Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:32, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
раскрыть социально- экономическую сущность циклов;
рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
рассмотреть основные фазы делового цикла;
Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.История возникновения проблемы циклического развития экономики. Основные черты и фазы цикла ……….5
1.1 Основные теории цикличности экономики……………. …………………...5
1.2 Причины циклического развития экономики ……………………………….7
1.3 Характеристика и фазы цикла ………………………………………………16
ГЛАВА 2. Типы экономических циклов…………………………….25
2.1 Основные типы циклов…………………………………………………… ...25
2.2 Нециклические колебания…………………………………………………...27
2.3 Государственное антициклическое регулирование………………………..28
Глава 3. Общая характеристика деятельности ОАО «АВТОВАЗ» в условиях кризиса………………………………………..32
3.1 Оценка и диагностика кризисного состояния предприятия……………….32
3.2 Анализ системы управления ………………………………………………...35
3.3 Обоснование стратегии вывода предприятия из кризиса………………….38
Заключение…………………………………………………………………..41
Список литературы……………………………………………………….43
I цикл с 1787 по 1814г.- повышательная волна, с 1814-1851г. – понижательная волна;
II цикл с 1844 по 1875г. - повышательная волна, с 1870 по 1896г.- понижательная волна;
III цикл с 1896 по 1920г. – повышательная волна.
Наряду с краткосрочными и среднесрочными экономическими циклами существуют большие экономические циклы. Большие экономические циклы не могут быть объяснены случайными причинами. Кондратьев объяснял существование больших экономических циклов тем, что длительность функционирования различных созданных хозяйственных благ неодинакова , Равным образом для их создания требуется различное время и различные средства. Как правило, наиболее длительный период функционирования имеют мосты, дороги, здания и другая инфраструктура. Они же требуют и наибольшего времени и наибольших аккумулированных капиталов для их создания. Большие циклы можно рассматривать как нарушение и восстановление экономического равновесия длительного периода. Основная причина их лежит в механизме накопления, аккумуляции и рассеяния капитала, достаточного для создания новых элементов инфраструктуры. Однако действие этой основной причины усиливается действием вторичных факторов.
Начало подъема («повышающая
волна») совпадает с моментом, когда
накопление достигает такого состояния,
при котором становиться
Понижение темпа экономической жизни («понижающая волна»), вызванное накапливающейся совокупностью экономических факторов отрицательного характера, в свою очередь обусловливает усиление поисков в области создания совершенной техники и сосредоточение капитала в руках промышленно-финансовых групп. Все это создает предпосылки для нового подъема, и он повторяется вновь, хотя и на новой ступени развития производительных сил.
В соответствии с концепцией Кондратьева, начало подъема в новом большом экономическом цикле приходилось на середину 40-х годов, а следующего - на середину 90-х годов.
2.2 Нециклические колебания
Не следует делать вывод, что все колебания деловой активности объясняются экономическими циклами. С одной стороны, существуют сезонные колебания деловой активности. Например, покупательский "бум" перед Рождеством и Пасхой ведет к значительным ежегодным колебаниям в темпах экономической активности, в особенности в розничной торговле. Сельское хозяйство, автомобильная промышленность, строительство в какой-то степени также подвержены сезонным колебаниям.
Деловая активность зависит и от долговременной тенденции в экономике, то есть от повышения или снижения экономической активности в течение длительного периода, например 25, 50 или 100 лет. Отметим, что для американского капитализма долговременной тенденцией был значительный экономический рост. В настоящее время для экономического цикла характерны колебания деловой активности при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.
2.3 Государственное антициклическое регулирование
Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы.
Таблица 1
Признаки |
Неокейнсианство |
Неоконсерватизм |
Ориентации
Цели
Приоритеты регулирования
Оценка роли государства |
На спрос
Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика)
политика.
политика
Поощрение |
На предложение
Создание стимулов деятельности (микроэкономика)
политика
политика
Ограничение |
В зависимости от исходных
установок и ориентиров сторонники
того или иного направления по-
Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.
По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.
В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.
Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Налогово-бюджетная политика
такого периода характеризуется повыше
В общем и целом
о политике, которую должно проводить
государство в целях
ГЛАВА 3. Общая характеристика деятельности ОАО «АВТОВАЗ» в условиях кризиса
3.1 Оценка и диагностика кризисного состояния предприятия
ОАО "АвтоВАЗ" имеет
юридический и фактический
Чистый убыток за 2008 год составил 6684 млн. руб. (2007 год: прибыль 3951 млн. руб.). Получение убытка по сравнению с 2007 годом обусловлено увеличением операционных расходов по основной деятельности. Рентабельность продаж снизилась с 6,36% в 2007 году до 0,02% в 2008 году. Основным фактором снижения рентабельности продаж Общества является опережающий темп роста себестоимости и коммерческих расходов по реализованной продукции по сравнению с выручкой от продаж.
В настоящий момент предприятия
автомобильной промышленности наиболее
остро ощутили последствия
В презентации бизнес-плана завода к комиссии господина Шувалова говорится, что заводу необходимо минимум 70 млрд руб., из которых 54 млрд руб.— на погашение текущего долга (кредиты, облигации и векселя), 9,5 млрд руб.— на запуск инвестпрограммы, а еще 2,8 млрд руб.— «на компенсацию отрицательного денежного потока», который появится в 2010 году. Менеджмент «АвтоВАЗа» надеется снять с компании долговую нагрузку через выкуп её облигаций ВЭБом. На 1 января 2010 года долговая нагрузка «АвтоВАЗа» составит 76,3 млрд руб. без учета долга перед поставщиками (9,76 млрд руб.), говорит замминистра Андрей Дементьев.
«Менеджмент АвтоВАЗа видит единственно возможный выход из сложившейся негативной ситуации — капитализацию кредиторской задолженности в объеме не менее 60 миллиардов рублей через выпуск облигаций, выкупаемых Внешэкономбанком», — говорится в сообщении. Критику Минпромторга вызвал и бизнес-план компании. К 2014 году АвтоВАЗ планирует выпускать 670 000 автомобилей сегмента low cost на платформах Kalina и B0 и отказаться «классики», Priora и Samara. «Продуктовая стратегия крайне рискованна, так как построена на предложении небольшого количества моделей под одним брендом в одном ценовом сегменте, на сильно фрагментированном рынке, что делает заявленный объем продаж и доходность бизнеса труднодостижимыми»
Полученные от государства 25 млрд рублей помощи пошли не на инвестиции в новые модели, а на погашение долгов - прежде всего перед поставщиками. Поставщики АвтоВАЗа - отдельная тема. Из материалов проверки Генпрокуратурой выяснилось, что из 553 поставщиков 299 - посредники. Вот выдержка из отчета прокуроров по АвтоВАЗу, попавшего в распоряжение Newsweek: «…Данные фирмы включены в цепочку производитель – конечный потребитель для удорожания продукции». Большие проблемы у АвтоВАЗа и со сбытом. Роль сбытовой сети в условиях кризиса возрастает многократно. Надо оперативно реагировать на запросы и стимулировать спрос.
Проблемы АвтоВАЗа приходится решать на самом высоком уровне. Вывести это предприятие из кризиса взялось Правительство. Владимир Путин заявил, что «хотел бы, чтобы все акционеры АвтоВАЗа» участвовали в докапитализации». Кроме Renault в состав акционеров завода входят «Тройка Диалог» и «Ростехнологии» (каждый владеет блокпакетом).
3.2 Анализ системы управления
Оставленная в наследие бюрократическая модель управления не является эффективной для крупномасштабных российских предприятий. Не избежало такой тенденции и ОАО "АвтоВАЗ". Функциональная департаментализация, существовавшая здесь на протяжении многих лет, начала претерпевать изменения в ходе создания структур на проектно-матричной основе. «Главное изменение, которое сейчас происходит на АВТОВАЗе – это переход от функционального управления компанией к проектному... Проектное управление меняет ситуацию в корне. Во-первых, проект становится жестко привязанным к экономическому обоснованию. Работа идет с конкретным продуктом, который имеет свою четко очерченную позицию на рынке. Проектом занимается изолированная команда администрирования. Это делает всю систему максимально прозрачной.