Современные информационные технологии в системе образования и психологические аспекты в процессе их внедрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:52, доклад

Краткое описание

Подводя итоги своего сообщения я прихожу к выводу , что компьютерные уроки эффективны в использовании обобщающих уроков, уроках изучения нового материала, уроков-зачетов а также уроков-семинаров, игр. Использование традиционных технологий урока в сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенно повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к любому вопросу и повторить его снова.

Содержание

Информатизация общества
Психологическое сопровождение процесса введения компьютерных технологий
Электронные презентации и требования к их разработке.
Идеи, внедренные в собственную педагогическую практику.

Вложенные файлы: 1 файл

Презентация. Информатизация общества.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Қазақстан Республикасының  бiлiм және ғылым министрлiгi

Министерство образования и  науки Республики Казахстан

                   Қостанай облыстық әкімдігінің білім басқармасы

                  Управление образования акимата Костанайской области

Қостанай құрылыс колледжi

Костанайский строительный колледж

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные информационные технологии в системе  образования и психологические  аспекты в процессе их внедрения.

 

 

 

 

Преподаватель естественно-математических дисциплин : Храмей И.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Костанай қаласы

г.Костанай

2008 г.

План  :

  1. Информатизация  общества
  2. Психологическое сопровождение процесса введения компьютерных технологий
  3. Электронные презентации и требования к их разработке.
  4. Идеи, внедренные в собственную педагогическую практику.

Приложение : презентация .

1. Информатизация  общества

  Развитие глобального процесса информатизации ставит перед системой образования новую проблему – подготовки людей к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного общества. Система образования должна не только давать учащимся необходимые знания о новой информационной среде и практические умения использовать ее возможности, но и формировать у них новое мировоззрение.

     Информатизация  – веление времени, приводящее к необходимости внедрения информационных технологий, основанных на современной вычислительной технике, в повседневную жизнь специалиста любой профессии. Хорошее владение новыми информационными технологиями – это путёвка в большую профессиональную жизнь, обеспечение конкурентноспособности и востребованности выпускников учреждений профессионального образования на современном рынке труда, предъявляющем всё более жёсткие требования к работникам квалифицированного труда.

    Компьютерные технологии активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных формах – школах, лицеях, колледжах и других учебных заведениях.

2. Психологическое сопровождение процесса введения компьютерных технологий

      Психологическое сопровождение процесса введения компьютерных технологий в каждом  конкретном учебном заведении осуществляется по нескольким направлениям:

1. Исследование  социально-психологического контекста  введения компьютерных технологий  в процесс обучения в данном  конкретном образовательном учреждении.

   Можно предположить, что сегодня разные учебные заведения в разной степени готовы к введению КТ.

     Общение с компьютером – второй по популярности (после просмотра телевизора) излюбленный способ проводить свободное время. Подавляющее большинство учащихся высоко оценивают степень важности компьютера в современном мире. Оказывается, школьники в наибольшей степени ценят компьютер за то, что он помогает в учебе и расширяет кругозор, иными словами, является средством развития познавательной сферы.

   Что касается педагогического состава, учителя значительно в меньшей степени готовы к введению компьютерных технологий, чем ученики. Констатация этого факта привела к необходимости ведения работы по следующему направлению.

2. Информационная и психологическая поддержка учителей в процессе использования ими компьютерных технологий в разных формах учебной работы.

    Первостепенной задачей психологического сопровождения - информационная поддержка учителей, направленная на повышение уровня их компьютерной грамотности. В чем при этом состояла главная психологическая проблема? В отсутствии выраженного желания повышать уровень своей компьютерной грамотности, которое, в свою очередь, базируется на отсутствии глубокого понимания современной ситуации в образовании, настоятельно требующей изменения отношения учителя к компьютеру.

   Темп социальных и информационных изменений настолько возрос в последние годы, что можно думать, что современных учеников и учителей содержательно в аспекте овладения компьютерными технологиями разделяют уже не одно, а два и более поколений. Вместе с тем фиксация и осознание такого положения не должна восприниматься как капитуляция перед проблемой компьютеризации. Преодоление психологического барьера оказывается одной из самых сложных задач. В конце концов, овладеть компьютером на уровне пользователя или даже продвинутого пользователя – совершенно посильное дело для грамотного и дееспособного взрослого человека, каким является  учитель. 

   Помимо работы, направленной на развитие педагогической рефлексии как некоторой общей способности, работа должна проводиться в целях развития умения осуществления психологического анализа урока, в частности, урока, на котором используются компьютерные технологии. Такая работа должна проводиться и индивидуально, в ходе подготовки и последующего анализа отдельных занятий, и в формате коллективного обсуждения наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются многие учителя.

    Еще одно направление работы по психологическому сопровождению и психологической поддержке деятельности - организация проектной деятельности как совместной работы учителей и учащихся.

    Проектная деятельность, где под проектом понимается творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя, не является новой формой учебной работы. Технология проектной деятельности – одна из самых прогрессивных. Она позволяет создавать условия для развития познавательных интересов, творческого потенциала учащихся, обеспечивает максимальное самораскрытие личности каждого ребенка.

    Компьютерные программные средства могут быть использованы на различных этапах проектной деятельности для поиска информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта и т. п. Таким образом, в работе школьника над проектом принимают участие как минимум два педагога – преподаватель информатики и учитель-предметник.

    Результатом проектной деятельности могут быть информационные продукты. Из них наиболее интересны мультимедийные, синтезирующие звук, графику, анимацию. Для создания их следует использовать специальные компьютерные программы (программу подготовки презентаций Power Point, средства для создания анимационных фильмов Flash и др).

3. Электронные  презентации и требования к  их разработке.

    Электронные учебники, презентации применяются мною в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучающихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества ,обучения и т.д.

    В первую очередь при разработке электронных презентаций или уроков необходимо выполнять следующие функции:

  • эффективно управлять деятельностью обучающегося по изучению учебной дисциплины;
  • стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;
  • рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию).

   Кроме общих требований есть еще и специальные требования – требования к содержанию, структуре и техническому исполнению презентации , электронного урока или пособия:

  • соответствие материала тематическому плану,
  • соответствие материала Государственному образовательному стандарту,
  • достаточный объем материала,
  • актуальность,
  • новизна и оригинальность,
  • практическая содержательность,
  • конструкция содержания должна способствовать классификации и систематизации потока информации, предъявляемой обучающимся.

   При создании электронного урока необходимо соблюдать четкость логики изложения теоретического материала с использованием всех цепочек рассуждений с помощью схем; четкость постановки задач, подробное комментирование примеров выполнения заданий, использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе (проблемные ситуации, исследование, игра, решение кроссвордов и т.д.).

4. Идеи, внедренные  в собственную педагогическую  практику.

  1. При использовании компьютерной технологии обучающиеся становятся полноправными участниками учебного процесса, их опыт служит основным источником учебного познания. Я не даю им готовых знаний, но стараюсь побудить их к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением здесь меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а моей задачей становится создание условий для их инициативы. Я оказываюсь в роли своеобразного фильтра пропускающего через себя учебную информацию, и выполняю функции помощника в работе, одного из источников информации. В своей работе я уже несколько лет применяю  эту технологию, активно использую межпредметные связи и работаю  в тесном контакте  с преподавателями предметниками и преподавателями спец. дисциплин. При этом мы готовим презентации по различным предметам : строительным материалам , черчению , казахской литературе, истории .Обучающиеся получают задания, находят литературу, прорабатывают ее, составляют план разработки электронной презентации. Во время всей подготовительной работы обучающихся, я выступаю в роли консультанта. В ходе такой работы, обучающиеся глубже изучают тему или раздел темы, вырабатывают навыки работы с литературой, текстом, компьютером.

 

 

   2. В своей педагогической деятельности я особое внимание уделяю использованию коллективного обучения учащихся . В этом случае сильная группа учащихся разрабатывает электронное пособие по определенной теме , а другая группа работает по нему  , использует его в качестве дополнительной литературы. Этот метод коллективного обучения заставляет учащихся работать самостоятельно , пополнять багаж знаний ; при этом сильные учащиеся помогают слабым добывать знания.

  Использование такого  обучения  в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки будущих специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению.

3. В своей работе  я использую метод критического  мышления . С помощью разработанных  мною электронных материалов по предмету физика : «Законы постоянного тока»,  «Колебания и волны»; по информатике: «Программное обеспечение ПК», «Алгебра логики», «Системы счисления» «Среда PowerPoint», «Программирование на языке Паскаль», которые включают в себя опрос домашнего задания, изучение нового материала , закрепление в форме решения задач и тестов, учащиеся в течение всего занятия  работают над прохождением этих этапов , таким образом я достигаю цели урока , учащиеся знакомятся с новым материалом и самостоятельно работают над его закреплением.

    Подводя итоги своего сообщения я прихожу к выводу , что компьютерные  уроки эффективны в использовании обобщающих уроков, уроках изучения нового материала, уроков-зачетов а также уроков-семинаров, игр. Использование традиционных технологий урока в сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенно повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к любому вопросу и повторить его снова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы :

  1. “Актуальные проблемы информатизации профессионального образования”, материалы республиканской научно-практической конференции, Казань РИЦ “Школа”, 2006г -152 с.
  2. Апатова Н.В. “Информационные технологии в школьном образовании”, М; изд-во РАО, 1994 г -228с.
  3. БитяноваМ. Р. Особенности использования технологий в парадигме сопровождения 2005.
  4. Захарова И.Г. “Информационные технологии в образовании”, М, Издательский центр “Академия”, 2005 г – 192 с.
  5. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения. Деятельность. Сознание. Личность. М. , 1975.
  6. Методист, научно-методический журнал, № 3, 2005 г.
  7. Полат Е.С. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”, М, Издательский центр “Академия”, 2005 г –272 с.
  8. Смирнова И. Зависимость от виртуального мира: как уберечь подростков от этой напасти? “Директор школы”. 2004. № 6.
  9. Фокин Ю.Г. “Теория и технология обучения: деятельностный подход”, М, Издательский центр “Академия”, 2006 г – 240 с.

Информация о работе Современные информационные технологии в системе образования и психологические аспекты в процессе их внедрения