Развитие творческих способностей на уроках информатики у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель: составление сборника заданий по развитию творческих способностей на уроках информатики у младших школьников
Задачи:
изучить и подобрать теоретический и практический материал по способам развития творческих способностей учащихся;
определить структуру сборника;
разработать практические задания;

Содержание

Введение
3
Описательная часть
5
Заключение
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
19
ПРИЛОЖЕНИЕ
21

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР__ОКОНЧАТ.docx

— 66.56 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   

Введение 

3

Описательная часть

5

Заключение

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

19

ПРИЛОЖЕНИЕ

21


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Использование современных  средств информационных технологий в образовательном процессе порождают  новые цели обучения, которые заключаются  не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя  новые возможности для поддержания  и направления развития личности учащегося. Компьютер как средство обучения раскрывает в должной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы. Перед  учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать  так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и  с радостью выполняет поставленную задачу.

Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания и  владение школьниками компьютером  определяет эффективность процесса обучения информатике, сколько готовность и желание детей участвовать  в общении, работать в группах. Основной двигатель изучения предмета – радость  познания, чувство комфорта и положительные  эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять  их. Развитие творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий  и воспитывающий эффект: у детей  формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются творческие интересные работы. Психологи определяют творчество как выход за пределы  уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это – высшая форма активной и самостоятельной  деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие  личности ребенка.

Введение творческих заданий  в урочную и внеурочную деятельность по информатике помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности. Современные дети приходят в школу напичканные различной информацией и уже знакомые с компьютером. Правда, это знакомство на 90% составляет игровой характер. Одна из задач учителя на уроках информатики в части применения информационных технологий – приобщить этих «игроманов» к широчайшему спектру применения компьютера: в образовании, быту, творчестве, эстетическом развитии. Именно создание учащимися творческих учебных работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

Тип исследовательской  работы: проектная

Объект  исследования: методика преподавания информатики

Предмет исследования: учебно-методическое электронное пособие

Цель: составление сборника заданий по развитию творческих способностей на уроках информатики у младших школьников

Задачи:

  • изучить и подобрать теоретический и практический материал по способам развития творческих способностей учащихся;
  • определить структуру сборника;
  • разработать практические задания;
  • структурировать материал;
  • составить сборник заданий, способствующих развитию творческих способностей учащихся начальной школы;
  • апробировать сборник на преддипломной практике;
  • сделать выводы.

При написании выпускной  квалификационной работы были использованы теоретические методы педагогического исследования, с помощью которых было проведено изучение литературы. Данная группа методов использовалась мною на начальном этапе написания выпускной квалификационной работы, суть этих методов сводится к накоплению необходимого фактического материала и методов обработки данных: обобщение, выводы, качественный и количественный анализ,  сравнения, сопоставление материала.

Задачей сборника является оказание практической помощи учителю на уроках информатики в начальных классах. Сборник включает в себя задания, классифицируемые с учетом возрастных особенностей учащихся по видам творческих работ и заданий. Все задания сборника нацелены на развитие творческих способностей младших школьников. Творческие задания сборника носят универсальный характер, поэтому не имеют привязки к конкретным темам уроков информатики в начальной школе. Учитель их может использовать на разных темах уроков, видоизменяя и дополняя по своему усмотрению в зависимости от ситуации.

 

 

 

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

 

Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и  программных средств, но и с особенностями  предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технического прогресса. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств  вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки  и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в  последние годы на наших глазах произошла  компьютерная революция, затронувшая  все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Дело идёт к тому, что всего  через 5-7 лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.

Наше  время – это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные  решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и  тех же действий убивает интерес  к обучению. Дети лишаются радости  открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Одна из основных проблем современного образования  низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство школьников проявляют полную неспособность  к решению задач, не имеющих стандартных  алгоритмов решения.

Развитие детей с помощью  работы на компьютерах, как свидетельствует  отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений  современной педагогики. Актуальными  становятся вопросы о формах и  методах обучения детей. Задача современной  школы: разработка и применение специальных  методик, направленных на развитие мышления и творческих способностей обучающихся. Образовательная программа по информатике предусматривает навыки практической работы с компьютером, в учебниках по информационным технологиям излагается в основном информационный материал, в них мало заданий творческого характера. Вследствие этого постоянно встают вопросы: «Чему учить? Как учить? Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства? Как научить ребёнка легко и непринужденно ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?».

В классической системе образования  учебный процесс построен на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Современных школьников не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им уже не интересно записывать за учителем или списывать готовые решения с доски. В настоящее время существуют противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях, в основном, только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека - отдаются воле случая. Другим противоречием является противоречие между требованиями современного общества к знаниям выпускников общеобразовательных школ в области информационных технологий и количеством учебного времени в школьных программах, отведенного на изучение информационных технологий.

Что такое творчество? Энциклопедический словарь предлагает следующее определение: творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В основе понятия творчества лежит понятие «деятельность». Творчество – высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. Понятия «творчество» и «творческая деятельность» близки. Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На  основе этого можно сформулировать основные цели развития творческих способностей учащихся:

  1. приобщить учащихся к творческой работе;
  2. прививать интерес к творчеству, поиску;
  3. развивать навыки созидания, самореализации.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы  любознательны и полны желания  учиться. Задача взрослых – умело  руководить развитием разнообразных  способностей своих воспитанников.

Существуют следующие уровни способностей личности:

  1. репродуктивный;
  2. творческий.

На первом уровне ученик проявляет умения быстро усваивать  знания и овладевать определенной деятельностью, действуя строго по образцу. На втором уровне он уже способен самостоятельно создавать что-либо новое, оригинальное.

Заниматься развитием  школьников необходимо целенаправленно  и систематически. Тренировка и поощрение  творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей творческой деятельности личности. Развивать творческие способности  легче через интересные задания.

Творческие способности  – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие возрасту. Творческие способности основаны на развитии воображения и характеризуют возможность своеобразного, нестандартного решения познавательных задач.

Сегодня творческие способности  определяются как креативность. Творческие способности – это умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления (дивергентное мышление); нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования, предвосхищения; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом. Выделенные компоненты наиболее полно отражают особенности творческой личности. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.

Существует гипотеза, что  развивать творческие способности  необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение  в физиологии. С психологической  точки зрения дошкольное и школьное детство является благоприятным  периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них  есть огромное желание познавать  окружающий мир. И учителя, поощряя  любознательность, сообщая детям  знания, вовлекая их в различные  виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта  и знаний – это необходимая  предпосылка для будущей творческой деятельности. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный и школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько  были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. [11]

Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках информатики у младших школьников