Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 19:09, курсовая работа
Цель курсовой работы: Изучить особенности тестовых заданий для проверки знаний по информатике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Психолого-педагогический метод по проблеме контроля знаний по информатике в современных условиях обучения.
Проанализировать функции контроля, принципы построения системы контроля.
Выявить естественное преимущества тестовой формы контроля .
Разработать тестовые задания для проверки знаний по базовому курсу информатики.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Методические аспекты контроля знаний по информатике………6
1.1.Цели, функции, принципы и формы контроля знаний в учебном процессе.........................6
1.2. Тестирование как основная форма контроля знаний………......13
Глава II. Подготовка тестовых заданий для проверки знаний по информатике………………………………………………………..25
2.1. Организация тестирования……………………………………...25
2.2. Требования к материалам тестирования…………………….....31
2.3. Критерии оценки………………………………………………....37
Заключение…………………………………………………………………...39
Список литературы…………………………………………………………..40
Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика.
Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное педагогам как предварительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять "прирост" знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить мастерство (профессионализм) педагога.
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.
Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению общей продуктивности учебного труда.
Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др. Тестовые задания для текущего контроля (их количество обычно не превышает 6-8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. После завершения работы обязательно анализируются допущенные обучаемыми ошибки.
Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом.
Тематический контроль выявляет степень усвоения раздела или темы программы. На основании данных тематического контроля преподаватель принимает управленческое решение. Он делает вывод о необходимости дополнительной отработки данной темы, если результаты контроля неудовлетворительны; либо переходит к изучению следующей темы, если результаты контроля говорят о хорошей подготовке студентов. Оценка уровня подготовки обучаемых в этом случае производится с помощью зачетов по разделам программы, экзаменов или тестов.
Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ.
1.2. Тестирование как основная форма контроля знаний
Одним из способов совершенствования контроля знаний и умений является применение тестового метода.
Тесты как измерительный инструмент используются в большинстве стран мира. Их разработка и использование основаны на статистической теории, теории моделирования и параметризации тестов и подтверждены многочисленными эмпирическими исследованиями. Тестология как теория и практика тестирования существует более сотни лет, и за это время накоплен большой опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование. Тесты не являются универсальным средством, границы использования тестирования достаточно хорошо известны, и это знание дает уверенность в том, что качественно подготовленный и использованный тестовый инструмент дает качественную и надежную информацию, соответствующую реальному положению дел.
Тестовые методы контроля имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными:
более высокая степень объективности контроля;
Тестирование - одна из наиболее технологических форм проведения контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний обучаемых с тестированием сравниться не может. Преимущество тестирования еще в том, что одновременно занята и продуктивно работает вся группа учащихся и за несколько минут можно получить срез обученности всех обучающихся.
Говоря о значении тестов как средства объективного контроля знаний, следует сказать и о другой важнейшей функции – обучающей. Ни одна учебная дисциплина не может быть усвоения только прослушиванием лекций или чтением учебника, без выполнения системы заданий.
Название «тест» происходит от английского слова «test» - проба, испытание, исследование.
Анализ психолого-педагогическо
В психологическом словаре тест определяется как краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий.
В словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского даётся следующее определение: тест – система заданий, позволяющая измерить уровень определённого психического качества (свойства) личности.
Понятие «тест» употребляется в узком и широком смысле слова.
В узком смысле под тестом подразумевается краткое, строго стандартизированное испытание, которое позволяет количественно выразить результат и, следовательно, даёт возможность осуществить математическую обработку.
В широком же смысле понятие «тест» интерпретируется как «средство, так как с дидактических позиций понятие «средство» охватывает весь инструментарий, который является связующим звеном между целью и результатом психолого-педагогической деятельности и включает в себя также различные методы, формы, приёмы».
С точки зрения В.С. Аванесова, педагогический тест – это оптимальная система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений по учебной дисциплине .
Определения, данные различными учеными, отражают как содержательную характеристику педагогических тестов, так и их разновидности: тесты достижений, прогностические тесты, тесты умений и др.
Это позволяет нам выделить обобщенную сущностную характеристику педагогического теста и его назначение в образовательном процессе, выделенную В.С. Аванесовым, включающую рассмотрение теста как инструмента, состоящего из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенного для совершенствования процесса обучения и измерения уровня готовности на разных этапах профессиональной подготовки.
Таким образом, тест определяется как система тестовых заданий, подробная характеристика которых представлена в современных исследованиях В.С. Аванесова, Г.А. Мальцевой, А.Н. Майорова, В.А. Федоровой, Н.М. Халимова и др.
Система означает, что в тесте собраны такие задания, которые обладают системообразующими свойствами (общей принадлежностью заданий к одной и той же системе знаний, т.е. к одной учебной дисциплине, их связь и упорядоченность). В тесте задания располагаются в порядке возрастающей трудности - от самого легкого, до самого трудного. Иначе говоря, среди ряда системообразующих признаков теста одним из важных является различие заданий по мере их трудности.
В процессе профессионального обучения тестирование может производиться на всех этапах учебного процесса.
В научно-педагогической литературе выделяются следующие признаки тестов: объективность, модельность, стандартизированность.
Объективность предполагает исключенность влияния случайных факторов, намеренных воздействий на тестируемого. Она достигается, главным образом, единством задания, инструкции, принципов регистрации результатов тестирования.
Модельность означает, что испытание, с помощью тестов состоит из заданий, которые выражают какое-то комплексное целое.
Стандартизированность обеспечивает единообразные процедуры проведения и оценки выполнения теста. Стандартизация затрагивает словесные инструкции, время, материалы, а также окружающую обстановку.
Процесс тестового контроля регламентируется следующими основными принципами:
По методологии интерпретации результатов тестирования тесты классифицируются на нормативно - ориентированные и критериально - ориентированные. Нормативно-ориентированный педагогический тест позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом. Критериально-ориентированный педагогический тест позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом. Нормативно-ориентированные педагогические тесты используются для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых. Критериально-ориентированные педагогические тесты применяются для того, чтобы интерпретировать результаты тестирования в соответствии уровнем обученности испытуемых на хорошо определенной области содержания.
Тесты различаются на гомогенные и гетерогенные. Гомогенный тест основывается на содержании какой-либо одной дисциплины. При его разработке авторы должны четко отслеживать, чтобы каждое задание не выходило по своему содержанию за рамки данной дисциплины. Такой тип теста наиболее распространен в учебном процессе. Гетерогенный тест основывается на содержании нескольких дисциплин. Гетерогенный педагогический тест является по своему существу междисциплинарным. В большинстве случаев каждое задание гетерогенного теста включает в себя элементы содержания нескольких дисциплин. Наибольшее распространение гетерогенные тесты получили при итоговом контроле учащихся.
В системе образования тесты подразделяются на следующие виды: вступительные, текущие, на тесты промежуточной и итоговой аттестации. Вступительный тестовый контроль осуществляется при проверки остаточных знаний с прошлого года. Текущий тестовый контроль может осуществляться в ходе повседневной учебной работы. Текущий тестовый контроль проводится с помощью нескольких вариантов теста, разработанного самим преподавателем или группой преподавателей. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к самостоятельной систематической работе над выполнением классных и домашних заданий, повышения интереса к учению и чувства ответственности за его результаты. Промежуточный (рубежный, поэтапный, периодический) тестовый контроль проводится после изучения логически законченной части (раздела) программы или в конце учебного периода (четверти). Итоговый тестовый контроль осуществляется в конце каждого учебного года, а также при завершении изучения дисциплины с обязательным учетом результатов текущего и промежуточного контроля.
По форме предъявления
педагогические различаются тесты
бланковые, когда испытуемому предоставляе
Информация о работе Тестовая форма проверки знаний школьников на уроках информатики