Развитие творческих способностей на уроках информатики у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель: составление сборника заданий по развитию творческих способностей на уроках информатики у младших школьников
Задачи:
изучить и подобрать теоретический и практический материал по способам развития творческих способностей учащихся;
определить структуру сборника;
разработать практические задания;

Содержание

Введение
3
Описательная часть
5
Заключение
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
19
ПРИЛОЖЕНИЕ
21

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР__ОКОНЧАТ.docx

— 66.56 Кб (Скачать файл)

Для развития творческих способностей в учебном процессе необходимо создать поле, создавать своеобразные ситуации, способствующие развитию творческих способностей. Детское творчество – это результат потребности ребенка открыть свой внутренний мир, и к нему надо отнестись с уважением.

В обучении информатики на уроках необходимо создавать атмосферу  творческого поиска, помогающую школьнику  как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный  метод, привлекать школьников к самостоятельной  научно-исследовательской деятельности, и, конечно же, активно использовать современные мультимедийные технологии. Сочетание нескольких технологий, применяемых  учителем на уроке, позволяет сделать  каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов  в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся.

Для развития творческих способностей учащихся используются различные формы обучения:

  1. урочная деятельность.

 Необходимо наряду с традиционными формами уроков информатики применять и нетрадиционные формы:

  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • урок-экспедиция;
  • урок-практикум;
  • урок-диалог;
  • урок-игра (конкурс, викторина)
  • урок-исследование;
  • урок-инсценировка;
  • учебная конференция;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа-урок;
  • проблемный урок и т.д.
  1. внеурочная деятельность.

Эта форма работы привлекает из-за нетрадиционных видов деятельности, активной совместной деятельности педагогов  и учащихся, которая увлекает и  одних и других. Это:

  • предметные недели;
  • экскурсионная работа;
  • участие в творческих конкурсах (в т.ч. дистанционных);
  • создание фотоальбома – летописи школьной жизни и т.д.
  1. кружки, факультативы.

Большие возможности для  развития творческих способностей учащихся имеют кружковые, факультативные занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, они способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбирать себе дело по душе, выявлять, ставить и разрешать интересующие проблемы, углубляться в ту или иную тему предмета.

  1. элективные курсы.

Элективные курсы играют ключевую роль в системе профильного  обучения. Основная их задача состоит  в удовлетворении индивидуальных образовательных  интересов, потребностей и склонностей каждого ученика в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

  1. индивидуально-групповая работа.

Большую роль в развитии творческих способностей имеет индивидуальный подход к учащимся. Это обуславливается  не только индивидуальными качествами учащихся, но и наличием компьютера дома или тем количеством часов, которые он проводит на кружке, а  также интересом к информатике. Преподавание информатики для интеллектуально  развитых детей требует разработки специфических программ и методов  обучения, которые должны, с одной  стороны, учитывать их высокую восприимчивость  к обучению, с другой стороны, способствовать развитию творческих способностей детей.

Индивидуально-групповая  работа не так проста, как кажется  на первый взгляд. Нужно определенным образом составить методические пособия, подготовить задания различной  сложности и направленности, а  квалификация преподавателя должна позволять ему «с ходу» ориентироваться  в задаче пользователя, чтобы помочь ему выбрать правильные средства.

С целью развития личности каждого учащегося в учителю своей работе  необходимо применять технологии обучения:  личностно-ориентированную, информационно – коммуникационную, игровую, здоровьесберегающую, метод проектов и д.р.

Творческие задачи в обучении информатике являются средством целенаправленного формирования знаний, умений и навыков, развития творческих способностей, обеспечивают связь теоретических знаний с практикой. Кроме того, творческие задачи представляют собой подлежащие усвоению приемы и способы действий и выступают способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Этот вывод сделан нами на основе анализа и обобщения учебно-методической литературы, учебных пособий и задачников по информатике.

          В настоящее время нет единой общепринятой типологии творческих заданий. Однако имеются попытки их классификации. Первая классификация творческих задач связана с характером продукта решения задачи – естественным или искусственным. Так, Ж. Адамар выделяет два основных класса творческих задач: на открытие и на изобретение. К задачам на открытие относятся такие, в ходе решения которых происходит выявление уже имеющихся в объективном мире явлений или их характеристик, но ранее неизвестных (например, открытие Герцем радиоволн). К задачам на изобретение относится создание таких объектов, которые не существуют в объективной действительности (например, изобретение телеграфа). Автор подчеркивает также, что в ряде случаев трудно установить, является ли данная задача на открытие или на изобретение.

 Применительно к информатике по способу методической организации мы выделяем следующие виды творческих работ учащихся:

  • проект;
  • учебные ролевые игры;
  • проблемная задача или ситуация;
  • задачи информационного моделирования;
  • исследование возможностей какой-либо программной среды;
  • составление кроссворда по теме;
  • составление тестов для контроля знаний по предмету, а также по заказу школы;
  • задания на развитие творческой фантазии и воображения.
  •    изобретение животных, планет;
  •    определение изучаемого понятия, объекта, явления;
  •   сочинение сказок, задач, загадок, стихотворений и современных видов текста;
  • составление кроссвордов, игр, викторин, своих заданий для других учеников, сборников задач;
  • придумывание образа — графического, двигательного, словесного;
  • изготовление моделей, макетов, фотографии, анимации.

Работы принимаются на бумажном или электронном носителе и используются для оформления газет, в проведении внеклассных мероприятий.

Рассмотрим более подробно некоторые творческие работы и задания.

Использование метода проектов является одной из наиболее эффективных технологий современной школы (российской и зарубежной), которая играет немаловажную роль в воспитании учащихся как средствами учебного предмета, так межпредметной и внеклассной деятельности, и позволяет развить творческие способности учащихся в процессе их деятельности по созданию проекта. В основе метода проектов, прежде всего, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно «проектировать и строить» свои знания, умений ориентироваться в расширяющемся современном информационном пространстве, развитие критического мышления, организационной культуры, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, либо групповую), которую школьники выполняют в течение определенного временного интервала. Подобный подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Этапы работы над  проектом: 

  1. Выбор темы и названия проекта.                         
  2. Постановка главного и проблемного вопросов.
  3. Формулирование цели и задач проекта.
  4. Выдвижение первоначальных гипотез.
  5. Составление плана работы над проектом (маршрутного листа).
  6. Распределение обязанностей между участниками проекта.
  7. Поиск и обработка информации по теме проекта.
  8. Проведение опытов, наблюдений, анкетирования, интервью.
  9. Формулирование  выводов.
  10. Подготовка к отчёту о проделанной работе.
  11. Изготовление продукта деятельности.
  12. Защита проекта.
  13. Оценка проделанной работе.
  14. Рефлексия.      

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование  разнообразных методов, средств  обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей, и, обязательно, конечный результат  - выполненный проект. Работа учащихся над проектом приближена к творческому процессу взрослых.

Поэтому процесс обучения проектной деятельности рассматривается  как творчество учащихся в процессе комплексной и многоэтапной практической деятельности, осуществляемой в форме  проектов. Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное – строгое последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие у них способностей к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, своей позиции, взаимодействию и толерантности в процессе решения совместных задач. Воспитательная роль проектной деятельности заключается в том, что в процессе разработки проекта учащиеся приобретают очень важные коммуникативные умения и навыки:

    • умение распределять обязанности в соответствии с возможностями каждого участника проектной группы;
    • учение приходить к общему мнению при возникающей спорной ситуации;
    • умение прийти на помощь тем, кто не справился со своим участком работы;
    • умение брать на себя ответственность при выдвижении на руководящую роль, в соответствии с организаторскими способностями и навыками;
    • умение выделять главные, приоритетные направления в работе и второстепенные; умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения;  
    • умение сочетать личные требования с требованиями группы разработчиков проекта;
    • умение не потерять личные ценностные ориентиры под влиянием группового мнения;
    • умение видеть «дальнюю перспективу» за «частоколом» ближних проблем.

Все вышеуказанное иллюстрирует широкие возможности реализации воспитательного потенциала новых  информационных технологий. Творческая проектная деятельность создает  условия для воспитания личности школьника, раскрытия у молодежи патриотических чувств, осознания личной принадлежности к истории своей  страны, бережного отношения к  ее культурному наследию; расширяет  коммуникативные возможности для  современного молодого человека через  коллективную проектную деятельность.

Использование метода проектов в педагогической деятельности изменяет и роль учителя в образовательно-воспитательной деятельности, он становится не только организатором самостоятельной  работы учащихся, но и их помощником и консультантом при выборе форм творческой деятельности, методов воплощения задуманных идей, тем самым, создавая условия для самореализации каждого  учащегося, работающего над проектом. Новые информационные технологии выступают  здесь в качестве средства для  качественного повышения уровня творческой деятельности.

         Творческая задача – это задача, при решении которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений. При решении таких задач могут потребоваться знания из других различных учебных предметов и т.д. Основным признаком творческого процесса служит отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных.

      Творческие задачи на уроках информатики позволяют:

              - обобщить, повторить и усвоить учебный материал; 
               -  ознакомить учащихся с достижениями в области информационных наук; 
              -  развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес,

                 абстрактное и логическое мышление; 
             -  формировать навыки совместной работы; 
            - устанавливать межпредметные связи.

             Творческие задачи применимы на уроках по различным темам. Однако их использование требует большего времени, дополнительной подготовки учителя и учащихся.. Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные.

Компьютерные  учебные ролевые игры, в отличие от других  видов  игр,  позволяют  ребенку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества. Все это ведет к способности объективно оценивать результаты и  ход  собственной деятельности. Следовательно, эти игры приобретают  огромные  преимущества  по  сравнению  с другими играми. Они открывают путь к осознанию своей деятельности. Компьютерные игровые программы интересны младшим школьникам и обеспечивают обучающий и развивающий эффект, если они созданы по принципу решения игровых задач. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на мир реальный, но и отличающий от него.  Ребенок может управлять предметами, возникающими на экране компьютера, может заставить их измениться, появиться или пропасть, т.е. он чувствует их реальность, как и реальность окружающих его вещей. В то же время он не может взять их в руки, не может их потрогать. Кроме того, компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление о всех похожих ситуациях или предметах.

Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках информатики у младших школьников