Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 15:25, статья
Домашнее задание – связующее звено между уроками. Продолжается работа по усвоению учебного материала, его закреплению. Задания могут быть устными (изучить параграф в учебнике или опорный конспект в тетради) и письменными. Ценность некоторых домашних заданий в том, что определенный вид работы в классе просто не выполним. Это индивидуальная подготовка доклада (поиск и отбор материала), чтение дополнительной литературы или самостоятельная доработка материала, изученного на уроке. Все это может способствовать развитию инициативы учащихся, активизировать познавательную деятельность и тем самым развивать их мышление.
Т.С. Калинин
Руководитель: Е.Д. Соколова
ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск
Домашнее задание – связующее звено между уроками. Продолжается работа по усвоению учебного материала, его закреплению. Задания могут быть устными (изучить параграф в учебнике или опорный конспект в тетради) и письменными. Ценность некоторых домашних заданий в том, что определенный вид работы в классе просто не выполним. Это индивидуальная подготовка доклада (поиск и отбор материала), чтение дополнительной литературы или самостоятельная доработка материала, изученного на уроке. Все это может способствовать развитию инициативы учащихся, активизировать познавательную деятельность и тем самым развивать их мышление.
Творческие домашние задания – одна из форм самостоятельной деятельности учащихся. Они способствуют углублению знаний по информатике, ускорению темпов овладения информационными технологиями, выработке устойчивых навыков самостоятельной работы, экономии времени, снижению нагрузки.
В качестве главных признаков творческих домашних работ учащихся можно выделить:
В связи с тем, что большинство учащихся не имеет дома компьютера, творческое домашнее задание может быть дано дифференцированно. Некоторые ученики могут сдать готовый графический или звуковой файл, другие - показать элементы будущего рисунка или план создания презентации. Как правило, между учениками, имеющими дома компьютер, идет определенное соперничество. Возможность самовыражения, показа собственных достижений, отличающихся от образца, не допускает двух одинаковых работ. Должно поощряться стремление ученика находить свой способ. Качество выполнения зависит от отношения ученика к учебе, поэтому домашние задания должны быть систематическими. Современный урок информатики проблемный – требует от учащихся высокой умственной активности и самостоятельности. В связи с этим задание на дом должно включать в себя информацию о том, чем будут заниматься учащиеся на следующем уроке. Дается краткий инструктаж, как выполнять, на что будет обращаться внимание во время проверки, какая работа будет считаться хорошей.
Можно подготовить комплекты домашних заданий в виде карточек на каждого ученика. Например, по системам счисления:
Двоичная система счисления. Вариант 1 |
Двоичная система счисления. Вариант 2 |
1. Переведите данные числа из двоичной системы счисления в десятичную: 1001, 111, 10011, 1100, 10001 2. Переведите данные числа из десятичной системы в двоичную: 17, 3, 10, 18, 25, 61 |
1. Переведите данные числа из двоичной системы счисления в десятичную: 1011, 110, 1001, 100, 100001 2. Переведите данные числа из десятичной системы в двоичную: 16, 21, 11, 16, 27, 63 |
По теме «Логические операции» - 2 варианта, но разных видов:
I вариант.
1. Чему равно значение
2. Построить таблицу истинности логического выражения: А ИЛИ (А И В) ИЛИ (В И С).
II вариант.
1. Определите истинность
(НЕ (1 И 0) И НЕ 1) ИЛИ (НЕ (0 ИЛИ 1) И 1)=
2. Решите логическую задачу: Алеша,
Иван и Гриша нашли в земле
старинный сосуд. Рассматривая находку,
каждый высказал два
Многие задания требуют от ученика индивидуальной работы, например, кодирование своего имени и фамилии «Шифром Цезаря», перевод даты дня рождения в другую систему счисления. При изучении темы «Моделирование и формализация» - построение генеалогического древа своей семьи; при изучении табличных баз данных – подготовка материала для создания БД «Домашняя видеотека». Более подготовленные учащиеся выполняют домашнее задание по установке некоторых программ на ПК, с последующим анализом их работы, осуществляют поиск информации в Интернете.
Способствуют усвоению материала творческие задания типа: составить рассказ на английском языке или подобрать текст, в котором встречаются операторы, функции и процедуры изучаемого языка программирования. А в самостоятельной работе на уроке ребята, обменявшись подготовленными заданиями, находят, подчеркивая, известные им операторы, функции и процедуры изучаемого языка программирования.
Домашняя работа позволяет систематизировать знания по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, можно предлагать творческие домашние работы с так называемыми открытыми заданиями, т.е. с такими заданиями, у которых нет, и не может быть заранее известных решений и ответов.
Таким образом, прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь, способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы, почувствовать уверенность в своих силах, пробуждает интерес к исследовательской работе. Это необходимый плацдарм для участников олимпиад всех уровней, для старшеклассников, занимающихся исследовательской работой и участников интеллектуальных игр.
Если выполнение творческого домашнего задания рассчитано на длительное время (например, работа над проектом), то необходимо соблюдение ряда требований.
1. Требования к проведению
В начале года проведение общего ознакомления учащихся с едиными требованиями, алгоритмом работы, системой оценивания творческих домашних заданий, с формой подведения итогов и практического применения результатов работы.
2. Алгоритм работы над
3. График проведения творческих
домашних заданий и их
4. Конкретизация темы, определение времени сдачи задания.
5. Проведение индивидуальных
6. Алгоритм работы над
7. Оценка творческих домашних заданий
1) содержание, оформление и устное
выступление оцениваются
2) отметка выставляется за
8. Формы подведения итогов, практического
применения творческих
1. Письменная рецензия учителя.
2. Устное выступление учащегося.
3. Выставка лучших по оформлению работ.
4. Создание библиотечки из
5. Участие в конкурсах различных уровней.
Можно выделить следующую классификацию творческих заданий по информатике, которые могут использоваться, в том числе, и в качестве домашних (см. Таблица 1) [2]:
Таблица 1
Классификация творческих заданий по информатике | |
№ |
ПО СОДЕРЖАНИЮ |
1 |
Занимательные задачи (задачи- рассказы, задачи- парадоксы и т.д.) |
2 |
Интегрированные задачи (требующие знаний по нескольким темам, предметам) |
3 |
Творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных знаний) |
4 |
Задачи, допускающие несколько способов решения |
ПО ВЫПОЛНЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ | |
1 |
Составление задач учащимися |
2 |
Конструирование обратных задач |
3 |
Составление кроссвордов, ребусов по теме |
4 |
Разгадывание кроссвордов, ребусов |
5 |
Написание рефератов, докладов |
6 |
Разработка презентаций по теме |
7 |
Проект - создание учащимися нового готового продукта |
8 |
Написание творческих сочинений, сказок (младшие классы) |
Можно воспользоваться классификацией, предложенной А.В.Хуторским [1].
II. Задания креативного типа.
Информация о работе Творческие домашние задания в процессе обучения информатике