Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:34, курсовая работа
Моделирование, как метод научного познания, стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватило все новые области научных познаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования XX век. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться важная роль моделирования как универсального метода научного познания.
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
В ЭКОНОМИКЕ
2. ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
2.1. Постановка задачи линейного программирования .
2.2. Математическая запись модели.
2.3. Развернутая экономико-математическая модель.
2.4. Алгоритм решения транспортной задачи.
3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ И АНАЛИЗ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНА
3.1. Постановка задачи.
3.2. Развернутая экономико-математическая модель
3.3. Алгоритм решения задачи с помощью сервисной функции Excel
3.4. Анализ оптимального решения
3.5. Анализ устойчивости оптимального решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.2. Математическая запись модели.
Условные обозначения:
Хj – переменные, количество выпускаемой продукции j-го вида;
j – номер переменной;
bi – объем ограничений, количество i-го ресурса;
i – номер ограничения;
аij – технико-экономические коэффициенты, норма расхода i – го ресурса для выпуска единицы продукции j – го вида;
сj – коэффициенты целевой функции, прибыль от производства единицы продукции j-того вида.
Математическая модель
F =
xj ≥ 0
j = i =
2.3. Развернутая экономико-математическая модель.
Система переменных:
х1 – количество продукции №1
х2 – количество продукции №2
х3 – количество продукции №3
х4 – количество продукции №4
Система ограничений:
х1 + х2 + х3 + х4 ≤ 16
6х1 + 5х2 + 4х3 + 3х4 ≤ 110
4х1 + 6х2 + 10х3 + 13х4 ≤ 100
Целевая функция – максимум прибыли:
F = 60х1 + 70х2 + 120х3 + 130х4 max
Числовая модель
F = 60х1 + 70х2 + 120х3 + 130х4 max
х1 + х2 + х3 + х4 ≤ 16
6х1 + 5х2 + 4х3 + 3х4 ≤ 110
4х1 + 6х2 + 10х3 + 13х4 ≤ 100
хj ≥ 0, j =
2.4. Алгоритм решения транспортной задачи.
1. Постановка задачи.
Составить оптимальный план
перевозок минеральных
2. Транспортные издержки, ден. ед. за тонну.
Склады удобрений |
Поля севооборота | |||
первое |
второе |
третье |
четвертое | |
№1 |
4 |
2 |
3 |
1 |
№2 |
3 |
6 |
2 |
5 |
№3 |
6 |
3 |
4 |
2 |
Запасы удобрений больше, чем потребность в них на 125 тонн, модель открытая. Для решения задачи в Excel не требуется приводить модель к закрытому типу.
2. Решение транспортной задачи в Excel.
Заполнение таблицы исходных данных в Excel
Рис.1. Исходные данные в Excel.
в ячейки С13:F13 – вводится функция – сумма произведения массива значений на массив технико-экономических коэффициентов соответствующего столбца;
в ячейку
В13 вводится Целевая функция =
Заполнение окна «Поиск решения»
Рис.2. Заполнение окна Поиск решения
Рис.3. Ввод условия не отрицательности переменных
Рис.4. Ввод второго ограничения
Рис.5. Ввод третьего ограничения
Получение оптимального решения и отчета по устойчивости
Рис.6. Модель с оптимальным решением
3. Анализ оптимального решения
По оптимальному плану необходимо ( рис.6)
При этом на третьем складе останется 125т. удобрений. Потребность всех полей севооборота в удобрениях будет удовлетворена.
При таком плане перевозок затраты на перевозку удобрений со складов на поля севооборотов будут минимальными и составят 1200 ден.ед.
Рис.7. Отчет по устойчивости «Ячейки переменных»
Рис.8. Отчет по устойчивости «Ограничения»
4.Анализ
устойчивости оптимального
По таблице Изменяемые ячейки ( рис.7)
Нормированная стоимость показывает, что если:
Допустимое увеличение и уменьшение коэффициентов целевой функции показывают, что оптимальный план не изменится, если затраты на перевозку будут находиться в пределах:
По таблице Ограничения (рис.8)
Теневая цена показывает, что:
Допустимые увеличение и уменьшение объемов ограничений показывают, что план перевозок останется оптимальным, если:
Информация о работе Решение задач математического моделирования в Excel