Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:08, реферат
Устройства и системы обработки звукового линейного сигнала делятся на приборы динамической обработки - звуковые компрессоры и лимитеры, в том числе ламповые, приборы частотной обработки - эквалайзеры и кроссоверы, а также цифровые устройства обработки, в которых совмещены функции всех перечисленных
устройств - системные контроллеры
Системные контроллеры
Устройства и системы обработки звукового линейного сигнала делятся на приборы динамической обработки - звуковые компрессоры и лимитеры, в том числе ламповые, приборы частотной обработки - эквалайзеры и кроссоверы, а также цифровые устройства обработки, в которых совмещены функции всех перечисленных
устройств - системные контроллеры.
Описание устройств
Сегодня существует множество приборов для динамической обработки звуковых сигналов - это компрессоры, пороговые ограничители (гейты), экспандеры, левеллеры, лимитеры и т.д. Легко заблудиться в таком ассортименте. Возникает множество вопросов о том, как и в каких ситуациях использовать каждый конкретный прибор.
Устройства динамической обработки сигналов используют в художественных целях или для получения качественного звука.
Указываемые для наиболее распространенного сейчас носителя - компакт-диска - параметры, например, динамический диапазон в 96 дБ, не совсем верны. Это так для сигналов максимальной амплитуды, но реальные же звуковые сигналы обладают довольно большим пик-фактором, так что от 96 дБ остается менее 80 дБ.
Учитывая, что в цифровых трактах сильно ухудшается качество сигнала при уменьшении амплитуды. Сигнал с уровнем -60 дБ передается лишь 6ю разрядами цифрового кода. При этом существенно портится звучание. Итак мы видим, что динамический диапазон компакт-диска на самом деле существенно меньше, чем 96 дБ. А вот динамический же диапазон живых сигналов обычно много больше. Для этого и используются данные устройства.
Кроме того, существуют мешающие сигналы: шумы в паузе, посторонние сигналы, фоны и шипения и т.п. При этом необходимо автоматическое управление уровнями сигналов, то есть в применение устройств их динамической обработки.
Все эти устройства делятся на два класса: по взаимосвязи их коэффициента усиления и уровня входного сигнала.
Если увеличение уровня входного сигнала уменьшает коэффициент передачи, то это компрессор и его разновидности (лимитер, левеллер, "дакер", и др).
Если же увеличение входного
сигнала увеличивается
Компрессор и его производные
Название прибора от английского "to compress" - сжимать. Это приспособление служит для сжатия динамического диапазона исходного сигнала.
Его основные параметры: степень компрессии (ratio), порог срабатывания (threshold), а также время срабатывания (attack) и время восстановления (release).
Степень компрессии - это величина приращения входного сигнала деленная на величину вызванного им приращения выходного сигнала. (выражаются в децибелах)
По реакции на входной сигнал компрессоры делят на две группы:
1. устройства с ручным
управлением параметрами
2.автоматизированные (с определенной
степенью автоматического
В первых все динамические параметры задаются оператором, что обеспечивает свободу в выборе, для получения определенных художественных результатов. Компрессор может изменить звучание до неузнаваемости. В иностранной литературе этот тип иногда носит название «creative» - «творческий».
Автоматизированные
"Не-RMS" - это компрессоры с обычным детектором (пиковым) и одним или несколькими наборами предустановок (пресетов): разных сочетаний времен срабатывания attack и восстановления release. Один
вариант предустановок обычно используется для обработки одного типа сигналов, и лишь в этом случае функционирование такого компрессора будет хорошим. Ведь каждый сигнал имеет особый динамический параметр и эти параметры могут отличаться для различных звучаний. Сочетание параметров, подходящих для одного звучания, для другого малопригодно.
Лимитер
Это не отдельный вид компрессоров,
а один из частных случаев
Компрессоры, имеющие определенную автоматизацию динамики работы не могут быть использованы в качестве лимитера.
Левеллер
Еще разновидность RMS-компрессора – это левеллер. Основное его отличие - большие постоянные времени детектора (до 10 с.)
Экспандер и гейт
Экспандер (от английского "to expand" - расширять, растягивать), то есть это прибор противоположный компрессору. У него чем громче входной сигнал, тем громче выходной. Есть две его разновидности: "экспандер вверх" (upward expander) и "экспандер вниз" (downward expander).
Основное их отличие в характере реакции на входной сигнал. "Экспандер вверх" обрабатывает сигналы, расположенные выше порога его срабатывания, делает громкие еще более громкими. В звукорежиссерской практике он почти не используется (лишь гитарный "бустер").
Гейт (от английского gate - клапан, ворота). Основное предназначение гейта - фильтр сигналов малого уровня, не пропускающий их на выход. Гейт в чем-то схож с экспандером.
Если в "экспандере вниз" установим «ratio = 1:бесконечность», то он заработает как гейт. Гейт имеет два состояния: открытое и закрытое. В моменты attack и release он переходит из одного в другое.
Звуковой компрессор - лимитер - гейт
Звуковой 2-х канальный компрессор и гейт, собранный по аналоговой схеме. В последней модели есть функция «алгоритм автоматической регулировки времени атаки и восстановления компрессора», входы и выходы дублируются балансными разъемами. В приборе есть все нужные функции: регулировки порогов, степени сжатия, времени атаки и восстановления, работа в режиме стерео, функция "мягкое колено", индикаторы работы хорошо читаются, есть регуляторы уровней по входу и по выходу, и инсерты - разрывы цепи управления компрессором для функционирования в режиме де-эссирования или построения канала приоритета.
Двухканальный компрессор/левеллер/лимитер
В установленных схемах контроля предусматриваются аналоговые компьютеры, которые непрерывно оценивают входной сигнал и проверяют параметры управления. Это позволяет функционировать почти незаметно, не смотря на динамические свойства программы.
Модель способна функционировать в стереорежиме или в режиме двухканального моно. В случае двухканального моно есть два независимых друг от друга канала, обрабатывающих монофонические сигналы. В стереорежиме возможна организация связи между каналами лишь по управляющим сигналам контроля уровня или дополнение их одновременным управлением компрессией. Панель на лицевой стенке прибора показывает входной и выходной уровни или степень понижения усиления. Все потенциометры оснащены фиксаторами для немедленного и точного возвращения в нейтральное положение. На панели также находится переключатель скорости слежения за уровнем Leveling Speed (быстро/медленно), и кнопка для выключения пикового лимитера. Основные рабочие уровни задаются одним из следующих значений –10dBV, +4dBu или +8dBu. На задней стенке - разъем RJ-11, который служит для управления аппаратурным обходом прибора удаленно. Эффект задержки басов отсутствует, выделяются ударные низкочастотные звуки, которые улучшают общее звучание музыки. Сфера применения быстродействующего левеллера расширена.
Уменьшенные искажения звука
в режиме контроля уровней. Выделяют
три следящие схемы для контроля
уровня, компрессии и ограничения
амплитуды. Правило регулировки
уровня создается с учетом того,
как человек воспринимает громкое
звучание в течение долгого времени.
Соответствующая схема
С применением схемы FDL повышается
способность левеллера к
Так как левеллер идентифицирует разницу между изменениями НЧ- и ВЧ-сигналов, время атаки схемы при работе с басами будет пропорционально увеличиваться по сравнению с подобным параметром для высокочастотных колебаний. Следовательно, исключаются эффекты «задержки» или «накачки» в средних и высоких частотах, которые проявляются, например, из-за влияния динамических параметров ударных басовых звуков на характеристики обработки средних
и высоких частот программного материала.
Технические параметры
Вход - разъем: трехконтактное гнездо XLR, 1-земля, 2-горячий, 3-холодный
Тип: Бестрансформаторный, дифференциальный, серво-балансный пассивный,
радиочастотный фильтр четвертого порядка
Импеданс: 22кОм балансный, 11кОм небалансный
Номинальный уровень: +8dBu +4dBu -10dBV (-7.8dBu)
Максимальный входной уровень: +27dBu +25dBu +10.8dBV (+13dBu)
Коэффициент ослабления синфазного сигнала
>90dB/100Hz, >70dB/1kHz, >50dB/20kHz
Цифровой системный контроллер
Эти приборы еще иногда называют "Управление системами звукоусиления"- это сверхновые цифровые устройства, явление пяти последних лет, когда модули распределения и управления звуковым сигналом для всех стали доступны. В модулях распределения обычно есть многоканальная обработка сигнала, и частотную (кроссовер, эквалайзер, режекторный фильтр), и динамическую (компрессор, гейт, экспандер), и фазово-временную (линии задержки, корректоры фазы).
Системные контроллеры - это класс устройств разных по уровню и производителям, созданных на базе сильнейших процессоров, АЦП/ЦАП высочайшего качества, с применением новейших программ-алгоритмов обработки сигнала, кроме того программы постоянно улучшаются.
Звуковые процессоры - это системные контроллеры, модули распределения, отличающиеся функциональностью, и стоимостью. Как правило подобные устройства применяют в прокатной и концертной деятельности, когда необходимо очень быстро и точно отладить звук в зале, или в старом зале, чтобы больше этим не заниматься.
Однако такие процессоры удобны и при использовании в системах звукоусиления и оповещения Public Address , а также при работе в студии.
Обычный системный контроллер может помочь звукооператору:
1. Легко и наглядно
разделить сигнал на 2-3 полосы
частот. Настроить частоты, как
и на любом аналоговом
2. Ограничителями на каждом
из 4...8 выходов выставить уровни,
ограничения высоты сигнала,
Это лишь неполный перечень
функций системных
Более того, в отличие от аналоговых устройств, в системных контроллерах можно точно установить, какие именно частоты вырезаются или добавляются, какие конкретно значения задаются времени атаки, удержания, восстановления компрессора, порога гейта, компрессора и ограничителя.
Дисторшн (англ. distortion — искажение) — звуковой эффект, достигаемый искажением сигнала путём его «жёсткого» ограничения по амплитуде, или устройство, обеспечивающее такой эффект. Наиболее часто применяется в музыкальных жанрах хард-рок, металл и панк-рок в сочетании с электрогитарой. Иногда этим термином обозначают группу однотипных звуковых эффектов (овердрайв, фузз и прочие), реализующих нелинейное искажение сигнала. Их также называют эффектами «перегруза», а соответствующие устройства — «искажателями».
Помимо электрогитары эффект применяют и с другими инструментами, например с бас-гитарой. Для бас-гитар применяются особые «искажатели», поскольку «искажатели» для гитар, в большинстве случаев, портят басовый звук. Альтернативный вариант обработки бас-гитары заключается в использовании обычного «искажателя» и смешении чистого и обработанного сигналов в равной пропорции. «Искажатели» применяют также для обработки вокала и смычковых инструментов.
Эффект дисторшн, как компонент, присутствует в синтезаторах, эффект-процессорах и компьютерных программах для обработки звука.
Дилэй (англ. delay) или эхо (англ. echo) — звуковой эффект или соответствующее устройство имитирующее чёткие затухающие повторы (эхо) исходного сигнала. Эффект реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени. Под дилэем обычно подразумевается однократная задержка сигнала, в то время как эффект «эхо» — многократные повторы. По принципу действия схож с ревербератором и отличается от него лишь временем задержки, которое должно быть не менее 50-60 мс.
Гармонайзер (англ. harmonizer) — звуковой эффект или соответствующее устройство. Устройство получения данного звукового эффекта представляет собой наиболее интеллектуальную разновидность сдвига высоты питч-шифтер. Поэтому гармонайзер является весьма сложным цифровым прибором, эффективно работающим со всеми типами сигналов: монофоническими, полифоническими, перкуссией и сустейном.