Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 13:25, курсовая работа
Наибольшее распространение в сфере управления экономическими объектами получило программное средство, связанное с накоплением и анализом данных. Процесс проектирования приложений, позволяющих накапливать и использовать данные для решения задач управления, поддерживается системами управления базами данных (СУБД). Для анализа данных удобно использовать средства представленные табличными процессорами. СУБД различаются по целям и масштабности поддержки информационных систем. С помощью СУБД можно решать вопросы создания структуры баз данных, проектирование входных и выходных форм, отчётов, поддерживание целостности базы.
Введение 3
1. Схема и связи модели данных 4
2. Выражение схемы в виде реляционной модели данных 5
3. Доказательство того, что любое из отношений схемы представлено в третьей нормальной форме 6
4. Обоснование схемы интерфейса приложения 6
5. Объяснение назначения и структура формы "Справочник товаров", а также механизм автоматического формирования кода товара и назначение поля со списком 7
6. Объяснение назначения и структура формы "Список клиентов", а также механизм автоматического формирования кода клиента 7
7. Объяснение назначения и структура формы "Заказы" 8
8. Назначение, создание и особенности элемента управления - подчиненная форма 8
9. Использование кнопок в форме заказы 8
10. Типы элементов управления, используемые при постоении форм - связанные и несвязанные поля, поля со списком, кнопки и надписи 9
11. Свойства объектов - группы "макет" и "данные" 10
12. Свойства объектов - группы "события". События "До обновления", "После обновления", "Нажатие кнопки". Примеры 10
13. Назначение и описание формы "Оплата". Способ занесения номера заказа в поле "Номер заказа" 11
14. Назначение и описание формы "Спецификация". Автоматическое занесение цены. Поле с расчетными значениями. 12
15. Понятие запроса. Порядок формирования запроса на примере первого запроса 13
16. Понятие запроса. Порядок формирования запроса на примере второго запроса 14
17. Понятие запроса. Порядок формирования запроса на примере третьего запроса 14
Заключение 15
Список библиографических источников 16
WWW.FEU0608.NAROD.RU
Министерство образования РФ
Санкт-Петербургская
государственная
Факультет экономики и управления
Кафедра информатики и информационных систем
Курсовая работа по дисциплине:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКНОМИКЕ
на тему:
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ»
Выполнили:
студенты IV курса, _ группы
спец. 0608 д/о
Проверил:
Горбачёв В.А.
Санкт-Петербург
200_
Содержание
Введение
Наибольшее распространение в сфере управления экономическими объектами получило программное средство, связанное с накоплением и анализом данных. Процесс проектирования приложений, позволяющих накапливать и использовать данные для решения задач управления, поддерживается системами управления базами данных (СУБД). Для анализа данных удобно использовать средства представленные табличными процессорами. СУБД различаются по целям и масштабности поддержки информационных систем. С помощью СУБД можно решать вопросы создания структуры баз данных, проектирование входных и выходных форм, отчётов, поддерживание целостности базы.
При этом средства, представленные СУБД, позволяют, не прибегая к разработке программы, создавать достаточно широкий класс приложений. В то же время они имеют средства программирования, которые используются, если обычных средств СУБД не достаточно.
Для анализа данных, содержащихся в базе, удобно использовать табличные процессоры, которые обладают мощным аппаратом обработки данных, пакеты статистической обработки, пакеты оптимизации и т.д.
Таким образом базы данных являются совокупностями сведений, используемых при выполнении разнообразных задач для нужд пользователей. Составными частями базы данных являются:
- центральная база данных;
- локальные вычислительные сети, соединённые с центральной базой данных скоростными линиями связи.
Локальные сети и центральная база данных объединены в интерсеть. Таким образом, запросы в базе данных автоматически перенаправляются к любой её части. Технические и программные средства информационных систем обеспечивают защиту от несанкционированного доступа, архивацию и восстановление информации.
Современные серверы оборудованы системами накопителей (например, RAID), позволяющих хранить сотни Гбайт информации. Такие серверы становятся центрами накопления данных в базах. Существует 2 технологии доступа к Центральной Базе Данных (ЦБД):
1) файл-сервер;
2) клиент-сервер.
В соответствие с файл-сервер пользователь формирует запрос, а сервер предоставляет информационные ресурсы в виде доступных пользователю файлов. Компьютер пользователя реализует действия по выборке и обработке данных из этих файлов. Процесс выборки медленный и снижает производительность сети, т.к. процесс происходит с использованием линии связи.
В соответствие с технологией клиент-сервер программная поддержка сети включает: программные средства на рабочих станциях, называемые агентом сервера. Их взаимодействие происходит таким образом: пользователь через агента клиента посылает требование на действия с данными, сервер организует поиск, выборку и обработку данных, клиенту предоставляется результат. Повышается производительность сети.
В общем случае для структуризации информации в БД используется система классификаторов и дескрипторов. Любая информация, поступающая в БД, соотносится с элементами классификатора, чтобы её можно было легко отыскать. Общая модель базы данных выглядит так:
где:
Поиск документов осуществляется по автоматически сформированным элементам справочника и дескрипторам. ЛБД в автоматическом режиме или по инициативе операторов передаёт информацию в ЦБД. При этом небольшие документы передаются полностью, а для больших документов передаётся только заголовок, необходимый для формирования справочника. Передача всего документа осуществляется позднее в период наименьшей загрузки сети. В свою очередь ЦБД рассылает информацию по локальным БД.
Реляционная база данных представляет собой совокупность связанных между собой таблиц (отношений). Каждая таблица обладает структурой, элементами которой являются перечень атрибутов и их типов. Для перечня требований в нашей курсовой работе возможен следующий подход к разработке отношений.
Основным отношением модели будет отношение сведений о заказах. Поскольку в заказ входят данные относящиеся как к заказу в целом так и к спецификации, данные которых связаны как один ко многим, информация заказа будет храниться в двух отношениях со следующей структурой:
ЗАКАЗ
Наименование |
Тип |
Номер заказа |
Целый |
Код клиента |
Целый |
Дата заказа |
Дата |
Дата поставки |
Дата |
Наименование |
Тип |
Номер заказа |
Целый |
Код товара |
Целый |
Цена |
С плав. точкой |
Наценка |
С плав. точкой |
Скидка |
С плав. точкой |
Количество |
С плав. точкой |
Учёт оплаты заказов будет учитываться в следующем отношении:
Номер заказа |
Целый |
Дата оплаты |
Дата |
Сумма оплаты |
С плав. точкой |
В отношении ЗАКАЗ вместо имени клиента ставится его код, т.к. в БД должны храниться дополнительные сведения о клиенте. Для хранения этих сведений необходимо отдельное отношение КЛИЕНТ:
Наименование |
Тип |
Код клиента |
Целый |
Организация |
Текстовый |
Руководитель |
Текстовый |
Адрес |
Текстовый |
Телефон |
Текстовый |
Расчётный счёт |
Текстовый |
Атрибуты отношений определяют примерный перечень реквизитов покупателя. Аналогично и для кода товара необходимо создать отношение, являющееся справочником продукции:
ТОВАР:
Наименование |
Тип |
Код товара |
Целый |
Наименование |
Текстовый |
Ед. измерения |
Текстовый |
Цена |
С плав. точкой |
Во всех отношениях подчёркнуты атрибуты, являющиеся ключами. В целом схема связей между отношениями в этой БД имеет вид:
Клиенты |
Заказы |
Спецификация |
Товар | |||
Код клиента Организация Руководитель Расчётный счёт |
Номер заказа Дата заказа Код клиента Дата доставки |
Номер заказа Код товара Цена Наценка Скидка Количество |
Код товара Наименование Цена |
Оплата |
Номер заказа Дата оплаты Сумма оплаты |
Любое из этих отношений (таблиц) можно представить в третьей нормальной форме. Использование данных занесённых в таблицы неудобно для конечного пользователя проекта. Поэтому в ACCESS добавлен инструмент создания форм, обеспечивающих удобную работу с данными таблицы и с результатами запросов к БД. Но прежде, чем создавать формы, необходимо разработать схему интерфейса.
Схема интерфейса разрабатывается прежде, чем создаются формы. Она нужна для обеспечения простоты доступа к ресурсам сети. Для выполнения этого требования необходимо: наличие программ, информация, простота ввода данных, команд и заданий и т.д. Один из вариантов схемы интерфейса:
Главная форма является одновременно и заставкой приложения, содержащей информацию о приложении и кнопки форм ввода данных, а также расчётных форм, содержащих результаты выполнения запросов.
Схема интерфейса:
Форма «Справочник товаров» должна позволять вводить наименование товара и его цену. Причём на экране должен быть виден не один товар, а список. При вводе нового товара должен формироваться его код, как последовательность натуральных чисел.
Форма имеет следующую структуру: раздел заголовка формы, область данных, примечание. В заголовке и примечании размещаются объекты, содержащие неповторяющиеся данные. Объекты области данных связаны с данными таблицы или запроса и отображают экземпляры данных, содержащихся в них. Такие объекты называются связанными. Каждый объект имеет набор свойств и событий, которые можно посмотреть или изменить.
Для создания кода товара необходимо с помощью правой кнопки мыши вызвать окно свойств, выбрать вкладку «События» и для события «До обновления» выбрать позицию «Процедура обработки события». Далее ввести фрагмент программы. После того, как в режиме просмотра будет видно, что код товара формируется правильно, поле «Код товара» скрывают.
Поле со списком ускоряет ввод данных и устраняет ошибки. Чтобы создать поле со списком необходимо нажать кнопку «Поле с раскрывающимся списком» на панели элементов и выделить его место в форме. Далее в форме можно установить размеры и вид шрифтов, цвет, фон. В поле «Цена» нужно установить формат вывода на экран с двумя знаками после точки.
Форма «Список клиентов» должна позволять вводить имя клиента и его реквизиты. Причём, должен быть виден список клиентов. При вводе нового должен формироваться его код, как последовательность натуральных чисел. Форма должна иметь кнопку закрытия.
Механизм формирования кода клиента такой же, как и при формировании кода товара. Для создания кода клиента необходимо с помощью правой кнопки мыши вызвать окно свойств, выбрать вкладку «События» и для события «До обновления» выбрать позицию «Процедура обработки события». Далее ввести фрагмент программы. После того, как в режиме просмотра будет видно, что код клиента формируется правильно, поле «Код клиента» скрывают.
Объём данных заказах значителен, поэтому форма должна содержать сведения об одном заказе. Эта информация включает данные одной строки таблицы «Заказы» и нескольких строк таблицы «Спецификация», т.е. форма должна состоять из основной и подчинённой. В подчинённую форму должны входить «Наименование товара», «Цена», «Скидка», «Количество», «Сумма», рассчитываемая как:
цена*(1 + наценка – скидка)*количество
При вводе наименования товара в поле «Цена» должна автоматически заноситься цена из справочника товаров. В конце формы необходимо сформировать итоговую сумму заказа. Форма должна иметь кнопку закрытия.
Для создания формы «Заказы» необходимо отдельно создать формы «Заказы», «Спецификация», «Оплата». Особенность формы – при создании нужно выбрать внешний вид – «В один столбец». Создание поля со списком позволит не вводить имя клиента с клавиатуры, а выбирать из списка клиентов.
Форма «Спецификация» создаётся в ленточной форме. Особенности создания формы: расчётное поле «Стоимость», поле с итоговой суммой и автоматическое занесение цены в поле «Цена». Аналогично создаётся и форма «Оплата».