Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:15, дипломная работа
Система поддержки принятия решений (СППР) — компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Содержание
Понятие СППР………………………………………...3
Характеристика и назначение………………………..5
Основные компоненты………………………………6
Список литературы………………………
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО “Дальневосточный
Государственный Университет
Кафедра «Экономика транспорта»
РЕФЕРАТ
На тему: «Система поддержки принятия решений»
Выполнила: студентка 346 гр.
Проверила:
Хабаровск
2010
Содержание
Список литературы…………………………………
Система поддержки принятия решений (СППР) — компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Для анализа и выработок
Современные системы поддержки принятия решения (СППР) представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). С помощью СППР может производиться выбор решений некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач, в том числе и многокритериальных.
СППР, как правило, являются
результатом
Как справедливо отмечено в [15], «… с момента появления первых разработок по созданию СППР, не было дано четкого определения СППР…».
СППР — это интерактивные автоматизированные системы, помогающие лицу, принимающему решения, использовать данные и модели для решения слабоструктуризированных проблем.
СППР — это система, которая обеспечивает пользователям доступ к данным и/или моделям, так что они могут принимать лучшие решения.
Последнее определение не отражает участия компьютера в создании СППР, вопросы возможности включения нормативных моделей в состав СППР и др.
В настоящее время нет
общепринятого определения
СППР — в большинстве случаев — это интерактивная автоматизированная система, которая помогает пользователю (ЛПР) использовать данные и модели для идентификации и решения задач и принятия решений. Система должна обладать возможностью работать с интерактивными запросами с достаточно простым для изучения языком запросов.
СППР обладает следующими четырьмя основными характеристиками:
Характеристика и назначение. Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса (рис. 1), в котором участвуют:
· система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;
· человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.
Рис. 1 Итерационный процесс информационной
технологии поддержки принятия решений
Окончание итерационного
процесса происходит по воле человека.
В этом случае можно говорить о
способности информационной системы
совместно с пользователем
Дополнительно к этой особенности информационной технологии поддержки принятия решений можно указать еще ряд ее отличительных характеристик:
· ориентация на решение плохо структурированных задач;
· сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;
· направленность на непрофессионального пользователя компьютера;
· высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.
Рассмотрим структуру системы поддержки принятия решений (рис. 2), а также функции составляющих ее блоков, которые определяют основные технологические операции.
Рис. 2. Основные компоненты информационной
технологии поддержки принятия решений
В состав системы поддержки
принятия решений входят три главных
компонента: база данных, база моделей
и программная подсистема, которая
состоит из системы управления базой
данных (СУБД), системы управления базой
моделей (СУБМ) и системы управления
интерфейсом между
1. Часть данных поступает
от информационной системы
Для этого существуют две возможности:
– использовать для обработки данных об операциях фирмы систему управления базой данных, входящую в состав системы поддержки принятия решений;
– сделать обработку за пределами системы поддержки принятия решений, создав для этого специальную базу данных. Этот вариант более предпочтителен для фирм, производящих большое количество коммерческих операций. Обработанные данные об операциях фирмы образуют файлы, которые для повышения надежности и быстроты доступа хранятся за пределами системы поддержки принятия решений.
2. Помимо данных об
операциях фирмы для
3. Важное значение, особенно
для поддержки принятия
4. В настоящее время
широко исследуется вопрос о
включении в базу данных еще
одного источника данных –
документов, содержащих записи, письма,
контракты, приказы и т.п.
Система управления данными (СУБД) должна обладать следующими возможностями:
составление комбинаций
данных, получаемых из различных источников
посредством использования
быстрое прибавление или исключение того или иного источника данных;
построение логической структуры данных в терминах пользователя;
использование и манипулирование
неофициальными данными для экспериментальной
проверки рабочих альтернатив
обеспечение полной логической независимости этой базы данных от других операционных баз данных, функционирующих в рамках фирмы.
Например, модель линейного программирования дает возможность определить наиболее выгодную производственную программу выпуска нескольких видов продукции при заданных ограничениях на ресурсы.
Использование моделей в
составе информационных систем началось
с применения статистических методов
и методов финансового анализа,
которые реализовывались
Существует множество типов моделей и способов их классификации, например по цели использования, области возможных приложений, способу оценки переменных и т.п.
По цели использования модели подразделяются на оптимизационные, связанные с нахождением точек минимума или максимума некоторых показателей (например, управляющие часто хотят знать, какие их действия ведут к максимизации прибыли или минимизации затрат), и описательные, описывающие поведение некоторой системы и не предназначенные для целей управления (оптимизации).
По способу оценки модели классифицируются на детерминистские, использующие оценку переменных одним числом при конкретных значениях исходных данных, и стохастические, оценивающие переменные несколькими параметрами, так как исходные данные заданы вероятностными характеристиками.
Детерминистские модели более популярны, чем стохастические, потому что они менее дорогие, их легче строить и использовать. К тому же часто с их помощью получается вполне достаточная информация для принятия решения.
По области возможных приложений модели разбиваются на специализированные, предназначенные для использования только одной системой, и универсальные – для использования несколькими системами.
Специализированные модели более дорогие, они обычно применяются для описания уникальных систем и обладают большей точностью.
В системах поддержки принятия решения база моделей состоит из стратегических, тактических и оперативных моделей, а также математических моделей в виде совокупности модельных блоков, модулей и процедур, используемых как элементы для их построения.
Система управления базой моделей (СУБМ) должна обладать следующими возможностями: создавать новые модели или изменять существующие, поддерживать и обновлять параметры моделей, манипулировать моделями.
Язык пользователя – это те действия, которые пользователь производит в отношении системы путем использования возможностей клавиатуры; электронных карандашей, пишущих на экране; джойстика; «мыши»; команд, подаваемых голосом, и т.п. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов. Получив входную форму (документ), пользователь заполняет его необходимыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы.