Творческие домашние задания в процессе обучения информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 15:25, статья

Краткое описание

Домашнее задание – связующее звено между уроками. Продолжается работа по усвоению учебного материала, его закреплению. Задания могут быть устными (изучить параграф в учебнике или опорный конспект в тетради) и письменными. Ценность некоторых домашних заданий в том, что определенный вид работы в классе просто не выполним. Это индивидуальная подготовка доклада (поиск и отбор материала), чтение дополнительной литературы или самостоятельная доработка материала, изученного на уроке. Все это может способствовать развитию инициативы учащихся, активизировать познавательную деятельность и тем самым развивать их мышление.

Вложенные файлы: 1 файл

kalinin2.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Творческие домашние задания в процессе обучения информатике

Т.С. Калинин

Руководитель: Е.Д. Соколова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Домашнее задание – связующее звено между уроками. Продолжается работа по усвоению учебного материала, его закреплению. Задания могут быть устными (изучить параграф в учебнике или опорный конспект в тетради) и письменными. Ценность некоторых домашних заданий в том, что определенный вид работы в классе просто не выполним. Это индивидуальная подготовка доклада (поиск и отбор материала), чтение дополнительной литературы или самостоятельная доработка материала, изученного на уроке. Все это может способствовать развитию инициативы учащихся, активизировать познавательную деятельность и тем самым развивать их мышление.

Творческие домашние задания  – одна из форм самостоятельной деятельности учащихся. Они способствуют углублению знаний по информатике, ускорению темпов овладения информационными технологиями, выработке устойчивых навыков самостоятельной работы, экономии времени, снижению нагрузки.

В качестве главных признаков творческих домашних работ учащихся можно выделить:

  • высшая степень самостоятельности;
  • умение логически обрабатывать материал;
  • умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его;
  • умение классифицировать по тем или иным признакам;
  • умение высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям;
  • давать собственную оценку какой-либо работы [2].

В связи с тем, что большинство учащихся не имеет дома компьютера, творческое домашнее задание может быть дано дифференцированно. Некоторые ученики могут сдать готовый графический или звуковой файл, другие - показать элементы будущего рисунка или план создания презентации. Как правило, между учениками, имеющими дома компьютер, идет определенное соперничество. Возможность самовыражения, показа собственных достижений, отличающихся от образца, не допускает двух одинаковых работ. Должно поощряться стремление ученика находить свой способ. Качество выполнения зависит от отношения ученика к учебе, поэтому домашние задания должны быть систематическими. Современный урок информатики проблемный –  требует от учащихся высокой умственной активности и самостоятельности. В связи с этим задание на дом должно включать в себя информацию о том, чем будут заниматься учащиеся на следующем уроке. Дается краткий инструктаж, как выполнять, на что будет обращаться внимание во время проверки, какая работа будет считаться хорошей.

Можно подготовить комплекты домашних заданий в виде карточек на каждого ученика. Например, по системам счисления:

Двоичная система счисления.   Вариант 1

Двоичная система счисления.   Вариант 2

1. Переведите данные числа из  двоичной системы счисления в десятичную: 1001, 111, 10011, 1100, 10001

2. Переведите данные числа из  десятичной системы в двоичную: 17, 3, 10, 18, 25, 61

1. Переведите данные числа из  двоичной системы счисления в десятичную: 1011, 110, 1001, 100, 100001

2. Переведите данные числа из  десятичной системы в двоичную: 16, 21, 11, 16, 27, 63


По теме «Логические операции» - 2 варианта, но разных видов:

I вариант.

1. Чему равно значение логического  выражения: 1) (А ИЛИ В) И С, если А=0, В=0, С=1; 2) А И (В ИЛИ С), если А=1, В=1, С=0;

2. Построить таблицу истинности  логического выражения: А ИЛИ (А И В) ИЛИ (В И С).

II вариант.

1. Определите истинность логического  выражения:

(НЕ (1 И 0) И НЕ 1) ИЛИ (НЕ (0 ИЛИ 1) И 1)=

2. Решите логическую задачу: Алеша, Иван и Гриша нашли в земле  старинный сосуд. Рассматривая находку, каждый высказал два предположения: 1) Алеша: «Это сосуд греческий и изготовлен в V веке»; 2) Иван: «Это сосуд финикийский и изготовлен в III веке»; 3) Гриша: «Этот сосуд греческий и изготовлен в IV веке». Учитель истории сказал ребятам, что каждый из них прав только в одном из двух предположений. Где и в каком веке изготовлен сосуд?

Многие задания требуют от ученика индивидуальной работы, например, кодирование своего имени и фамилии «Шифром Цезаря», перевод даты дня рождения в другую систему счисления. При изучении темы «Моделирование и формализация» - построение генеалогического древа своей семьи; при изучении табличных баз данных – подготовка материала для создания БД «Домашняя видеотека». Более подготовленные учащиеся выполняют домашнее задание по установке некоторых программ на ПК, с последующим анализом их работы, осуществляют поиск информации в Интернете.

Способствуют усвоению материала творческие задания типа: составить рассказ на английском языке или подобрать текст, в котором встречаются операторы, функции и процедуры изучаемого языка программирования. А в самостоятельной работе на уроке ребята, обменявшись подготовленными заданиями, находят, подчеркивая, известные им операторы, функции и процедуры изучаемого языка программирования.

Домашняя работа позволяет систематизировать знания по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, можно предлагать творческие домашние работы с так называемыми открытыми заданиями, т.е. с такими заданиями, у которых нет, и не может быть заранее известных решений и ответов.

Таким образом, прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь, способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы, почувствовать уверенность в своих силах, пробуждает интерес к исследовательской работе. Это необходимый плацдарм для участников олимпиад всех уровней, для старшеклассников, занимающихся исследовательской работой и участников интеллектуальных игр.

Если выполнение творческого домашнего задания рассчитано на длительное время (например, работа над проектом), то необходимо соблюдение ряда требований.

1. Требования к проведению учителем  инструктажа:

В начале года проведение общего ознакомления учащихся с едиными требованиями, алгоритмом работы, системой оценивания творческих домашних заданий, с формой подведения итогов и практического применения результатов работы.

2. Алгоритм работы над творческим  домашним заданием должен быть  вывешен в кабинете в доступном для ознакомления месте.

3. График проведения творческих  домашних заданий и их описание  должны быть вывешены в кабинете.

4. Конкретизация темы, определение  времени сдачи задания.

5. Проведение индивидуальных предварительных  консультаций по творческому домашнему заданию.

6. Алгоритм работы над творческим  домашним заданием для учащихся:

    • Поиск литературы.
    • Работа с книгой.
    • Работа со статьей.
    • Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст.
    • Оформить работу в соответствии с требованиями.
    • Подготовить устное выступление (краткий пересказ).

7. Оценка творческих домашних  заданий

1) содержание, оформление и устное  выступление оцениваются отдельно;

2) отметка выставляется за устное  выступление и практическую работу  за компьютером.

8. Формы подведения итогов, практического  применения творческих домашних  заданий:

1. Письменная рецензия учителя.

2. Устное выступление учащегося.

3. Выставка лучших по оформлению  работ.

4. Создание библиотечки из лучших  по содержанию работ.

5. Участие в конкурсах различных уровней.

Можно выделить следующую классификацию творческих заданий по информатике, которые могут использоваться, в том числе, и в качестве домашних (см. Таблица 1) [2]:

Таблица 1

 

Классификация творческих заданий по информатике

ПО СОДЕРЖАНИЮ

1

Занимательные задачи (задачи- рассказы, задачи- парадоксы и т.д.)

2

Интегрированные задачи (требующие знаний по нескольким темам, предметам)

3

Творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных знаний)

4

Задачи, допускающие несколько способов решения

 

ПО ВЫПОЛНЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ

1

Составление задач учащимися

2

Конструирование обратных задач

3

Составление кроссвордов, ребусов по теме

4

Разгадывание кроссвордов, ребусов

5

Написание рефератов, докладов

6

Разработка презентаций по теме

7

Проект - создание учащимися нового готового продукта

8

Написание творческих сочинений, сказок (младшие классы)


Можно воспользоваться классификацией, предложенной А.В.Хуторским [1].

  1. Задания когнитивного типа.
    1. Научная проблема – решить реальную проблему, которая существует в науке. Пример задания: Выясни, какие сегодня существуют проблемы с сохранением информации на внешних носителях. Предложи свои способы их решения. Это задание исследовательского характера и требует работы с дополнительными источниками информации.
    2. Исследование объекта – в задании приводятся указания по исследованию объекта (слова, тексты, числа и т.д.). Пример задания: Исследовать слово «компьютер», установить его начальное происхождение, значение. Что оно означает сейчас? Соответствует ли название назначению устройства? Для выполнения этого задания необходимо воспользоваться дополнительными источниками информации.
    3. Структура – нахождение, определение принципов построения различных структур. Пример задания: Как ты понимаешь понятие «открытая архитектура»? Почему в построении современных ПК используется принцип «открытой архитектуры»? Задание лучше использовать перед изучением темы «Компьютер», чтобы учащиеся смогли высказать свое определение понятия «открытая архитектура», а затем сравнить свое мнение с общепринятым.
    4. «Восстановление» истории – «проживание» исторических событий и явлений. Пример задания: Объясните причины применения десятиричной системы счисления людьми, а двоичной – компьютерами. Задание можно предложить перед изучением темы «Двоичное кодирование информации».
    5. Опыт – проведение опыта, эксперимента. Пример задания: Разрешающая способность мыши обычно составляет около 600 dpi (dot per inch – точек на дюйм). Это означает, что при перемещении мыши на 1 дюйм (1 дюйм= 2,54 см) указатель мыши на экране перемещается на 600 точек. Проверь экспериментальным путем разрешающую способность компьютерной мыши. Задание предлагается в качестве домашнего эксперимента. По итогам работы учащимся необходимо подготовить отчет (видеоролик, описание эксперимента и т.д.).
    6. Общее в разном – вычленение общего и отличного в разных системах. Пример задания: Понятие «топология» встречается в геометрии, географии, информатике. В чем общность этих понятий в разных предметных областях? Для его выполнения учащимся необходимо воспользоваться дополнительными источниками информации.
    7. Разнонаучное познание – одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта. Пример задания: Компьютер – универсальное устройство обработки информации. Как может быть он использован для работы с информацией людьми разных профессий? (Выбери для анализа не менее трех профессий по своему усмотрению). Задание исследовательского характера, требует работы с дополнительными источниками информации.

II. Задания креативного типа.

  1. Сделай по-своему – предложить ученикам по-своему выполнить то, что учителю уже известно. Пример задания: Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Выясни, какие другие названия были в истории для данного устройства. Придумайте собственное слово или аббревиатуру для названия устройства. Для выполнения задания учащимся необходимо воспользоваться дополнительными источниками информации.
  2. «Проживание» истории – «проживание» исторических событий и явлений. Пример задания: Как бы ты облегчил счет людям различных исторических эпох? Задание можно предложить учащимся перед изучением темы «История вычислительной техники».
  3. Жанры текста – создать словесный продукт в различных жанрах. Пример задания: Возьми интервью «Компьютер в вашей жизни» с пользователем ПК (родители, знакомые, друзья). Задание может быть предложено в качестве альтернативного домашнего задания в начале изучения предмета информатики.
  4. Сочинения – сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, стихотворение, сюжет и т.д. Пример задания: Сочините и отредактируйте в текстовом редакторе MS WORD стихотворение, которое начинается со слов «Компьютер – это…».
  5. Составление – составить словарь, кроссворд, игру, викторину и т.д. Пример задания: Составить кроссворд на тему «Устройства ПК». Данное задание можно использовать в качестве проверки знаний по теме «Компьютер и ПО».
  6. Изготовление – изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, видеофильм. Пример задания: Используя вырезки из газет и журналов, создайте коллаж на тему «Компьютер моей мечты» («Компьютер в моей жизни»). Данное домашнее задание может быть предложено ученикам в начале изучения темы «Компьютер и ПО».
  7. Учебное пособие – разработать свои учебные пособия. Пример задания: Составить тест по теме «Устройство ПК». Задание можно использовать в качестве проверки знаний по теме «Компьютер и ПО».
      1. Задания оргдеятельностного типа.
  8. Планы – разработать план домашней или творческой работы, составить индивидуальную программу занятий по курсу. Пример задания: Сашина бабушка решила научиться работать на компьютере. Предложи свой план освоения персонального компьютера пожилым человеком.
  9. Выступление – составить показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников. Пример задания: Помоги учащимся 7 класса придумать творческую защиту проекта «Мой первый мультфильм в среде ЛОГО».
  10. Рефлексия – осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) на протяжении определенного отрезка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности. Пример задания: Нарисуйте шкалу-показатель «Уровень знаний по теме «Устройство ПК» и отметьте на ней уровень своих начальных знаний. После изучения темы вновь сделайте отметку, сравните начальный и конечный показатели. Рефлексивные задания желательно давать по окончании изучения темы, завершении работы над проектом.
  11. Оценка – написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика, подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период. Пример задания: Предоставьте рецензию на работу одноклассника фотоколлаж «Мой город». Возможные критерии оценки: 1) владение основными приемами работы с графическим редактором; 2) композиционная законченность; 3) оригинальность; 4) гармоничность цветовой гаммы; 5) художественная привлекательность; 6) текстовое оформление.

Информация о работе Творческие домашние задания в процессе обучения информатике