Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:21, реферат
С помощью организации систем электронных расчетов вполне возможно построить банковские продукты, которые даже в условиях сегодняшней России, позволят зарабатывать деньги, соединяя воедино все три банковские функции: собирая дешевые ресурсы большого числа небогатых клиентов, контролируя передвижение денег по циклу банковский счет - клиент - магазин - банковский счет, и кредитуя предприятия и торговые структуры, связанные с этой клиентурой. Это одна из немногих сегодня реальных возможностей для банков зарабатывать деньги.
Введение
1. Теоретические аспекты систем электронных расчетов в банковской
системе.
1.2. Платежные системы.
2. Анализ работы электронных систем расчетов.
3. Достоинства и недостатки электронных банковских услуг.
Заключение
Список использованной литературы:
Введение
Сегодня любой банк во всем мире выполняет три основные функции: сбор денежных средств, их перемещение, и кредитование ими. Сбор денежных средств сам по себе стоит банку денег, на перемещении средств уже можно зарабатывать, но, все же, бизнес банка - это, конечно, предоставление кредитов.
К сожалению, в России кредитование, как предприятий, так и населения - в современных условиях занятие очень ненадежное, и пока не позволяет ориентироваться на него, как на основную сферу получения доходов банком.
С помощью организации систем электронных расчетов вполне возможно построить банковские продукты, которые даже в условиях сегодняшней России, позволят зарабатывать деньги, соединяя воедино все три банковские функции: собирая дешевые ресурсы большого числа небогатых клиентов, контролируя передвижение денег по циклу банковский счет - клиент - магазин - банковский счет, и кредитуя предприятия и торговые структуры, связанные с этой клиентурой. Это одна из немногих сегодня реальных возможностей для банков зарабатывать деньги.
Актуальность
темы достаточно очевидна, так как
все чаще и чаще в нашей жизни
мы сталкиваемся с электронными расчетами,
и все чаще и чаще современные
инструменты денежного
Причины этого процесса достаточно
очевидны, так как те средства денежного
обращения, которые мы имеем сейчас,
отнюдь не являются идеальными и поэтому
идет их непрерывное совершенствование
При современном уровне развития науки и техники, информатизации различных областей жизни в современном обществе, появилось множество новых технических возможностей проведения денежных расчетов и взаимозачетов без использования денег так таковых.
Коммерческие банки в современных условиях, просто обязаны идти в ногу со временем, и предоставлять клиентам усовершенствованные банковские услуги, связанные с применением электронных систем расчетов.
1. Теоретические аспекты систем электронных расчетов в банковской
системе.
Расчеты с использованием наличных денег чрезвычайно дорого обходятся государственным и коммерческим финансовым структурам. Выпуск в обращение новых купюр, обмен старых, содержание большого персонала, неудобства и большие потери времени рядовых клиентов - все это тяжелым бременем ложится на экономику страны.
В России, например, около 20 % стоимости каждого рубля уходит на поддержание его же собственного обращения. Один из возможных и самых перспективных способов разрешения проблемы наличного оборота - создание эффективной автоматизированной системы безналичных расчетов. По экспертным оценкам, такая система может обеспечить сокращение наличного денежного обращения почти на треть.
С середины 20 века начинают появляться автоматизированные системы расчетов с помощью специальных банковских карточек.
В настоящее
время этот способ безналичных расчетов
получил такое широкое
1.1. Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов.
В настоящее время пластиковые карточки - это инструмент, который сейчас являются современным, доступным для общего пользования и в последнее время все чаще и чаще соперничает с тем, что мы привыкли называть деньгами в наличной и безналичной форме. Они являются наиболее близкими к наличным деньгам, уже достаточно устоявшимися и привычными для пользователей.[3]
Механизм функционирования системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте.
Пластиковая карточка - это обобщающий термин, который обобщает все виды карточек, различных как по назначению, набору, оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям их выпускающих.
В процессе формирования системы электронных денежных расчетов на Западе была создана организация ISO (International Standarts Organization), которая разработала определенные стандарты на внешний вид пластиковых карт; порядок нумерации (образования) счетов; формат магнитных полос; формат сообщения, посылаемого владельцу карточки о его операциях. Членами ISO являются такие крупные эмитенты карточек, как VISA, Master Card, American Express.
В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте, что позволяет сделать вывод о том, что пластиковые карты являются важнейшим элементом так называемой «технологической революции» в банковском деле.
В России одним из таких банков стал «Сбербанк РФ», который за 2009 год увеличил объем эмиссии пластиковых карт всех типов на 30,7 % , то есть до 39,8 млн. штук. При этом количество карт международных платежных систем выросло за год на 34,9 % и составило 36,7 млн. карт.[4] Количество операций в сети устройств самообслуживания по международным банковским картам, включая операции снятия наличных денежных средств, за 2009 год превысило 133,8 млн. транзакций.
«Сбербанк РФ» выходит на новую ступень развития и уже в мае 2010 года планирует выпуск нового продукта с использованием чиповой технологии «Про 100», новые карты «Про 100», будут использовать технологию EMV стандарт, которая используется международными платежными системами «MasterCard и Visa».
По данным на 1 января 2010 года количество эмитированных Сбербанком микропроцессорных карт «Сберкарт» составило 3,1 млн. штук.
В целом кредитная организация
«Сбербанк РФ» планирует
Также можно отметить, что уже весной 2010 года «Сбербанк» планирует начать широкую эмиссию кредитных карт и выпустить в течение года 1,5-2 млн. штук. Благодаря «технологической революции», то есть пластиковым картам оборот экваринговой торговой сети Сбербанка в 2009 году увеличился на 29 % и составил 202,9 млрд. рублей.
Именно пластиковые карточки в ряде случаев выступают ключевым элементом электронных банковских и других систем. Они вышли на передовые позиции в организации денежного оборота индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки.
Банк заинтересован работать с карточками исходя из следующих соображений:
Во-первых, они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов, имеются в виду.
Во-вторых, те суммы, которые владельцы карточек должны положить на свои спецсчета в банке.
В-третьих, это могут быть страховые депозиты, к которым банки (российские) прибегают для обеспечения большей надежности «карточных» операций.
За все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки (не во всех банках).
Повышается
конкурентный потенциал банка с
учетом общемировой тенденции
Что касается менее приятной стороны «карточного» бизнеса, для банка она связана с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с карточками (вступление в уже существующую систему или организация собственного процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспечение, налаживание связей с магазинами).
Высокие затраты, а также слабое развитие современных средств связи, без которых нельзя вести обслуживание карточек, и некоторые другие обстоятельства делают крупные инвестиции в карточный бизнес в условиях России весьма рискованными.
С позиции эмитента - банка, выпускающего карточки в обращение наиболее серьезным является вопрос рентабельности выполняемых услуг. Так для большинства операций, выполняемых при помощи кредитных карточек, требуется несколько лет, чтобы стать прибыльными.
В мировой банковской практике использование пластиковых карточек является важным источником прибыли. Российские банки, активно развивая эту область деятельности, нередко не отдают себе отчета в том, что речь идет о высокорисковых операциях.[6]
Рассматривая негативные стороны применения карточек, обращают на себя внимание две проблемы:
● объем бумажного документооборота существенно не снижается;
● высок уровень неправомочного пользования карточками, подделок, мошенничества.
Использование кредитных карточек существенно влияет на развитие безналичного денежного оборота, сокращает издержки обращения. Существуют и некоторые другие достоинства: рост оборота и прибыли, повышение конкурентоспособности и престижа банков, предприятий розничной торговли, других организаций, принимающих карточки; наличие гарантии платежа; рост занятости.
Компании по выпуску кредитных карточек организуют шумные рекламные компании, подчеркивающие эти преимущества. Свои издержки компании покрывают доходами от отсроченных платежей владельцев карточек. Следует отметить, что в развитии этой сферы услуг, распространении карточек заинтересованы как компании и банки, так и их клиенты.
Использование новейших платежных средств, в частности кредитных карточек, позволяет банкам существенным образом снизить свои издержки на изготовление, обработку, учет бумажно-денежной массы, других бумажных платежных средств, сэкономить время и затраты живого труда. Огромная работа по осуществлению электронных расчетов выполняется быстро, надежно, при минимальной потребности в обслуживании. Кроме того, пользование кредитной карточкой в корне меняет психологию клиента, исподволь прививая ему компьютерное мышление, умение обращаться с техникой, рассчитывать собственные траты на перспективу.
1.2. Платежные системы.
Платежной системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства.
Одна из основных задач, решаемых
при создании Платежной системы,
состоит в выработке и
Эти правила охватывают как
чисто технические аспекты
Таким образом, с организационной точки зрения ядром Платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав Платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания.
Для успешного функционирования Платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания.[7]
Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах Платежной системы и держателях карточек.
Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру.
Кроме того, на основании накопленных
за день протоколов транзакций процессинговый
центр готовит и рассылает итоговые данные
для проведения взаиморасчетов между
банками-участниками Платежной системы,
а также формирует и рассылает банкам-эквайерам
(а, возможно, и непосредственно в точки
обслуживания) стоп-листы.
Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная Платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.
Коммуникационные центры обеспечивают субъектам Платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками Платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.[8]
Каждый банк,
решивший предоставлять своим клиентам
услуги по обслуживанию пластиковых
карточек, может, как создать свою
платежную систему, так и начать
сотрудничать с уже существующие
платежные системы