Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 16:42, реферат
Развитие и широкое внедрение информационных технологий оказывает трансформирующее воздействие на все области современной жизни включая сферы экономики, власти, науки и образования. Для характеристики нового общественного строя, в котором главной ценностью являются информация и знание, используются такие эпитеты, как постиндустриальное, информационное общество, общество знания и т. п. Несмотря на концептуальные различия, стоящие за этими определениями, общим является тот факт, что информация и знание становятся определяющим экономическим фактором, а также важнейшим национальным ресурсом, который в определенном смысле подобен недрам, воде, лесам и т. п. и который в значительной степени определяет благосостояние государства.
Введение
1. Понятие информационные продукты и услуги
1.1 Информационные продукты
1.2 Информационные услуги
2. Рынок информационных продуктов и услуг
2.1 Понятие информационный рынок
2.2 Структура рынка информационных продуктов и услуг
3. Информационный бизнес.
Заключение
Список источников и литературы
Введение
1. Понятие информационные продукты и услуги
1.1 Информационные продукты
1.2 Информационные услуги
2. Рынок информационных продуктов и услуг
2.1 Понятие информационный рынок
2.2 Структура рынка информационных продуктов и услуг
3. Информационный бизнес.
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Развитие и широкое внедрение информационных технологий оказывает трансформирующее воздействие на все области современной жизни включая сферы экономики, власти, науки и образования. Для характеристики нового общественного строя, в котором главной ценностью являются информация и знание, используются такие эпитеты, как постиндустриальное, информационное общество, общество знания и т. п. Несмотря на концептуальные различия, стоящие за этими определениями, общим является тот факт, что информация и знание становятся определяющим экономическим фактором, а также важнейшим национальным ресурсом, который в определенном смысле подобен недрам, воде, лесам и т. п. и который в значительной степени определяет благосостояние государства. Сохранение, развитие и рациональное использование национального информационного ресурса является задачей государственного значения.
Национальный информационный ресурс складывается из двух составляющих: традиционной (рукописные и печатные материалы, живопись, скульптура, архитектура, аудиозаписи, фотографии, кино- и видеофильмы и т.п.) и электронной (любые информационные объекты в цифровой форме). Различие между этими двумя составляющими состоит не только в способе представления информации, но и в стратегиях ее хранения, распространения и модификации.
Сохранение и использование рукописных, печатных и иных документов традиционного типа достаточно хорошо освоено в ходе исследовательской и практической работы многих поколений специалистов. Но очевидно, что объемы информации, хранящейся в традиционной форме, делают все более затруднительной эффективную работу с ней — хранение, распространение, поиски, учет и т. п. Решение этой фундаментальной проблемы лежит на пути использования современных средств вычислительной техники и информационных технологий и теснейшим образом связано с переводом хранимой информации в электронную форму.
1.1 Информационные продукты
В настоящее время довольно широко используется наряду с категорией «информационные ресурсы» понятие «информационный продукт». Полагаю, что не стоит отождествлять эти дефиниции, так как это разноплановые понятия.
Что понимается под информационными ресурсами, было сказано выше. Поэтому, не останавливаясь лишний раз на этом определении, замечу, что понятия «информационный продукт», о котором сейчас пойдет речь, не содержится в Федеральном законе, хотя я полагаю, что это стоило бы сделать по следующим причинам:
В утратившем силу Законе «Об участии в международном информационном обмене» провозглашалось, что информационный продукт – это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей. Из данного определения видно, что информационный продукт – это информация, которая подготовлена (подобрана, проанализирована) для конкретного потребителя, для использования в конкретных обстоятельствах. Например, нормы Налогового кодекса1 (далее – НК) могут иметь различное практическое значение для бухгалтера и юриста. В соответствии с этим сами нормы НК Российской Федерации в чистом виде будут выступать информационным ресурсом и для юриста, и для бухгалтера. Однако для успешного применения НК на практике издаются различные комментарии официальных органов, которые могут быть подготовлены отдельно для юристов и отдельно для бухгалтеров. В таком случае специализированный комментарий, подготовленный для практикующего юриста, будет являться для него информационным продуктом. Для бухгалтера указанным продуктом будет выступать соответствующий, предназначенный для профессии бухгалтера, комментарий, который удовлетворит его потребности при применении НК в работе и может не удовлетворить потребности юриста (если не брать во внимание субъективную сторону вопроса).
Другим примером информационного продукта может служить информация о детях, оставшихся без попечения родителей. Сам по себе государственный или региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, представляете собой информационный ресурс соответствующего уровня (федерального или регионального). Однако информация о конкретном ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью, представленная ему федеральным или региональным оператором банка данных о детях в письменной форме, где указываются сведения, установленные ст. 6 ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечение родителей»2, будет являться для этого гражданина информационным продуктом, т. е. информацией, подготовленной с учетом его пожеланий и потребностей.
Следует также иметь в виду, что определение информационного продукта в конкретных информационных отношениях зависит от стадии обработки информации каким-либо лицом. Речь идет фактически о том, что одна и та же документированная информация в рамках различных отношений может являться и информационным ресурсом и информационным продуктом. Например, заметка в газете является для аналитика информационным ресурсом, а то, что у него получится на основе полноценного анализа, созданное им, обработанное – уже информационный продукт. В то же время журналист, писавший заметку, пользовался другими информационными ресурсами, а заметка, опубликованная в средстве массовой информации, ставшая результатом его творческой деятельности, - информационный продукт.
На мой взгляд, главным отличием информационного продукта от информационного ресурса является подготовленность (или неподготовленность) информации для конкретного потребителя. Вместе с этим хотелось бы выделить некоторые характеризующие особенности информационного продукта, имеющие теоретико-практическое значение:
С учетом названных характеризующих особенностей проявляется некая схожесть информационного продукта с понятием «интеллектуальной собственности». Однако полагаю, что данные категории могут быть отождествлены лишь по признаку общих характеристик, присущих обоим понятиям, но сточки зрения существенной направленности и имманентных причин возникновения указанные дефиниции не являются в полном смысле идентичными.
1.2 Информационные услуги. рмационный ресурс дистанционный достНовые информационные технологии предполагают предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т.п.). Эти средства позволяют пользователю не только визуализировать содержание компьютерных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить информацию в объеме и формате, которые релевантны именно его потребностям.
В идеальном случае средства доступа должны обеспечить поиск и представление информации, соответствующей потребностям пользователя, где бы она не находилась. Подобная возможность традиционно связывается с понятием информационная услуга.
Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
База данных – совокупность связанных данных, правила, организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширяется круг информационных услуг.
Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов. Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.
Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных классификацию информационных ресурсов можно представить следующим образом (см. рисунок 2).
Рис. 2. Основные виды информационных услуг.
Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий. Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.
Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.
Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.
Традиционные услуги научно–технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя: подготовку обзоров в виде рукописей; подготовку переводов текстов.