Тестовая форма проверки знаний школьников на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: Изучить особенности тестовых заданий для проверки знаний по информатике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Психолого-педагогический метод по проблеме контроля знаний по информатике в современных условиях обучения.
Проанализировать функции контроля, принципы построения системы контроля.
Выявить естественное преимущества тестовой формы контроля .
Разработать тестовые задания для проверки знаний по базовому курсу информатики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Методические аспекты контроля знаний по информатике………6
1.1.Цели, функции, принципы и формы контроля знаний в учебном процессе.........................6
1.2. Тестирование как основная форма контроля знаний………......13
Глава II. Подготовка тестовых заданий для проверки знаний по информатике………………………………………………………..25
2.1. Организация тестирования……………………………………...25
2.2. Требования к материалам тестирования…………………….....31
2.3. Критерии оценки………………………………………………....37
Заключение…………………………………………………………………...39
Список литературы…………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)
    • предварительный;
    • Текущий;
    • тематический контроль;
    • итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения;

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика.

   Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное педагогам как предварительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять "прирост" знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить мастерство (профессионализм) педагога.

 Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.

  Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению общей продуктивности учебного труда.

   Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др. Тестовые задания для текущего контроля (их количество обычно не превышает 6-8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. После завершения работы обязательно анализируются допущенные обучаемыми ошибки.

   Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом.

Тематический контроль выявляет степень усвоения раздела или темы программы. На основании данных тематического контроля преподаватель принимает управленческое решение. Он делает вывод о необходимости дополнительной отработки данной темы, если результаты контроля неудовлетворительны; либо переходит к изучению следующей темы, если результаты контроля говорят о хорошей подготовке студентов. Оценка уровня подготовки обучаемых в этом случае производится с помощью зачетов по разделам программы, экзаменов или тестов.

   Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ.

 

1.2. Тестирование как основная форма контроля знаний

 

Одним из способов совершенствования  контроля знаний и умений является применение тестового метода.

Тесты как измерительный  инструмент используются в большинстве  стран мира. Их разработка и использование основаны на статистической теории, теории моделирования и параметризации тестов  и подтверждены многочисленными эмпирическими исследованиями. Тестология как теория и практика тестирования существует более сотни лет, и за это время накоплен большой опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование. Тесты не являются универсальным средством, границы использования тестирования достаточно хорошо известны, и это знание дает уверенность в том, что качественно подготовленный и использованный тестовый инструмент дает качественную и надежную информацию, соответствующую реальному положению дел.

Тестовые методы контроля имеют ряд преимуществ по сравнению  с традиционными:

более высокая степень  объективности контроля;

  • возможность более полного охвата материала;
  • высокая технологичность контроля, позволяющего быстро проверить знания больших групп учащихся;
  • сравнимость результатов контроля разных преподавателей и учебных заведений в случае использования стандартизированного теста.

Тестирование  - одна из наиболее технологических форм проведения контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний обучаемых с тестированием сравниться не может. Преимущество тестирования еще в том, что одновременно занята и продуктивно работает вся группа учащихся и за несколько минут можно получить срез обученности всех обучающихся.

Говоря о значении тестов как средства объективного контроля знаний, следует сказать и о  другой важнейшей функции – обучающей. Ни одна учебная дисциплина не может быть усвоения только прослушиванием лекций или чтением учебника, без выполнения системы заданий.

Название «тест» происходит от английского слова «test» - проба, испытание, исследование.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что существуют различные определения понятия «тест».

В психологическом  словаре тест определяется как краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий.

В словаре под  редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского  даётся следующее определение: тест – система заданий, позволяющая  измерить уровень определённого психического качества (свойства) личности.

Понятие «тест» употребляется в узком и широком смысле слова.

В узком смысле под тестом подразумевается краткое, строго стандартизированное испытание, которое позволяет количественно выразить результат и, следовательно, даёт возможность осуществить математическую обработку.

В широком же смысле понятие «тест» интерпретируется как «средство, так как с дидактических  позиций понятие «средство» охватывает весь инструментарий, который является связующим звеном между целью и результатом психолого-педагогической деятельности и включает в себя также различные методы, формы, приёмы».

С точки зрения В.С. Аванесова, педагогический тест – это оптимальная система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений по учебной дисциплине .

Определения, данные различными учеными, отражают как  содержательную характеристику педагогических тестов, так и их разновидности: тесты достижений, прогностические тесты, тесты умений и др.

Это позволяет нам выделить обобщенную сущностную характеристику педагогического  теста и его назначение в образовательном  процессе, выделенную В.С. Аванесовым, включающую рассмотрение теста как инструмента, состоящего из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенного для совершенствования процесса обучения и измерения уровня готовности на разных этапах профессиональной подготовки.

Таким образом, тест определяется как система тестовых заданий, подробная характеристика которых представлена в современных исследованиях В.С. Аванесова, Г.А. Мальцевой, А.Н. Майорова, В.А. Федоровой, Н.М. Халимова и др. 

Система означает, что в тесте собраны такие задания, которые обладают системообразующими свойствами (общей принадлежностью заданий к одной и той же системе знаний, т.е. к одной учебной дисциплине, их связь и упорядоченность). В тесте задания располагаются в порядке возрастающей трудности - от самого легкого, до самого трудного. Иначе говоря, среди ряда системообразующих признаков теста одним из важных является различие заданий по мере их трудности.

В процессе профессионального  обучения тестирование может производиться на всех этапах учебного процесса.

В научно-педагогической литературе выделяются следующие признаки тестов: объективность, модельность, стандартизированность.

Объективность предполагает исключенность влияния случайных факторов, намеренных воздействий на тестируемого. Она достигается, главным образом, единством задания, инструкции, принципов регистрации результатов тестирования.

Модельность означает, что испытание, с помощью тестов состоит из заданий, которые выражают какое-то комплексное целое.

Стандартизированность обеспечивает единообразные процедуры проведения и оценки выполнения теста. Стандартизация затрагивает словесные инструкции, время, материалы, а также окружающую обстановку.

Процесс тестового контроля регламентируется следующими основными принципами:

  • принцип объективности. На всех этапах тестового контроля этот принцип нацеливает на минимизацию субъективных влияний в процессе педагогических измерений и педагогического оценивания, на повышение в этом процессе роли программно-педагогических и программно-инструментальных средств, применение стандартов, общих для всех условий и правил оценивания;
  • справедливости и гласности. Этот принцип означает одинаковую для всех испытуемых систему требований, отсутствие каких-либо особых прав и привилегий перед остальными участниками процесса контроля, открытость всей процедуры для обсуждения и конструктивной критики, исключение проявлений тех негативных явлений, которые имеют место при использовании донаучных форм педагогического оценивания;
  • научности и эффективности. Им подчеркивается характерная для тестовой технологии наукоёмкость, междисциплинарность этой области специально-педагогического знания, нацеленность на автоматизацию и широкое использование компьютерных технологий, что создает предпосылки для повышения эффективности всего процесса контроля. Этим принципом создаются организационно-педагогические предпосылки для преодоления общей неэффективности процесса обучения и контроля.

По методологии интерпретации результатов тестирования тесты классифицируются на нормативно - ориентированные и критериально - ориентированные. Нормативно-ориентированный педагогический тест позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом. Критериально-ориентированный педагогический тест позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом. Нормативно-ориентированные педагогические тесты используются для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых. Критериально-ориентированные педагогические тесты применяются для того, чтобы интерпретировать результаты тестирования в соответствии уровнем обученности испытуемых на хорошо определенной области содержания.

Тесты различаются на гомогенные и гетерогенные. Гомогенный тест основывается на содержании какой-либо одной дисциплины. При его разработке авторы должны четко отслеживать, чтобы каждое задание не выходило по своему содержанию за рамки данной дисциплины. Такой тип теста наиболее распространен в учебном процессе. Гетерогенный тест основывается на содержании нескольких дисциплин. Гетерогенный педагогический тест является по своему существу междисциплинарным. В большинстве случаев каждое задание гетерогенного теста включает в себя элементы содержания нескольких дисциплин. Наибольшее распространение гетерогенные тесты получили при итоговом контроле учащихся.

В системе образования тесты подразделяются на следующие виды: вступительные, текущие, на тесты промежуточной и итоговой аттестации. Вступительный тестовый контроль осуществляется при проверки остаточных знаний с прошлого года. Текущий тестовый контроль может осуществляться в ходе повседневной учебной работы. Текущий тестовый контроль проводится с помощью нескольких вариантов теста, разработанного самим преподавателем или группой преподавателей. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к самостоятельной систематической работе над выполнением классных и домашних заданий, повышения интереса к учению и чувства ответственности за его результаты. Промежуточный (рубежный, поэтапный, периодический) тестовый контроль проводится после изучения логически законченной части (раздела) программы или в конце учебного периода (четверти). Итоговый тестовый контроль осуществляется в конце каждого учебного года, а также при завершении изучения дисциплины с обязательным учетом результатов текущего и промежуточного контроля.

По форме предъявления педагогические различаются тесты  бланковые, когда испытуемому предоставляется распечатка теста на бумаге, и компьютерные, когда учащийся должен отвечать на задания, работая на компьютере.

Информация о работе Тестовая форма проверки знаний школьников на уроках информатики