Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:30, контрольная работа
Цель: составление сборника заданий по развитию творческих способностей на уроках информатики у младших школьников
Задачи:
изучить и подобрать теоретический и практический материал по способам развития творческих способностей учащихся;
определить структуру сборника;
разработать практические задания;
Введение
3
Описательная часть
5
Заключение
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
19
ПРИЛОЖЕНИЕ
21
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
Описательная часть |
5 |
Заключение |
18 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
19 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
21 |
ВВЕДЕНИЕ
Использование современных
средств информационных технологий
в образовательном процессе порождают
новые цели обучения, которые заключаются
не только в прямой передаче знаний
и умений, а открывают для учителя
новые возможности для
Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания и владение школьниками компьютером определяет эффективность процесса обучения информатике, сколько готовность и желание детей участвовать в общении, работать в группах. Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их. Развитие творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются творческие интересные работы. Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это – высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.
Введение творческих заданий в урочную и внеурочную деятельность по информатике помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности. Современные дети приходят в школу напичканные различной информацией и уже знакомые с компьютером. Правда, это знакомство на 90% составляет игровой характер. Одна из задач учителя на уроках информатики в части применения информационных технологий – приобщить этих «игроманов» к широчайшему спектру применения компьютера: в образовании, быту, творчестве, эстетическом развитии. Именно создание учащимися творческих учебных работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
Тип исследовательской работы: проектная
Объект исследования: методика преподавания информатики
Предмет исследования: учебно-методическое электронное пособие
Цель: составление сборника заданий по развитию творческих способностей на уроках информатики у младших школьников
Задачи:
При написании выпускной квалификационной работы были использованы теоретические методы педагогического исследования, с помощью которых было проведено изучение литературы. Данная группа методов использовалась мною на начальном этапе написания выпускной квалификационной работы, суть этих методов сводится к накоплению необходимого фактического материала и методов обработки данных: обобщение, выводы, качественный и количественный анализ, сравнения, сопоставление материала.
Задачей сборника является оказание практической помощи учителю на уроках информатики в начальных классах. Сборник включает в себя задания, классифицируемые с учетом возрастных особенностей учащихся по видам творческих работ и заданий. Все задания сборника нацелены на развитие творческих способностей младших школьников. Творческие задания сборника носят универсальный характер, поэтому не имеют привязки к конкретным темам уроков информатики в начальной школе. Учитель их может использовать на разных темах уроков, видоизменяя и дополняя по своему усмотрению в зависимости от ситуации.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Среди
всех дисциплин, изучаемых в школе,
информатика занимает особое место.
Это связано не только с быстрыми
темпами развития технических и
программных средств, но и с особенностями
предмета, которые обусловлены
Наше
время – это время перемен.
В современном мире нужны люди,
способные принимать
Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Задача современной школы: разработка и применение специальных методик, направленных на развитие мышления и творческих способностей обучающихся. Образовательная программа по информатике предусматривает навыки практической работы с компьютером, в учебниках по информационным технологиям излагается в основном информационный материал, в них мало заданий творческого характера. Вследствие этого постоянно встают вопросы: «Чему учить? Как учить? Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства? Как научить ребёнка легко и непринужденно ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?».
В классической системе образования учебный процесс построен на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Современных школьников не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им уже не интересно записывать за учителем или списывать готовые решения с доски. В настоящее время существуют противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях, в основном, только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека - отдаются воле случая. Другим противоречием является противоречие между требованиями современного общества к знаниям выпускников общеобразовательных школ в области информационных технологий и количеством учебного времени в школьных программах, отведенного на изучение информационных технологий.
Что такое творчество?
Энциклопедический словарь
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
На основе этого можно сформулировать основные цели развития творческих способностей учащихся:
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача взрослых – умело руководить развитием разнообразных способностей своих воспитанников.
Существуют следующие уровни способностей личности:
На первом уровне ученик проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, действуя строго по образцу. На втором уровне он уже способен самостоятельно создавать что-либо новое, оригинальное.
Заниматься развитием школьников необходимо целенаправленно и систематически. Тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей творческой деятельности личности. Развивать творческие способности легче через интересные задания.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие возрасту. Творческие способности основаны на развитии воображения и характеризуют возможность своеобразного, нестандартного решения познавательных задач.
Сегодня творческие способности определяются как креативность. Творческие способности – это умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления (дивергентное мышление); нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования, предвосхищения; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом. Выделенные компоненты наиболее полно отражают особенности творческой личности. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.
Существует гипотеза, что
развивать творческие способности
необходимо с самого раннего возраста.
Эта гипотеза находит подтверждение
в физиологии. С психологической
точки зрения дошкольное и школьное
детство является благоприятным
периодом для развития творческих способностей
потому, что в этом возрасте дети
чрезвычайно любознательны, у них
есть огромное желание познавать
окружающий мир. И учителя, поощряя
любознательность, сообщая детям
знания, вовлекая их в различные
виды деятельности, способствуют расширению
детского опыта. А накопление опыта
и знаний – это необходимая
предпосылка для будущей
Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках информатики у младших школьников