Тестовая форма проверки знаний школьников на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: Изучить особенности тестовых заданий для проверки знаний по информатике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Психолого-педагогический метод по проблеме контроля знаний по информатике в современных условиях обучения.
Проанализировать функции контроля, принципы построения системы контроля.
Выявить естественное преимущества тестовой формы контроля .
Разработать тестовые задания для проверки знаний по базовому курсу информатики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Методические аспекты контроля знаний по информатике………6
1.1.Цели, функции, принципы и формы контроля знаний в учебном процессе.........................6
1.2. Тестирование как основная форма контроля знаний………......13
Глава II. Подготовка тестовых заданий для проверки знаний по информатике………………………………………………………..25
2.1. Организация тестирования……………………………………...25
2.2. Требования к материалам тестирования…………………….....31
2.3. Критерии оценки………………………………………………....37
Заключение…………………………………………………………………...39
Список литературы…………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

Процедурная часть  тестового задания должна быть максимально  краткой - не превышать 5-10 слов. Тестовое задание должно быть сформулировано в утвердительной форме. Не допускается  определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него.

Для всех форм тестового  задания должна быть стандартная  инструкция. Все элементы в заданиях должны отбираться по какому-то определенному, выбранному автором принципу. Предпочтение большому количеству простых по структуре тестовых заданий, а не малому количеству сложных.

В сложных разделительных тестовых заданиях необходимо перечислять  все возможные альтернативы, т.к. в противном случае у обучаемого искажается представление о классификации  или структуре объекта базиса.

Тестовые задания  открытой формы должны отвечать следующим требованиям:

- дополняющее слово или словосочетание ставится в конце и должно быть единственным;

- дополнять надо только важное;

- желательно, чтобы  при формулировке задания дополнение было в именительном падеже;

- все прочерки для дополнения должны быть одинаковой длины;

- желательно дать обучаемому образец ответа.

Закрытая форма  тестовых заданий должна отвечать следующим требованиям:

- равная правдоподобность элементов;

- желательно, чтобы все элементы выбора были равны по длине;

- в элементах выбора желательно использовать один объект или равное количество объектов;

- необходимо исключить повторяющиеся слова в ответах;

- все элементы должны быть верными утверждениями, но только один из них является верным ответом на данное задание, а остальные могут являться верными на другие задания в этом тесте или в других тестах.

Тестовое задание  на соответствие содержат два множества, правый столбик - для выбора, левый - для ответа. В правом формируется, например, на 1-3 элемента больше, чтобы при последней подстановке у учащегося был выбор, а не автоматически подставляемый остаток. Все элементы являются истинными высказываниями.

В тестовых заданиях на установление правильной последовательности может быть избран принцип формирования элементов по алфавиту. Если алфавитный список является верным ответом, то элементы располагать случайным образом.

Методы оценки критериев качества тестов. Классическая теория тестов опирается на теорию корреляции, главными параметрами которой являются надежность и валидность. Надежность - устойчивость результатов теста, получаемых при его применении. Валидность - пригодность теста, т. е. способность качественно измерять то, для чего он создан по замыслу авторов.

Существует  строгая научная теория тестов, позволяющая методологически и методически обосновать их применение и обработку результатов тестирования. Научно обоснованный тест - это метод, соответствующий установленным стандартам надежности и валидности.

По классификации  существуют тесты, ориентированные на норму (рейтинг по сильным - слабым учащимся ) и тесты, ориентированные на критерий (сортировка по трудным - легким заданиям).

По характеру  действий тесты подразделяются на вербальные (выраженные словами) и невербальные (представленные образами).

По степени  однородности задач тесты бывают гомогенные (по одной дисциплине) и  гетерогенные (по нескольким дисциплинам).

По целям  использования: начало обучения, прогресс и трудности в процессе обучения, достижения в конце обучения. Практика школы показывает, что наиболее применимы критериально-ориентированные, в подавляющем большинстве вербальные, гомогенные, нацеленные, как правило, на достижения в конце обучения тесты.

По степени  трудности задания могут быть одноуровневые, т.е. с весовым коэффициентом, равным единице и многоуровневые с весовым коэффициентом.

Под длиной теста  понимается количество заданий, входящих в тест. Классическая теория тестов утверждает: чем длиннее тест, тем  он надежнее. Но практика показывает, что  если тест очень длинный, то ухудшается мотивация и внимание. Практически длину теста следует определять опытным путем, с учетом валидности, времени тестирования и др. Оптимальная длина теста, как показала теория и практика - 30-60 заданий. Соотношение длины теста к числу тестовых заданий должно стремиться к соотношению 1:10.

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования - время от начала процедуры тестирования до момента наступления утомления. Разброс по характеристикам порога наступления утомления довольно большой - от 20 до 100 минут в одной возрастной группе. Основные причины утомления: возраст, мотивация, монотонность выполняемой работы, индивидуальные особенности учащихся. Следовательно, необходимо поддерживать мотивацию на нужном уровне, максимально разнообразить работу за счет введения в оборот всех форм заданий и невербальной поддержки, а также адаптировать программный продукт согласно индивидуальным особенностям учащихся. Например, для легкого тестового задания закрытой формы с выбором одного элемента из предложенных достаточно 10-15 сек.

Соотношение форм заданий в тесте. Выбор формы  тестового задания зависит от содержания курса, цели создания теста, умения разработчика. Усредненный расклад  может быть следующим. В тесте  длиной, например, 60 заданий, рекомендовано не более 10 тестовых заданий открытой формы, примерно по 10 на соотношение и последовательность, остальные 30 заданий целесообразнее давать в закрытой форме.

 

2.2 Требования к материалам тестирования

 

При подготовке материалов следует проанализировать тесты с альтернативными ответами, выбрать те вопросы, которые изучались в рамках реализуемой учебной программы и соответствуют общей концепции преподавания в образовательном учреждении. При отборе вопросов необходимо обратить внимание на те из них, которые отмечены коэффициентом 2, так как они являются наиболее важными (ключевыми). При составлении теста требуется, чтобы соотношение между количеством ответов ("да" и "нет") было примерно одинаковым.

В последнее  время вниманию педагогов предлагается достаточно большое количество разнообразных программных средств для разработки тестов и тестирования. Однако многие из них не могут реализовать современные требования к качеству педагогических контрольных материалов, т.к. сами не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к системам компьютерного тестирования:

- возможность использования четырех форм заданий классического педагогического теста;

- корректировка и перекомпоновка тестовых заданий в зависимости от итогов статистической обработки результатов тестирования;

Кроме того, с  точки зрения педагога, в системах компьютерного тестирования хотелось бы иметь следующие возможности:

- применения мультимедийных технологий при тестировании. В большинстве тестовых оболочек задания представляются в виде текста (иногда с применением графики). Мультимедийные тестирующие системы объединяют текстовые, графические, анимационные и видеоматериалы в наиболее эффективных сочетаниях и используют одновременно все каналы общения для передачи информации: текст, изображение и звуковое сопровождение. Озвучивание вопросов и вариантов ответов позволяет исключить ошибки учащегося при неверном прочтении задания; Графика (рисунок, схема, фотография) может быть включена в формулировку как вопросов, так и вариантов ответов. При этом графический вариант ответа может быть представлен выбором некоторой области на экране (например, область на графике функции, точка либо функция). Истинность или ложность ответа, выбранного испытуемым, тоже может быть представлена графически. Использование анимированной графики, видеофрагментов позволяют сделать более наглядными задания на определение последовательности действий, продемонстрировать развитие ситуации в зависимости от ответа, выбранного испытуемым и т.д.;

- использования псевдотестовых заданий, например, цепных, текстовых, ситуационных и даже нетестовых, например: кроссвордов, ребусов и т.п.;

- применения подготовленного теста не только для контроля, но и для самоконтроля знаний. В этом случае учащийся после выполнения такого теста получает сведения об успешности своих действий, а после окончания самоконтроля может вновь вернуться к заданиям, на которые давал неправильные ответы и попробовать снова ответить. Таким образом, будет реализован элемент тренажа;

- использования алгоритмов адаптивного тестирования, обусловливающих выбор очередного задания в зависимости от ответов тестируемого на предыдущие вопросы;

- проведения тестирования в сетевом варианте.

Перечисленные выше дополнительные возможности расширили  бы сферу применения систем компьютерного тестирования.

Одним из определяющих успех моментов создания тестов является правильный выбор технических и  программных средств.

Термин "технические  средства обучения" появился во второй половине 60-х гг. и под ним понимались системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. По функциональному назначению они обычно делятся на три основных класса: информационные, контролирующие, обучающие. Контролирующие технические средства обучения предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Концепцией информатизации образования в нашей стране в качестве главной материальной основы современного обучения, основным его техническим средством определена ЭВМ.

Параметры используемых ЭВМ в значительной степени определяют возможности эффективного контроля знаний учащихся. Наилучшие характеристики при эксплуатации в школах показали универсальные компьютеры, способные сочетать в себе возможности практически всех видов технических средств обучения. К важным преимуществам относится их возможность создавать обучаемому условия для самостоятельного принятия решений, т.е. индивидуализировать процесс обучения путем создания адаптивных компьютерных программ. Они позволяют успешно автоматизировать учебный процесс.

IBM-совместимый  компьютер является наиболее  подходящим техническим средством  повышения качества обучения и контроля знаний учащихся в современных условиях. Он работает с помощью системных, инструментальных и прикладных компьютерных программ. Наибольший интерес в контексте данной работы представляет второй тип программ. Инструментальные программы - программы-"полуфабрикаты", написанные на языках высокого уровня, позволяют программистам создавать программы специального назначения - пользовательские, прикладные программы. К числу прикладных программ относятся также программы контроля знаний учащихся. Основные принципы создания подобных программ заключаются в том, что они ориентируются на конкретный курс обучения и позволяют квалифицированным пользователям (программистам и преподавателям) создавать авторские программы обучения и контроля знаний учащихся.

Ограниченные  возможности данной работы не позволяют  более детально и глубоко рассмотреть  многие важные проблемы, связанные с тестированием. Однако дать краткую характеристику свойств тестирования просто необходимо.

Адаптивность - способность системы приспосабливаться  к изменяющимся условиям (техническим  и программным средствам).

Открытость  определяется способностью системы под воздействием квалифицированного пользователя подстраиваться под контроль конкретных учебных дисциплин.

Унифицированность заключается в создании такой  системы, на основе которой можно создать ей подобные. Большой ошибкой разработчиков систем компьютерного тестирования знаний является разработка узкоспецифических программ для конкретного учебного предмета. Очевидно, что подобная деятельность является совершенно неэффективной и приводит к неоправданным трудозатратам как программиста, так и эксперта.

Возможность расширения и наращивания системы также  является важной ее характеристикой. Ее обеспечение создает пользователю уверенность в дальнейшей работе, продолжительном использовании системы, в ее модификации, а также в применении различных решений по достижению ее совершенствования.

Не менее  важное свойство - способность системы  осуществлять индивидуальный и групповой контроль знаний учащихся. Кроме очевидных достоинств, она дает возможность использования системы в различных условиях, которые определяет преподаватель, автор теста, исходя из учебных задач.

Если учитывать  все перечисленные свойства, то в  результате будет сформирована система, работая с которой учащиеся получат возможность в режиме самоконтроля проверить свои знания и умения по каждой теме учебной дисциплины в удобном индивидуальном темпе, выявить пробелы по заданиям и затем их устранить. При этом у учащихся повысится мотивация к учению и в значительной степени снимутся стрессовые ситуации, обеспечится глубокое изучение учебного материала, появится уверенность в имеющихся знаниях и адекватности получаемой ими оценки по результатам контроля.

Помимо указанного требования, система контроля знаний должна также удовлетворять следующим  критериям:

- работа в компьютерной сети (локальной и глобальной), возможность проведения тестирования;

- в системе должна быть предусмотрена возможность создания новых тестов и анализа результатов тестирования;

- в системе должны содержаться алгоритмы анализа результатов тестирования (валидность тестов, оценка степени их сложности, сопоставления результатов тестирования разных групп и т.д.);

Информация о работе Тестовая форма проверки знаний школьников на уроках информатики