Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 06:05, контрольная работа
Еще до недавнего времени две подсистемы автоматизации промышленных предприятий: АСУТ (системы автоматизации управленческой и финансово-хозяйственной деятельностью, планирования ресурсов предприятия) и АСУТП (системы автоматизации технологических и производственных процессов) развивались обособленно и независимо друг от друга (рис. 1).
ИНТЕГРАЦИЯ АСУТ 4
Сходство и различие систем 5
Базы данных 6
Специальные технологии 8
Новый класс продуктов 8
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ МЕСТА 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Содержание
Еще до недавнего времени две подсистемы автоматизации промышленных предприятий: АСУТ (системы автоматизации управленческой и финансово-хозяйственной деятельностью, планирования ресурсов предприятия) и АСУТП (системы автоматизации технологических и производственных процессов) развивались обособленно и независимо друг от друга (рис. 1).
Рис. 1. Основные подсистемы автоматизации на предприятии.
Исторически сложилось так, что каналы обмена (особенно оперативные) между подсистемами оказались достаточно слабыми. Возможно, так и продолжалось бы дальше, но необходимость в АСУТ технологических данных, в том числе и оперативных, стала очевидной. Несмотря на то, что до сих пор управленческие решения строятся главным образом на интуиции и опыте, что, конечно, крайне важно, заметное присутствие субъективного фактора на процессе принятия решения не гарантирует взвешенного, проверенного решения. Сегодня практически все службы предприятия заинтересованы в получении объективных технологических данных.
Технологические данные как исходная информация позволяют принять качественные стратегические управленческие решения многих задач:
Объем и степень
доступа к технологической
Ситуация усугубляется еще и тем, что программное обеспечение, используемое в АСУТ и АСУТП, достаточно долго развивалось независимо и не предусматривалась возможность стандартизации каналов обмена между двумя системами. Поэтому до детального обсуждения вопросов интеграции двух подсистем отметим общие свойства и различия в организации программного обеспечения для них.
Рассматриваемые подсистемы являются распределенными, поэтому протоколы локальных сетей и протоколы Internet позволяют интегрировать информационные и управляющие потоки в узлах каждой подсистемы. Объединение узлов возможно как в режиме n-tier (равные с равными), так и клиент – сервер. Кроме этого, на сегодняшний день определились категории программных средств, используемых в подсистемах АСУТ и АСУТП, причем каждая категория в АСУТ зависит от степени интеграции систем (таблица 1).
В рамках каждой
категории можно обсуждать
Теперь о
различиях. Отношение к реальному
времени в подсистемах АСУТП
принципиально важно –
Из всего
этого следует объективная
Важный компонент обоих типов систем – это СУБД. Именно они позволяют предоставить пользователю нужную информацию в нужном месте и в нужное время. Сегодня предприятия с помощью СУБД преодолели проблемы, связанные с дублированием информации и исключением в ней противоречий, однако использование традиционных реляционных баз данных, ориентированных на АСУТ-решения, не всегда возможно в системах АСУТП.
Производственные процессы генерируют данные очень быстро. Чтобы хранить производственный архив системы, например, с 7500 рабочими переменными, в базу данных каждую секунду необходимо включать 7500 строк. Обычные базы данных не могут выдержать подобную нагрузку.
Производственная информация имеет большой объем. Многомесячный архив завода с 7500 рабочими переменными требует под базу данных около 1 Тбайт дисковой памяти. Сегодняшние технологии такими объемами манипулировать не могут.
SQL как язык не подходит для обработки временных или периодических данных, типичных для производственных систем. В частности, чрезвычайно трудно указать в запросе периодичность выборки возвращаемых данных.
Для преодоления этих ограничений был предложен новый класс продуктов – базы данных реального времени (БДРВ), созданные независимо, либо разработанные на основе существующих реляционных СУБД. Более перспективным представляется второй подход, поскольку, во-первых, в стоимостном отношении он дешевле, во-вторых, технологичнее. В качестве примера реализации базы данных реального времени отметим, например, IndustrialSQL Server (компания Wonderware) и Plant2SQL (Ci Technologies). Основные функции баз данных реального времени, построенной на основе Microsoft SQL Server, заключаются в следующем.
1. Сохранение
некритичной ко времени
2. Поддержка высокой пропускной способности для обеспечения сохранения огромных потоков информации с высокой разрешающей способностью.
3. Поддержка
целостности данных для
4. Добавление в Microsoft SQL Server свойств сервера реального времени.
Сегодня базы
данных реального времени
Рис. 2. База данных реального времени на основе Microsoft SQL Server.
Стандартным механизмом поиска информации в серверах баз данных реального времени является SQL, что гарантирует доступность данных самому широкому кругу приложений. В подмножество языка SQL входят расширения, служащие для получения динамических производственных данных и позволяющие строить запросы на базе временных отметок.
Используемая в базах данных реального времени архитектура клиент-сервер позволяет заполнить промежуток между промышленными системами контроля и управления реального времени, характеризующимися большими объемами информации и открытыми гибкими управленческими информационными системами. Благодаря наличию мощного и гибкого процессора запросов пользователи имеют возможность осуществлять поиск любой степени сложности для выявления зависимостей и связей между физическими характеристиками, оперативными условиями и технологическими событиями.
Следует подчеркнуть, что в зависимости от требований создаваемой системы возможны следующие варианты решений:
Как уже было
отмечено, существует устоявшийся набор
стандартных протоколов, позволяющий
назвать практически любую SCAD
ПО подсистем АСУТ, разработанное для платформы Windows, не могло избежать влияния технологий Microsoft – построенные на их основе каналы связи позволяют обеспечить обмен, а стандартные программные протоколы DDE, OLE и OPC могут стать основой интеграции подсистем (рис. 3).
Рис. 3. Обобщенная схема взаимодействия двух типов служб.
Для организации информационного потока технологических данных в системы АСУТ ряд крупных разработчиков инструментальных систем (прежде всего, SCADA) предложили использовать специальный тип программных продуктов, например, VisualFlow компании Envisionlt.
Рис. 4. Возможности интеграции VisualFlow.
Ключевое назначение VisualFlow – объединять (рис. 4). Графический объектно-ориентированный инструментарий позволяет через объекты и промежуточные мосты организовывать каналы связи с приложениями, которые могут формировать специальные объекты, передаваемые в VisualFlow где с помощью таблиц и методов на объекте, переданном из источника, выполняются необходимые преобразования. Далее объект передается целевому приложению. Сейчас VisualFlow в состоянии обеспечить интерфейс для 120 различных приложений и баз данных.
Так, для интеграции с системами SAP R/3 определены в VisualFlow следующие интерфейсы:
Однако VisualFlow — это только продукт, способный интегрировать, а что интегрировать определяется конкретной задачей. Разработчик приложения VisualFlow определяет из каких подсистем принимаются объекты (например, из SCADA-приложений), каким образом полученная через объекты информация преобразуется и передается в целевые подсистемы (например, АСУТ). Формирование SCADA-объектов или объектов баз данных реального времени позволяет на базе VisualFlow транспортировать объект с технологическими данными управленцам.
Рабочие места бухгалтеров могут быть оснащены персональными компьютерами и на их основе созданы автоматизированные рабочие места бухгалтера (АРМ). Они позволяют автоматически формировать первичные документы и машинограммы по различным участкам учета и передавать полученные результаты в ВЦ, чтобы составить сводные регистры бухгалтерского учета и отчетности. Их внедрение поможет решить проблему полной и комплексной автоматизации бухгалтерского учета.
Таблично-автоматизированная форма бухгалтерского учета
По мере оснащения предприятия средствами вычислительной техники более высокого класса становится вопрос об использовании безбумажной формы бухгалтерского учета. Переход к ней возможен лишь в условиях массового применения ВТ, которое потребует соответствующей подготовки кадров бухгалтеров.
Использование на практике ориентированных форм бухгалтерского учета имеет целый ряд преимуществ, к ним относятся: