Телемедицина в практической деятельности врача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 19:30, реферат

Краткое описание

Важнейшей задачей здравоохранения цивилизованного государства, способствующей стабильности общества, является обеспечение права гражданина на медицинское обслуживание, независимо от его социального положения и места жительства. Для реализации этого права в России необходимо проведение целого ряда комплексных мероприятий. Однако, если вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений полноценным финансированием, оснащения новейшим оборудованием и другими ресурсами можно решить хотя бы теоретически, то обеспечить каждую районную больницу специалистами мирового класса невозможно даже в теории. Решение подобной задачи возможно только при внедрении теле-медицинских технологий в практику работы учреждений здравоохранения.

Содержание

Нормативно правовые документы: 3
Причины создания теле-медицины 3
История развития теле-медицинских технологий 4
РАЗВИТИЕ ТЕЛЕ-МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ 8
Федеральный уровень 8
Уровень субъектов Российской Федерации 9
Районный уровень 10
Консультативная помощь 10
ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ 12
Организационно-методические вопросы 13
Технологические решения 14
Заключение 16
Список литературы: 18

Вложенные файлы: 1 файл

Информатика.docx

— 331.76 Кб (Скачать файл)

Первоочередными задачами телемедицины в области обеспечения консультативной помощи в настоящее время являются:

консультации сложных больных на различных этапах оказания помощи;

экстренные консультации больных, находящихся в критическом состоянии;

консультации в процессе оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

догоспитальное консультирование больных для уточнения предварительного диагноза / метода лечения и решения вопроса о месте и сроках предстоящего лечения.

Обеспечение телеконсультативной помощи при решении вопросов диагностики, лечения (в том числе хирургического), реабилитации больных предполагает возможность работы в режимах on-line и off-line, т.е. непосредственно в момент обращения или в виде отсроченной консультации в согласованное время, а также в форме обмена данными и мнениями по электронной почте. Необходимым условием является обеспечение консультанта полноценной исходной информацией (идентичной с имеющейся у лечащего врача) для принятия решения (выдачи заключения) по диагностике, плану дальнейшего обследования и лечению пациентов. Данный подход, при работе в режиме видеоконференции, предполагает возможность прямых консультаций в процессе оперативного вмешательства и даже дистанционное проведение операции (телехирургия) при определенном уровне технического оснащения.

Действующие ТМЦ отличаются методическими подходам, уровнем технологии, принципами организации работы. Учитывая важность обсуждения видеоданных в сочетании с речевым контактом врачей в процессе их анализа, должны поддерживаться технические решения, обеспечивающие такую возможность на основе общепринятых стандартов представления и передачи информации.

При чрезвычайных ситуациях, наряду с использованием ТМЦ ЛПУ, должно предусматриваться применение мобильных систем для экстренной телеконсультативной поддержки врачей специализированных бригад Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России: 1) по поводу уточнения диагноза и / или тактики ведения на различных этапах; 2) в отношении целесообразности транспортировки пострадавших в специализированное учреждение; 3) при оказании помощи (в том числе в процессе оперативного вмешательства). Одной из важных задач экстремальной телемедицины является консультация спасателей (ЦЕНТРОСПАС МЧС и др.) по первичной медицинской помощи пострадавшим.

При взаимодействии с медицинскими службами силовых ведомств в мирное и военное время предполагается проведение телеконсультаций центральными и полевыми госпиталями МВД России, Минобороны России, со специализированными учреждениями здравоохранения Минздрава России и РАМН.

ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

 

Дистанционное образование включает:

обучение студентов;

повышение квалификации врачей / медицинских сестер;

теленаставничество (за рубежом – телементорство), т.е. непосредственная помощь учителя своему ученику (например, бывшему ординатору, аспиранту и т.п.) или преподавателя студенту (слушателю);

работа с заочными аспирантами и докторантами;

научно-практические семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения, доступной в настоящее время только специализированным учреждениям здравоохранения;

тренинг пользователей при освоении новых медицинских методов и информационных технологий.

К проблеме обучения и повышения квалификации примыкает информационное обеспечение научно-методической литературой и тестирующими программами для сертификации врачей с использованием сети Интернет (Web-серверы по направлениям медицины).

Организационно-методические вопросы.

 Сравнительно высокая  стоимость создания телемедицинской  сети России предполагает на  начальных этапах организацию  ТМЦ в ЛПУ административных  центров субъектов Российской  Федерации. На их базе должна  быть обеспечена доступность  контакта с любым специализированным  учреждением здравоохранения федерального  или межрегионального уровня. Общую  координацию создания телемедицинской  сети осуществляют Минздрав России  и РАМН (а также медицинские  управления соответствующих министерств  и ведомств), непосредственное руководство  организацией ТМЦ обеспечивают  окружные советы здравоохранения  и органы управления здравоохранением  субъектов Российской Федерации в контакте с ТФОМС.

Телемедицинские центры 1

Рисунок 4

Телемедицинские центры в первую очередь целесообразно создавать на базе многопрофильных стационаров, являющихся клиническими базами образовательных медицинских учреждений высшего профессионального образования, что позволит одновременно использовать их также в системе телеобучения. В качестве временной меры могут использоваться (на договорной основе) телекоммуникационные центры местных провайдеров связи или других организаций.

Актуально объединение научных институтов и образовательных медицинских учреждений высшего профессионального образования в крупных медицинских центрах (Москва, С - Петербург, Новосибирск, Томск и др.), примером может служить объединение 44 учреждений здравоохранения в г. Москве в единую корпоративную сеть. Такой подход создает новые возможности для проведения консилиумов в случаях сочетанной патологии, нередко представляющей серьезные диагностические трудности. Одновременно это соответствует проекту Всемирной организации здравоохранения о создании единой сети научных медицинских ресурсов на базе Интернета.

Построение телемедицинских сетей городского и территориального уровней, отдельных служб должно предусматривать возможности их наращивания (при подключении новых учреждений и территорий) без коренной модернизации.

Технологические решения.

Телемедицинская сеть России строится как децентрализованная система на основе принципов функциональной стандартизации по типу открытых систем. Технологические решения для обеспечения ТМ систем в России должны ориентироваться на стандартные протоколы передачи обмена и структур сообщений при обмене медицинскими данными, в том числе в гетерогенных сетях. Это тем более важно, что используются системы разных фирм и разнообразные каналы связи, что выдвигает задачу анализа совместимости ТМ оборудования и интеграции различных коммуникационных систем. Однотипные решения необходимы при построении городских / региональных медицинских сетей и их связи с межрегиональными и федеральными научными и образовательными медицинскими учреждениями. Телемедицинские сети должны соответствовать рекомендациям по стандартизации Р50.1.022-2000 "Информационные технологии. Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России" (утверждены Постановлением Госстандарта РФ №15-СТ от 26.01.2000).

Важным аспектом является защита информации в сетях, определение оборудования и программного обеспечения для реализации этой задачи в полном объеме. Должны предусматриваться также совместимые системы оцифровки, анализа и передачи медицинских изображений независимо от используемого медицинского оборудования.

При организации ВКС предпочтение должно отдаваться цифровым ISDN-каналам и корпоративным сетям, обеспечивающим в настоящее время гарантированную полосу пропускания. Перспективным направлением является техническая возможность осуществлять видеоконференции путем перенаправления данных, поступающих по междугородним ISDN линиям, в корпоративные IP-сети, что открывает более широкие возможности для участников телемедицинских проектов. Регулярный анализ коммуникационной поддержки телемедицины обеспечит последующую своевременную коррекцию технических решений.

Правовые аспекты.

Нормативно-правовые аспекты телемедицинских технологий предполагают решение вопросов ответственности медицинского и технического персонала за организацию, проведение и правовую защиту всех участников телеконсультаций и дистанционного обучения, включая:

показания к проведению телемедицинских консультаций и «телемедицинской помощи» (советы) населению;

добровольное информированное согласие пациента (родственника, уполномоченного лица) на проведение телеконсультации с учетом ограничений, существующих при использовании телемедицинских технологий;

ответственность консультанта за сделанное заключение при условии предоставления ему всего комплекса необходимой информации о состоянии больного и правильной трактовке (выполнении) лечащим врачом полученных при телемедицинской консультации рекомендаций;

аутентичность обсуждаемых медицинских документов (процедура подтверждения одинакового качества передаваемых / получаемых материалов); авторизацию материалов, получаемых при использовании ТМТ;

конфиденциальность телеконсультации и последующую защиту персональных данных пациентов;

протоколизацию (документирование) телемедицинской консультации (сеанса) и последующее архивирование данных телеконсультации;

аутентификацию консультанта и его подписи;

техническое обеспечение своевременного проведения телемедицинского сеанса;

ответственность за достоверность информации, публикуемой на Web-серверах;

обеспечение авторских и имущественных прав на материалы, используемые в процессе телеконсультации (лекции);

предоставление платных телемедицинских услуг.

Пути реализации концепции развития телемедицинских технологий.

Реализация Концепции развития телемедицинских технологий в России должна предусматривать разработку нормативных правовых и методических документов, а также организационные мероприятия, обеспечивающие единые принципы и технологические решения функционирования децентрализованной телемедицинской сети Российской Федерации.

В соответствии с этим, в первую очередь должны быть подготовлены следующие документы:

Принципы построения и использования телемедицинской сети.

Этапы развития телемедицины в Российской Федерации.

Требования к сертификации телемедицинских центров в системе здравоохранения Российской Федерации.

Разработка профилей ТМ технологий ("Стандартизация протоколов обмена и структур сообщений при обмене медицинскими данными", "Стандартизация передачи медицинских изображений и мультимедийных данных") с использованием опыта международных и европейских организаций ISO/TC 215 и CEN/TC 251.

Определение статуса телемедицины как высокой технологии в системе специализированной медицинской помощи населению.

Правовые аспекты применения телемедицинских технологий в системе оказания медицинской помощи населению.

Этические аспекты применения телемедицинских технологий в консультировании и лечении больных.

Положение об организации дистанционного повышения квалификации врачей / обучения с использованием телемедицинских технологий.

Классификатор (перечень) телемедицинских услуг (ТМУ), расчет их стоимости (структура цены и тарифы на ТМУ) и механизмы оплаты.

Заключение.

Важнейшей задачей здравоохранения цивилизованного государства, способствующей стабильности общества, является обеспечение права гражданина на медицинское обслуживание, независимо от его социального положения и места жительства. Для реализации этого права в России необходимо проведение целого ряда комплексных мероприятий. Однако, если вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений полноценным финансированием, оснащения новейшим оборудованием и другими ресурсами можно решить хотя бы теоретически, то обеспечить каждую районную больницу специалистами мирового класса невозможно даже в теории. Решение подобной задачи возможно только при внедрении телемедицинских технологий в практику работы учреждений здравоохранения. Это особенно актуально для России с ее огромной территорией, неравномерным распределением населения и концентрацией ведущих специалистов-медиков в крупных городах.

Телемедицина предоставит новые возможности для реорганизации и интенсификации системы управления здравоохранением на всех уровнях.

Дистанционное повышение квалификации и обучение позволит ускорить внедрение новых медицинских технологий и даст возможность привлечь высококвалифицированных научных работников к преподавательской деятельности без отрыва от основной работы.

Финансирование телемедицинских проектов должно осуществляться из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников  
Список литературы:

  1. http://www.telemedcare.ru
  2. http://korfis.ru
  3. http://www.stel.ru/equipment/telemedicine/
  4. https://ru.wikipedia.org

 

Тихонов И.В.

 педиатрический факультет 209 группа

 


Информация о работе Телемедицина в практической деятельности врача