовой

видовой

продуктовой

Решение:

Функциональная конкуренция возникает при удовлетворении конкретной потребности покупателя разнообразными товарами. В нашем примере одну и ту же потребность – приготовление пищи – можно удовлетворить товарами, имеющими различное функциональное устройство.

6. Производитель стирального порошка, улучшающий экологические характеристики производимой продукции в сравнении с аналогичными продуктами других фирм, использует _______ метод конкурентной борьбы.

неценовой

ценовой

недобросовестный

межотраслевой

Решение:

Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются: 1) ценовые; 2) неценовые.

Суть неценовых методов заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, предпродажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется: 1) высокому качеству товаров (услуг); 2) надежности товаров, их безопасности; 3) экономичности товаров (потребитель анализирует, сколько нужно платить за электроэнергию, воду, энергоносители при использовании товаров); 4) удобству в эксплуатации и обслуживании; 5) большему гарантийному сроку использования товаров; 6) лучшим экологическим характеристикам; 7) высокому качеству предпродажного и послепродажного обслуживания; 8) условию обязательного (часто бесплатного обучения персонала для работы на покупаемом оборудовании); 9) условию принятия в зачет сданного старого оборудования в качестве первого взноса за новый товар; 10) скорости выполнения заказов клиентов при неизменных ценах.

7. Уникальный продукт (отсутствие заменителей) характерен для …

монополии

монополистической конкуренции

олигополии

совершенной конкуренции

Решение:

Монополия – тип рыночной структуры, в которой на рынке представлен  единственный продавец, предоставляющий уникальный продукт, не имеющий товарных заменителей. К другим характерным особенностям монополии относят: наличие множества мелких покупателей, запретительно высокие барьеры входа в отрасль и отсутствие стратегического поведения.

 

Тема 17: Монополия

1. На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста: 
 
Тогда монопольная прибыль при оптимальном объеме производства равна ____ тыс. ден. ед.

400

1000

1600

3200

Решение:

Любая фирма, в том числе монополия, оптимизирует объем производства с позиций максимизации прибыли при равенстве предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Оптимальный объем производства и цена продажи определяются нахождением точки пересечения графиков MR и MC, но цена (P) определяется восстановлением из этой точки перпендикуляра вверх до линии спроса, тождественного в данном случае цене, а объем производства (Q) – опущением из этой точки перпендикуляра вниз до горизонтальной координатной оси.

В данном случае оптимальный для фирмы уровень цены равен 80 ден. ед., поскольку предельный доход и предельные издержки становятся равными при Q = 40 тыс. шт. Средние издержки (АТС) для данного объема составляют 70 ден. ед., тогда величина прибыли может быть рассчитана так:

 тыс. ден. ед.

2. На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста: 
 
Тогда степень ее монопольной власти (коэффициент Лернера) составляет …

0,4615

0,3462

0,2

0,1765

Решение:

Чаще всего для характеристики степени рыночной власти используется коэффициент Лернера, определяемый как отношение превышения цены продукта над предельными издержками его производства и цены фирмы: ,

где P – цена единицы продукции, MC – предельные издержки.

Он изменяется от нуля для совершенной конкуренции до единицы для монополии.  В этом случае оптимальный объем производства (Q) для фирмы составляет 25 тыс. шт., поскольку предельный доход (MR) и предельные издержки (MC) становятся равными (70 ден. ед.) при данном Q. Этот объем продукции будет продаваться по цене 130 ден. ед.  
Таким образом, коэффициент Лернера равен:   .

3. На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста: 
 
Тогда выручка монополиста от продажи оптимального объема производства равна …

1200 тыс. ден. ед.

200 тыс. ден. ед

1350 тыс. ден. ед

600 тыс. ден. ед

Решение:

Любая фирма, в том числе монополия, оптимизирует объем производства с позиций максимизации прибыли при равенстве предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Оптимальный объем производства и цена продажи определяются нахождением точки пересечения графиков MR и MC, но цена (P) определяется восстановлением из этой точки перпендикуляра вверх до линии спроса, тождественного в данном случае цене, а объем производства (Q) – опущением из этой точки перпендикуляра вниз до горизонтальной координатной оси. 
В данном случае оптимальный для фирмы уровень цены равен 60 ден. ед., поскольку предельный доход и предельные издержки становятся равными при Q = 20 тыс. шт. Величина выручки определяется следующим образом:

 тыс. ден. ед.

4. На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста: 
 
Тогда монопольная цена при оптимальном объеме производства равна …

60

90

45

30

Решение:

Любая фирма, в том числе монополия, оптимизирует объем производства с позиций максимизации прибыли при равенстве предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Оптимальный объем производства и цена продажи определяются нахождением точки пересечения графиков MR и MC, но цена (P) определяется восстановлением из этой точки перпендикуляра вверх до линии спроса, тождественного в данном случае цене, а объем производства (Q) – опущением из этой точки перпендикуляра вниз до горизонтальной координатной оси. 
В данном случае оптимальный для фирмы уровень цены равен 60 ден. ед., поскольку предельный доход и предельные издержки становятся равными при Q = 20 тыс. шт.

5. На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста: 
 
Тогда монопольная прибыль при оптимальном объеме производства равна ____ тыс. ден. ед.

1125

700

3250

1500

Решение:

Любая фирма, в том числе монополия, оптимизирует объем производства с позиций максимизации прибыли при равенстве предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Оптимальный объем производства и цена продажи определяются нахождением точки пересечения графиков MR и MC, но цена (P) определяется восстановлением из этой точки перпендикуляра вверх до линии спроса, тождественного в данном случае цене, а объем производства (Q) – опущением из этой точки перпендикуляра вниз до горизонтальной координатной оси. 
В данном случае оптимальный для фирмы уровень цены равен 130 ден. ед., поскольку предельный доход и предельные издержки становятся равными при Q = 25 тыс. шт. Средние издержки (АТС) для данного объема составляют 85 ден. ед., тогда величина прибыли может быть рассчитана так: 
 тыс. ден. ед.

6. На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста: 
 
Тогда степень ее монопольной власти (коэффициент Лернера) составляет …

0,5385

1,1667

0,0833

2

Решение:

Чаще всего для характеристики степени рыночной власти используется коэффициент Лернера, определяемый как отношение превышения цены продукта над предельными издержками его производства и цены фирмы: ,

где P – цена единицы продукции, MC – предельные издержки.

Он изменяется от нуля для совершенной конкуренции до единицы для монополии.  В этом случае оптимальный объем производства (Q) для фирмы составляет 35 тыс. шт., поскольку предельный доход (MR) и предельные издержки (MC) становятся равными (60 ден. ед.) при данном Q. Этот объем продукции будет продаваться по цене 130 ден. ед. 
Таким образом, коэффициент Лернера равен:

.

7. На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста: 
 
Тогда монопольная прибыль при оптимальном объеме производства равна ____ тыс. ден. ед.

875

1375

200

1000

Решение:

Любая фирма, в том числе монополия, оптимизирует объем производства с позиций максимизации прибыли при равенстве предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Оптимальный объем производства и цена продажи определяются нахождением точки пересечения графиков MR и MC, но цена (P) определяется восстановлением из этой точки перпендикуляра вверх до линии спроса, тождественного в данном случае цене, а объем производства (Q) – опущением из этой точки перпендикуляра вниз до горизонтальной координатной оси. 
В данном случае оптимальный для фирмы уровень цены равен 145 ден. ед., поскольку предельный доход и предельные издержки становятся равными при Q = 25 тыс. шт. Средние издержки (АТС) для данного объема составляют 110 ден. ед., тогда величина прибыли может быть рассчитана так: 
 тыс. ден. ед.

 

Тема 18: Несовершенная конкуренция

1. К чистой олигополии относят …

рынок сырой нефти

рынок стали

автомобильный рынок

рынок бытовой техники

Решение:

Олигополия – тип рынка, где осознающие свою взаимозависимость фирмы тесно взаимодействуют друг с другом, принимая решения с учетом реакции конкурентов. Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным – чистая олигополия (рынок стали, сырой нефти), так и дифференцированным продуктом – дифференцированная олигополия (рынок автотранспортной и бытовой техники).

Информация о работе Предмет и метод экономической теории