Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:38, реферат
В рамках направления "Представление знаний" решаются задачи, связанные с формализацией и представлением знаний в памяти интеллектуальной системы (ИС). Для этого разрабатываются специальные модели представления знаний и языки для описания знаний, выделяются различные типы знаний. Изучаются источники, из которых ИС может черпать знания, и создаются процедуры и приемы, с помощью которых возможно приобретение знаний для ИС.
Введение 3
1. Данные и знания 4
2. Особенности знаний. Переход от Базы Данных к Базе Знаний 5
3. Формальные и неформальные модели представления знаний 7
4. Системы приобретения знаний от экспертов 11
5. Формализация качественных знаний 14
Заключение 17
Список использованных источников 18
В модели имеются метапроцедуры и метаправила, которые проверяют корректность модели, используют формальные свойства отношений для пополнения модели и генерируют правила.
Сформулируем основные этапы реализации системы приобретения знаний.
5. Формализация качественных знаний
При формализации качественных знаний
может быть использована теория нечетких
множеств, особенно те ее аспекты, которые
связаны с лингенетической
Лингвистическая неопределенность в
системах представления знаний задается
с помощью лингвистических
Одним из основных понятий, используемых в лингвистических моделях, является понятие лингвистической переменной. Значениями лингвистических переменных являются не числа, а слова или предложения некоторого искусственного либо естественного языка. Например, числовая переменная "возраст" принимает дискретные значения между нулем и сотней, а целое число является значением переменной. Лингвистическая переменная "возраст" может принимать значения: молодой, старый, довольно старый, очень молодой и т. д. Эти термы-лингвистические значения переменной. На это множество (как и на числа) также налагаются ограничения. Множество допустимых значений лингвистической переменной называется терм-множеством.
При вводе в ЭВМ информации о лингвистических переменных и терм-множестве ее необходимо представить в форме, пригодной для работы на ЭВМ. Лингвистическая переменная задается набором из пяти компонентов: <Л, Т(А), U, <7, Af>, где Л-имя лингвистической переменной; Г (Л)-ее терм-множество;
^ U- область, на которой
На рис. 1 показаны все компоненты, определяющие лингвистическую переменную <возраста>. В качестве терм-множества использовано множество, состоящее из трех значений: очень молодой (Ом), пожилой (п) и старый (с), задаваемых функциями принадлежности на области V, которую называют носителем лингвистических значений. В примере область V-года жизни от 0 до 150 лет, В качестве семантических правил выступают отображения, задаваемые функциями принадлежности 0<Цд(")<1 к нечетким множествам Лои" Хи, Хе. Как видно из рис. 1, человек, возраст которого равен 60 годам, принадлежит к Хоы со значением 0 (т. в, человек в 60 лет не является очень молодым), к Ха со значением 0.8 и к Хс со значением 0.4.
Рисунок 1 Компоненты описывающие переменную возраста
Для перехода от качественных описаний к формализованным необходимо построить отображения, входящие в М, т. е. построить функции принадлежности.
При получении от экспертов информации о виде функций принадлежности необходимо учитывать характер измерений (первичные и производные измерения) и тип шкалы, на которую проецируются измерения и на которой будут определяться функции принадлежности. На этой шкале задается вид допустимых операторов и операций, т. е. некоторая алгебра для функций принадлежности. Кроме того, следует различать характеристики, которые можно измерять непосредственно и характеристики, которые являются качественными и требуют попарного сравнения объектов, обладающих этими характеристиками" чтобы определить их отношение к исследуемому понятию.
Можно выделить две группы методов построения функций принадлежности: прямые и косвенные. В прямых методах эксперт непосредственно задает правила определения значений функции принадлежности lia(u). Эти значения согласуются с его предпочтениями на множестве объектов следующим образом: для любых Ki, и 2 s U имеет место Ио(УО<Ио(и2) тогда и только тогда, когда йд предпочтительнее и, т. е, в большей степени определяется понятием а; для любых уь u^eU имеет место Ца(1)=Ца(2) тогда и только тогда, когда Нч и и не различаются по отношению к понятию а. К прямым методам относится непосредственное задание функции принадлежности таблицей, формулой или примером.
В косвенных методах значения функции принадлежности выбираются таким образом, чтобы удовлетворялись заранее сформулированные условия. Экспертная информация является только исходной для дальнейшей обработки. Дополнительные условия могут налагаться как на вид получаемой информации, так и на процедуру обработки. Примерами дополнительных условий могут служить следующие: функция принадлежности должна отражать близость к заранее выделенному эталону, объекты множества являются точками в параметрическом пространстве; результатом процедуры обработки должна быть функция принадлежности, удовлетворяющая условиям интервальной шкалы; при попарном сравнении объектов, если один объект оценивается в k раз сильнее, чем другой то второй объект оценивается в \/k раз сильнее, чем первый объект и т. д.
Как правило, прямые методы используются для описания понятий, которые характеризуются измеримыми признаками (высотой, ростом, массой, объемом).
В этом случае удобно непосредственное задание функции принадлежности. К прямым методам можно отнести методы, основанные на вероятностной трактовке функций принадлежности: а(и)==Р(а/и), т, е. вероятность того, что объект ueU будет принадлежать к множеству, которое характеризует понятием Так как люди часто искажают оценки, например сдвигают их в направлении концов оценочной шкалы [Thole et al., 1979]. то прямые измерения, основанные на непосредственном определении значений функции принадлежности, могут быть использованы только в том случае, когда такие искажения незначительны или маловероятны. Косвенные методы более трудоемки, чем прямые, но обладают стойкостью к искажениям в ответе. Результатом применения косвенных методов является интервальная шкала. В выдвигается для косвенных методов "условие безоговорочного экстремума": при определении степени принадлежности множество исследуемых объектов должно содержать по крайней мере два объекта, численные представления которых на интервале [0. 1] - О и 1 соответственно.
Функции принадлежности могут отражать мнение как некоторой группы экспертов, так и одного уникального эксперта. Комбинируя возможные два метода построения функций принадлежности с двумя типами экспертов (коллективным и уникальным), можно получить четыре типа экспертизы
Заключение
Параллельно с развитием структуры ЭВМ происходило развитие информационных структур для представления данных. Появились способы описания данных в виде векторов и матриц, возникли списочные структуры, иерархические структуры. В настоящее время в языках программирования высокого уровня используются абстрактные типы данных, структура которых задается программистом.
В ЭВМ знания так же, как и данные, отображаются в знаковой форме - в виде формул, текста, файлов, информационных массивов и т.п. Поэтому можно сказать, что знания - это особым образом организованные данные. Но это было бы слишком узкое понимание. А между тем, в системах ИИ знания являются основным объектом формирования, обработки и исследования. База знаний, наравне с базой данных, - необходимая составляющая программного комплекса ИИ. Машины, реализующие алгоритмы ИИ, называются машинами, основанными на знаниях, а подраздел теории ИИ, связанный с построением экспертных систем, - инженерией знаний.
Знания обладают следующими свойствами: внутренней интерпретацией, структурированностью, связанностью, семантической метрикой и активностью. Перечисленные пять особенностей информационных единиц определяют ту грань, за которой данные превращаются в знания, а базы данных перерастают в базы знаний (БЗ). В настоящее время не существует баз знаний, в которых в полной мере были бы реализованы внутренняя интерпретируемость, структуризация, связность, введена семантическая мера и обеспечена активность знаний.
Существуют два типа методов представления знаний (ПЗ): формальные и неформальные.
Список использованных источников
Информация о работе Представление знаний в интеллектуальных системах