Разработка ИС - оценка инновационного потенциала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в закреплении теоретических знаний, полученных при изучении курса «ИС в инвестиционной деятельности», а так же на основе изучения специальной экономической литературы, и оценка значения инновационного потенциала организации на современном этапе развития экономики.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятийный аппарат используемый в работе;
- выявить факторы формирования и развития инновационного потенциала предприятия;
- определить значение инновационной активности в хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Современное состояние проблемы развития инновационного потенциала российских предприятий…………………………………
1.1 Динамика инновационной активности на рубеже ХХ-ХХI-го столетий……………………
1.2. Инновационный потенциал организации………………………………...6
1.3 Методологические основы формирования инновационного потенциала предприятия……………………………………………………………...…….12
Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 6
2.1 Характеристика «Мобстайл» Ошибка! Закладка не определена.
2.2 Анализ инновационного потенциала Ошибка! Закладка не определена.8
Глава 3. Построение модели организации……………………………………..26
Заключение 31
Список использованной литературы: 32

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсач.docx

— 245.64 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования и Науки РБ

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное  Учреждение

Высшего Профессионального Образования 

Восточно-Сибирский  Государственный Университет Технологий и Управления

(ФГБОУ  ВПО ВСГУТУ)

Кафедра «Макроэкономика, экономическая информатика  и статистика»

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

по дисциплине «ИС в инвестиционной деятельности»

на тему:

«Разработка ИС - оценка инновационного потенциала организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Выполнил: 

         студент 529гр.

                                                                                                     Дашиев Г.А

 

Проверила:

Горюнова  Л.А

 

Улан-Удэ

2013

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………..Ошибка! Закладка не определена.

Глава 1. Современное  состояние проблемы развития инновационного потенциала российских предприятий…………………………………..……….Ошибка! Закладка не определена.

1.1 Динамика инновационной  активности на рубеже ХХ-ХХI-го столетий………………………………………………………………………....Ошибка! Закладка не определена.

  1.2. Инновационный потенциал организации………………………………...6

1.3 Методологические основы  формирования инновационного потенциала предприятия……………………………………………………………...…….12

Глава 2.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ Ошибка! Закладка не определена.6

2.1 Характеристика «Мобстайл» Ошибка! Закладка не определена.

2.2 Анализ инновационного потенциала Ошибка! Закладка не определена.8

Глава 3. Построение модели организации……………………………………..26

Заключение 31

Список использованной литературы: 32

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

Мировой опыт показывает, что стабильный экономический  рост, увеличение валового внутреннего  продукта возможно только на инновационной  основе при активном использовании  современных научно-технических  достижений, а так же на способности  к инновационной деятельности и  нововведениям.

 

По  этому поводу ведущий французский  специалист по социологии организаций  М. Крозье отмечает: «В современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям».

 

Особенно  актуальна эта  проблема для нашей  страны. Российские предприятия уже  пришли к пониманию необходимости  осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности  производимых товаров, работ и услуг, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области инноваций и активно  внедрять новейшие методы управления производством, новые технологии, современные материалы и конструкции, машины и оборудование.

 

Разработка, внедрение и реализация инновационной  стратегии является главным элементом развития предприятия. Инновационная стратегия  должна поддерживать и повышать конкурентный статус осуществляемых предприятием работ, оказываемых услуг. Вместе с тем  развитие предприятия  представляет собой не только инновационный  процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его  осуществления, основными из которых, являются факторы внутренней среды, а именно инновационный потенциал  предприятия.

 

При разработке и внедрении на предприятиях инноваций руководители чаще всего  принимают решения в данной области  на основе интуиции и предыдущего  опыта, не придерживаясь определенных методик, не оценивая возможность своих  ресурсов (производственных и кадровых) осуществлять ту или иную инновационную  стратегию. Фактическое отсутствие на предприятиях разработанных  и  применяемых методологических подходов, связанных с формированием инновационной  стратегии, определяет высокую степень  востребованности научно-методических разработок подобного направления.

 

Цель  курсовой работы заключается в закреплении  теоретических знаний, полученных при  изучении курса «ИС в инвестиционной деятельности», а так же на основе изучения специальной экономической литературы, и оценка значения инновационного потенциала организации на современном этапе развития экономики.

 

В соответствии с поставленной целью  необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть понятийный аппарат используемый в работе;

- выявить факторы формирования  и развития инновационного потенциала  предприятия;

- определить значение инновационной  активности в хозяйственной деятельности.

 

 

 

Глава 1. Современное  состояние проблемы развития инновационного потенциала российских предприятий

 

1.1. Динамика инновационной  активности  на рубеже ХХ-ХХI-го столетий.

 

Историческая  особенность  инновационной системы  России заключается  в особой роли Российской академии наук. В советское  время АН СССР сыграла огромную роль в индустриализации и повышении  экономического и  оборонного потенциала страны.

 

Начиная с 90-х годов ХХ века в России происходят качественные изменения в подходах и методах ведения хозяйства на всех уровнях управления: от государства вплоть до первичного звена экономики - предприятия. Освоение выпуска новых видов продукции, внедрение современных систем менеджмента, маркетинга и сбыта продукции, внедрение новых методов стимулирования персонала, все это и многое другое стали необходимыми условиями для повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий и укрепления их экономического положения.

 

Однако  современные реалии таковы, что только указанных мер  не достаточно для  устойчивого экономического развития, особенно в условиях общемировых  финансовых потрясений. Так в период 2008 - 2009 г.г. даже в таких промышленно  развитых странах как США, Германия, Япония и других существенно сократился уровень производства и потребления, отмечен рост безработицы, снизились  доходы населения и т.п. Подобная ситуация наблюдалась и в Российской Федерации.

 

Очевидно, что для выхода из создавшейся  ситуации необходимо принятие каких-то достаточно кардинальных мер, причем не только и, не столько  административного  характера, но мер  качественно меняющих представление  об эффективном хозяйствовании как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого предприятия.

 

В связи с этим заслуживает  самого пристального внимания концепция  инновационного развития как один из наиболее приемлемых и доступных (по крайней мере в России) путей оздоровления всех звеньев национальной экономики. К этому призывает и руководство Российской Федерации, определяя одной из наиболее приоритетных задач активное развитие инновационной экономики, о чем свидетельствуют недавно принятые программные документы, в первую очередь "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". С этой целью разработаны и реализуются Федеральные целевые программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", "Развитие инфраструктуры наноиндустрии Российской Федерации на 2008-2010 годы", "Национальная технологическая база на 2007-2011 годы", ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы".

 

1.2. Инновационный  потенциал организации

 

Инновационный потенциал организации - совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.  
 
К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:

  • Материально-технические ресурсы;
  • Финансовые ресурсы;
  • Организационные ресурсы;
  • Кадровые ресурсы;
  • Социально-психологические факторы.

 
Для проведения инновационных процессов  компания должна располагать:

  • Свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок;
  • Соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта;
  • Сотрудниками, способными генерировать неординарные решения.

 
Интеллектуальные ресурсы компании обеспечивают возможность выработки  оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень  интеллектуального потенциала организации  определяет Инновационный потенциал организации - совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.  
 
К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:

  • Материально-технические ресурсы;
  • Финансовые ресурсы;
  • Организационные ресурсы;
  • Кадровые ресурсы;
  • Социально-психологические факторы.

 
Для проведения инновационных процессов  компания должна располагать:

  • Свободными денежными средствами, достаточными для

 финансирования разработок;

  • Соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта;
  • Сотрудниками, способными генерировать неординарные решения.

 
Интеллектуальные ресурсы компании обеспечивают возможность выработки  оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень  интеллектуального потенциала организации  определяет емкость "портфеля инновационных идей".

 
"Инновационный потенциал" взаимосвязано с понятием "инновационная

активность". Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии.  
Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяют организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых

разрабатывается и реализуется стратегия развития компании.

Организационная культура отражает особенности системы  менеджмента на

предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности. 

 
Главным фактором, отражающим инновационную  активность фирмы и влияющим на интенсивность  инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей нововведению, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать. 

 
Восприимчивость организации к нововведениям  зависит от масштабов компании. Она падает по мере увеличения предприятия, усложнения организационной структуры управления. Малые предприятия более приспособлены к осуществлению инновационной деятельности за счет их большей гибкости и мобильности, что позволяет быстро реагировать на изменения рынка для корректировки инновационных целей. 

 
Для оценки инновационного потенциала компании могут быть использованы следующие  показатели:

  • Научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих научную степень, количество рациональных предложений на одного сотрудника, количество патентов и др.)
  • Показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции, количество лицензионных договоров и др.)
  • Продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага).
  • Характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии, участие в реализации инновационных проектов руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).

 

В составе инноваций в форме процессов могут быть выделены:

    • инновации, ориентированные на улучшение технико-экономических характеристик выпускаемых изделий;
    • инновации, создающие условия для освоения и производства новой продукции.

Информация о работе Разработка ИС - оценка инновационного потенциала организации